Фестиваль «Смоленский ковчег» в 2020-м пройдет в новом формате

Культура

Ждали - и дождались! С 1 по 7 сентября в рамках VII Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» на главной сценической площадке региона пройдут постановки трупп из Мичуринска, Владимира, Липецка, Ярославля (Россия), а также Пинска и Минска (Беларусь).

К сожалению, из-за повергшего театр в культурную кому коронавируса юбилейный фестиваль, посвященный 240-летию Смоленского государственного драматического театра им. А. С. Грибоедова, состоится в несколько необычном формате.

На Большой сцене планируется показ семи спектаклей. С работами шести участников конкурсной программы - из Самары, Смоленска, Великих Лук (Россия), Витебска (Беларусь), Варшавы (Польша) и Этрана (Швеция) - можно будет ознакомиться на официальной странице драмтеатра в социальной сети «ВКонтакте».

Плюс - закрытый показ видеоспектаклей. Жюри оценят шесть «заочных» постановок коллективов из Арзамаса, Тольятти, Рязани, Смоленска (Россия), Гродно и Гомеля (Беларусь).

Большая сцена

Театральный праздник в Смоленске откроется 1 сентября визитной карточкой драмтеатра - комедией «Горе от ума» (12+) в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского. Что и неудивительно, ведь в этом году исполняется 225 лет со дня рождения язвительного и ироничного Грибоедова, который прославился своим драматургическим «Горем»!

Александр Сергеевич Грибоедов - невероятно сложный автор для реализации сценических замыслов. Его блистательное остроумие, нашедшее отражение в хлестких афоризмах, из которых и состоит «тело» пьесы, чересчур литературно. А значит, многословно. Обилие текста мешает режиссеру построить яркое и образное сценическое действо, существенно затрудняя выбор выразительных инструментов и средств.
Что сделал Виталий Михайлович? Он деликатно стряхнул «нафталин веков» с комедии, приевшейся многим еще со школьной скамьи. И в конечном итоге горький и лукавый манифест Грибоедова чудеснейшим образом превратился в насыщенное издевкой трагикомическое действо! Сидел бы себе Чацкий в сторонке, наблюдая за «жизнью насекомых», так нет же: влез в самую гущу человеческого муравейника, разворошил его и, сетуя на несправедливость и всеобщую бесправедность, чешется, искусанный «человекомуравьями», как обезьяна на ярмарке! Обижен и смешон, и поделом…
Интересный нюанс - интерлюдии с участием некоего Комедианта, в котором легко узнается сам драматург. Александр Сергеевич в цилиндре, поблескивая очками, время от времени появляется на сцене. Он как будто бы проверяет, как поживают его марионетки - персонажи пьесы.

Однако режиссер в своем переосмыслении пьесы не собирался извращать Грибоедова до актуальной вульгарности современности. Категорически избавившись от декораций, Барковский очищает поле для восприятия потока грибоедовской мысли. Гармоничные пластические этюды изящно подчеркивают атмосферу эпохи, соединяя «век нынешний и век минувший». Пластика танца как нельзя лучше отражает характеры персонажей - духовную пустоту, поверхностность, лицемерие и «кувшинность рыл». Танец - это один из способов заострить внимание зрителя на чтении текста Грибоедова и монологов героев его пьесы. Ведь зритель порой бывает нечуток к словесному фонтанированию, реагируя лишь на отдельные, показавшиеся забавными реплики. Ну и, конечно же, его внимание привлекают визуальные пассажи. На фоне извивающихся на сцене суетливых тел как нельзя сильнее бросаются в глаза комичная ходульность путешественника по волнам философской мысли Чацкого и статичность его альтер-эго - Скалозуба.
Чтобы показать омерзительную паутину бессмысленных тотальных сплетен, опутавших высший свет, Барковский запускает фонограмму, где текст читается наоборот. Какофония звуков, имитирующих речь, как нельзя лучше передает обстановку безвременья XIX века. Какие изменения произошли в сознании современников? Да никаких!

Может ли отдельная личность быть услышана обществом? Что такое правда и какова ее цена? Как ни пытается Чацкий показать всю силу своего ума, режиссер еще раз напоминает зрителю: «Горе от ума» - не трагедия!

2 сентября встречайте Мичуринский драматический театр! На Большой сцене драмтеатра - пьеса-воспоминание «Стеклянный зверинец» (16+) Теннесси Уильямса.
Американский классик, сочиняющий героев, которые не умеют и не желают признавать окружающий мир и живущих исключительно в своем, близок русскому театру.
«Стеклянный зверинец» - образец чистейшей поэзии, простоты и ясности. Первая (из великих) пьеса Теннесси Уильямса, самая тонкая, самая нежная, как будто написанная акварелью», - отмечал критик А. Деев в рецензии «О драматургии Т. Вильямса».
История семьи Уингфилдов с ее конфликтами на разрыв и любовью-ненавистью, запутанная, трогательная и жесткая в интерпретации режиссера Гульнары Галавинской, конечно, вызовет споры и размышления. А значит, будет интересна.
В своей во многом автобиографичной пьесе Уильямс не доводит ситуацию до трагического завершения - тогда он еще не знал, чем все закончится в реальной жизни. И режиссер добавляет в спектакль фрагменты из предельно откровенных «Мемуаров» драматурга, чтобы прояснить дальнейшую судьбу персонажей и одновременно обострить происходящее.

3 сентября смоляне познакомятся с творчеством Полесского драматического театра (Пинск, Беларусь). На Большой сцене - horror в двух действиях по мотивам повести Н. В. Гоголя «Вий» (16+), режиссер Павел Маринич.
Благодаря талантливой драматургической обработке произведения Ниной Садур даже зритель, досконально знающий оригинал, будет приятно удивлен и заинтригован сюжетными поворотами.
В спектакле тесно переплелись и блистательный юмор, и парализующий ужас, и философские размышления о трагической неустроенности бытия и месте в нем маленького человека, борющегося с непреодолимыми обстоятельствами, ведущими его к гибели. Зрителя и сцену, представляющую некий «портал в параллельный мир», разделяет незримая черта, легко стирающаяся при переходе из одного эмоционального состояния в другое.
Талантливая игра актеров, потрясающе выстроенный свет и звуковое оформление создают завораживающее действо, разрешая и смеяться, и плакать, и сопереживать всем: колоритным казакам, гарной молодице Хвеське, ведьме Панночке, бурсаку Хоме. И страх заползает в душу, заставляя задуматься о борьбе двух начал в самом человеке - темном и светлом, приземленном и возвышенном, плотском и духовном, и не оставляя никого равнодушным.

4 сентября в Смоленской драме дает концерт-поздравление «Звезды театра сияют для вас…» (12+) Белорусский государственный академический музыкальный театр из Минска.
В программе - восхитительные арии и дуэты из популярнейших мировых мюзиклов, оперетт, незабвенные эстрадные хиты, любимые мелодии из кинофильмов и музыкальной классики.
Необычное смешение жанров, яркие концертные номера и хорошее настроение гарантированы!

5 сентября Владимирский академический областной театр драмы порадует смоленских зрителей мелодрамой в двух действиях «Пять вечеров» (14+).
В центре пьесы Александра Володина - встреча (а может, и вся жизнь) двух «маленьких винтиков великого государства» - смешных, неловких, трогательных, но непобедимо прекрасных Мужчины и Женщины, разлученных войной и послевоенной трагической неразберихой и мучительно вновь друг друга обретающих.
Володин наделил сюжет множеством выразительных деталей советского послевоенного быта и «специфической» психологии советских людей. На наш взгляд, создателям спектакля удалось передать володинские лиризм и юмор с предельной чуткостью и… «ностальгическим пониманием».

6 сентября Смоленск примет Липецкий драматический театр. На Большой сцене драмтеатра - баллада Алексея Дударева о войне, любви и молодости «Не покидай меня» (12+).
Действие спектакля происходит в 1944 году в Белоруссии. Идет массированное наступление советских войск в западном направлении. Капитан Михасев получает в свое распоряжение разведгруппу для выполнения особого задания. Четыре вчерашние школьницы должны пройти специальную подготовку, проникнуть в тыл врага и... погибнуть.
Мысль о том, что война тяжелым катком прошла по человеческим судьбам, ломая жизни и отбирая самое дорогое, лейтмотивом звучит через всю пьесу. Несмотря на трагичность ситуации, спектакль светлый, живой, романтичный.

7 сентября состоится подведение итогов VII Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег», а также специальное событие форума - моноспектакль по пьесе Натальи Милантьевой «Пилорама плюс» (18+).
Постановка Российского государственного академического театра драмы им. Федора Волкова (Ярославль) будет показана в рамках межрегиональной программы «Большие гастроли».
Спектакль «Пилорама плюс» родился в рамках совместного проекта фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и Первого русского театра после удачно проведенной режиссером Елизаветой Бондарь читки.
Эта современная постановка смело, порой даже грубо в лице простого, но талантливого плотника Сани рассказывает зрителям историю любви. Любви всепоглощающей, стирающей грани реальности, страстной. А также историю тотального одиночества и коммуникативных проблем, которые свойственны не только образованным слоям общества. Главное в спектакле то, с каким высоким градусом чувственности, достойным высокой трагедии, главный герой в исполнении Виталия Даушева отчаянно сражается за свое право любить.
Пьеса Натальи Милантьевой «Пилорама плюс» вошла в шорт-лист авторитетного в России фестиваля молодой драматургии «Любимовка».
«Пилорама плюс» - страстная драма о дремучей любви, - пишет театральный критик Анна Банасюкевич. - Саша - работяга, плотник, Катя - его бывшая одноклассница и предмет вожделения. Но Катя - музыкант, она совсем из другой сферы, а еще - замужем. А еще у нее ребенок. Череда нелепых, опасных встреч, коротких разговоров, полных насилия и унижения, сумасшедшие пьяные письма с признаниями и угрозами. У героя - одна любовь, но две жизни - дневная, когда он караулит Катю и объясняется, а также ночная - когда в пустом цеху пьет водку и разбирается с тем, что творится в его голове. Значительная часть пьесы - разговоры Саши со станками, когда его чувственное безумие и тотальное одиночество оживляют неодушевленное. Главное, что захватывает в этом тексте, - увлекательная несоразмерность банальной ситуации и какой-то средневековой темной чувственности».

Спектакли в «ВКонтакте»
1 сентября на страничке драмтеатра в соцсети - «притча-балаган» от театра «Самарская площадь» «Кавказский меловой круг» (16+). Время показа - 19.00.
Спектакль с пронзительной музыкой Гии Канчели решен в жанре яркого комического балагана, но повествует о серьезном и сокровенном. Сюжет пьесы Брехта основан на библейской притче о человеческой бескорыстности. В очерченный на земле мелом круг вступают две женщины. Одна родила ребенка, другая спасла его во время войны и вырастила, пройдя через цепь событий и испытаний. Этим женщинам предстоит бороться за признание права на материнство…
Бывает, судьба загоняет тебя в капкан безысходности, ты живешь с ощущением полного тупика, и вдруг происходит нечто чудесное, абсолютно неожиданное - и в твою жизнь приходит настоящее счастье...
Есть ли в нашем мире высшая справедливость и счастье? Постановка «Кавказский меловой круг» доказывает, что есть!

2 сентября смотрите в «ВКонтакте» спектакль на белорусском языке «Волколак» (16+) в постановке Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа. Постановка начнется в 15.00. Остальные спектакли «дистанционного» конкурса назначены на это время.
«Волколак» - это «путь обращения», поставленный по одноименному рассказу из знаменитой книги «Шляхич Завальня», написанной Яном Барщевским -
одним из основателей белорусской литературы.
«Волколак» поднимает спорный моральный вопрос - вопрос мести. Создатели постановки в Коласовском театре точно показывают воздействие этого чувства на человека. К чему может привести взращенное внутри зерно зла? Приносит ли месть успокоение? Как избавиться от тьмы, которая уничтожает душу?
В спектакле артисты богато используют белорусский фольклор: обряды, пословицы, свадебные пожелания, заговоры, народные аутентичные песни, в том числе в обработке известного этно-трио «Троица».

3 сентября - «Базаров» (16+). Спектакль представляет Великолукский драматический театр.

4 сентября - «польский день». Труппа из Польши (театр «День смерти Моцарта») дает на Малой сцене спектакль по пьесе актрисы и драматурга Нины Черкес-Гжелоньской «Три сестры…» (16+).
Режиссер призывает зрителя к разговору о сложности восстановления равновесия между Добром и Злом. Казалось бы, простые истины, лежащие на поверхности разумения жизни, не могут найти отклик в человеческих душах. Все современные средства понимания этой вечной формулы вызывают сомнения и терпят фиаско. Сложившиеся веками ценности выглядят неубедительно...
Спектакль - о надежде и возможном выходе из этого тупика.

5 сентября волшебный мир моря («Bortom Havet», 16+) представит постоянный гость «Смоленского ковчега» - «Театр Альбатрос» (Швеция, Этран).

6 сентября в театральный марафон включается Смоленский Камерный театр с его историей о преступлении и большой любви в одном действии «Сны Родиона Романовича» (12+).

Закрытый показ

«Смоленский ковчег - 2020» берет на борт (конечно же, заочно) трагикомедию Гродненского областного драматического театра «Очень простая история» (12+); трагедию Арзамасского театра драмы «Антигона» (12+); спектакль о роковой любви от Молодежного драмтеатра из Тольятти «Бунин. Темные аллеи» (16+); драму «Фауст» (18+) в постановке Рязанского государственного ордена «Знак Почета» областного театра драмы; социальный гротеск Гомельского городского молодежного театра «Урод» (16+), а также комедию «Ревизор» от студии эстрадного молодежного театра СГИИ (Смоленск).

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
22 минуты назад

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
Новости партнеров