«Локоть к локтю, кирпич в стене…» - эти слова Бориса Гребенщикова вполне могли бы стать эпиграфом к литературно-музыкальному фестивалю «Смоленская крепость-2020: открытая поэзия», который прошел в ЦПКиО «Лопатинский сад». На сцене Массового поля смоленские и московские поэты прочитали стихи и спели песни, как собственного сочинения, так и других современных авторов.
Впервые литературно-музыкальный̆ фестиваль «Смоленская крепость» состоялся в середине 1990-х годов по инициативе творческого объединения «КЭПНОС». Тогда же был выпущен одноименный сборник произведений местных авторов.
Спустя почти четверть века (летом 2019 года) литераторы решили возродить «Смоленскую крепость» и организовали под таким названием вечер адекватной поэзии в городском «Центре культуры». Тогда с чтением своих текстов выступили не только местные, но и столичные поэты, любящие наш город.
В этом году мероприятие приобрело статус фестиваля и получило поддержку департамента Смоленской области по культуре.
В фестивале приняли участие: Алексей Антонюшенков (Смоленск), Сергей Былинский (Москва), Сергей Геворкян (Москва), Эдуард Кулемин (Смоленск), Владимир Пореш (Смоленск), Олег Разумовский (Смоленск), Александр И. Строев (Москва), Сергей Синяков (Смоленск – Москва).
Сергей Синяков, смоленско-московский поэт, один из организаторов фестиваля:
- Перезапуск «Смоленской Крепости» был затеян в первую очередь для того, чтобы познакомить и подружить московских и смоленских поэтов и музыкантов. Сломать стереотипы, согласно которым «москвичи - надменные, дальше МКАДа ничего не видят и страшно далеки от народа», а смоляне, соответственно, провинциальны и не в курсе новейших культурных тенденций. Фестиваль показал, что мы отлично взаимодействуем, талантливы каждый по-своему и способны оперативно организовывать общие проекты. Мы очень разные. Стоит сравнить классическую по форме поэзию москвича Сергея Геворкяна и радикальные вещи смолянина Эдуарда Кулемина. Или куртуазность столичного поэта Сергея Былинского и свирепый реализм смоленского прозаика Олега Разумовского. Но при этом мы очень похожие. Попробуй рассмотри что-то специфически московское в песнях Александра Строева или что-то местечковое в музыке, которую играют Алексей Антонюшенков из «Карамазов Драмс» и Владимир Пореш. Очень порадовало выступление Юрия Щегловского, моего соратника по самой первой, из 90-х, «Смоленской крепости». Все мы понимаем, что без творческой движухи жизни нет. Карты, понятное дело, смешал «ковид». В более благополучное время публики, надеюсь, будет больше. Прав я или нет, мы узнаем через год, когда проведем новую «Смоленскую Крепость». Мы пригласим туда своих друзей из обоих городов - пишущих, поющих и играющих, как хорошо знакомых смолянам, так и мало известных. Надеюсь, на сцене будет больше женских голосов. Хочу отдельно поблагодарить за участие в фестивале москвичку Ольгу Тананко и смолянку Яну Дюковскую - храбрых и талантливых поэтесс. Я всегда очень рад показать новым людям свой любимый город - и фестиваль дает такую возможность.
Сергей Былинский, московский поэт, участник фестиваля:
- Фестиваль «Смоленская крепость-2020» позволил познакомить смолян с не ангажированной поэзией Москвы и Смоленска. Поэты представили на суд собравшейся в «Лопатинском саду» публике свои стихи разных лет. Поэтические темы были весьма разносторонними. От сугубо лирических до остро социальных. Фестиваль вызвал неподдельный интерес у прогуливающихся по саду горожан, останавливающихся перед сценой, с которой звучали стихи. На протяжении двух часов Лопатинский сад стал знаковым литературно-музыкальным местом, где вершилась сверхзадача поэзии - глаголом жечь сердца людей.
Александр Строев, поэт, писатель, режиссер, музыкант, лидер группы «Каникулы Гегеля», участник фестиваля:
- Поэзия это такая вещь, которая приподнимает вас над обыденностью, заставляет посмотреть чуть выше на все, заглянуть в себя. Мне кажется, поэзия - это не качество стихосложения, а это энергия, которую ты способен передать, чтобы ее услышали.
Анатолий Соловьяненко.
Фото Павла Боржеева.