Без права на правду

Культура

Молодые не понимают советских фильмов о Великой Отечественной. Большинству из них, привыкшим к компьютерным играм, нужны шумные экшн-поделки с примитивным, но лихо закрученным сюжетом и динамичными съемками.
Так что в год празднования 75-летия Великой Победы над военным кино особо заморачиваться не стали, выплеснув на экран псевдохудожест­венные помои, а еще добавили модных ЛГБТ-страданий. Куда ж без них на войне?
Посмотрим, чем же нас недавно порадовали кинематографисты. Речь пойдет о качественном авторском кино и о фильме, похожем на вражескую пропаганду. «Дылда» и «Ржев».


«Дылда». Частный случай

Драма сокуровского ученика Кантемира Балагова «Дылда» - пронзительный, деликатный, какой-то звеняще-тонкий фильм о сломанных войной женских судьбах - не зря получила главный приз за режиссуру на Каннском кинофестивале в секции «Особый взгляд».
Рыжая дылда Ия (Виктория Мирошниченко) - комиссованная после контузии зенитчица, после войны (1945 год близится к концу) она работает медсестрой в госпитале. Ия - ангел смерти, которому поручено взять на себя эвтаназию изувеченных бойцов, не желающих влачить жалкое существование и быть обузой для родных и близких.
Практически все действие фильма разворачивается в тесноте ленинградских коммуналок и декорациях бывшего военного госпиталя. О войне напоминают лишь несколько деталей, вернувшаяся с войны подруга-фронтовичка Маша и малыш, прижитый где-то в бою то ли Машей, то ли Ией.
Во время очередного бесшумного приступа контуженой Ии мальчик погибает, и теперь у подруг одна задача - заполучить нового ребенка на мужском безрыбье. Стеснительная высоченная Ия, по меркам 1940-х, некрасива, а разбитная Маша, получившая ранение в живот, бесплодна. Война свое подлое дело сделала, изуродовав тела и души этих молодых женщин. Вот и швыряет жестокая, равнодушная к калекам жизнь этих девочек в объятия друг к другу. Но как же тщетно их желание склеить свой сакраментальный союз ребеночком!
Лесбийские чувства (отсюда и приз за «Особый взгляд» в Каннах) Ии и Маши так и останутся непроявленными, как засвеченный негатив. Но мы-то понимаем, о чем идет речь! В любом случае это фильм о мире, из которого ушли радость и душевное тепло - в одну из блокадных холодных и голодных ночей.

История

В «Дылде» есть что-то сюрреалистическое, ирреальное и при всем том страшное и смешное. Разоренные, замороженные войной люди живут бок о бок с новой, высокомерной советской аристократией, выгуливающей в усадьбе борзых и чинно обедающей на серебре. Жены отказываются от героев-мужей, превращенных безжалостной мясорубкой в бесполезные в нынешней послевоенной жизни обрубки. Потерявшие надежду на любовь девушки превращаются в лесбиянок. Зачатие - невозможное чудо, потому что они вынуждены жить в мире, лишенном мужчин.
Фильм снят в фирменном стиле Жан-Пьера Жене («Амели») - в красно-зеленых тонах. Красный (опустошенная войной Маша) - цвет крови. Спокойный зеленый (Ия, которой о войне напоминают лишь приступы). Неожиданная для фильма о послевоенной жизни стилистика!
Прорастет ли свежая трава сквозь пропитанную кровью почву? Ясно одно: на это нужно время, много времени, но у Маши и Ии его нет. Женский век слишком короток.
Кого бы ни пытался копировать молодой режиссер Кантемир Балагов, Германа-старшего или Жан-Пьера Жене, очевидно, что в российском искусстве появился большой Мастер кино.
Но суть спича в другом. «Дылда» Балагова - фильм о посттравматическом синдроме, и это частный случай. Маленький фрагмент, выдернутый из огромной мозаики картины Великой Оте-чественной. Новых масштабных полотен нет.

«Ржев». Плевок в душу ветеранам

Фильм Игоря Копылова создан по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью», которая была написана в эпоху перестройки.
Поэтому и неудивительно, что выброшенный в декабре прошлого года на большой экран «Ржев» «зеркалит» первоисточник до неприличия. Отсюда и штампы, от которых тошнит: «комбат - кровавый безумец», «еврей-политрук, не авторитет для бойцов», «беспартийный алкоголик ротный», «придурковатый фанатик особист Рыков», «урки и хохлы - замостырщики», «белая кость», воюющая за Россию, «терминаторы - немцы с огнеметами» и бесконечные жалобы солдат на советскую власть.
Примитивный «джентльменский набор», ставший едва ли не обязательным для современного так называемого военного кино.
За этими штампами выхолащивается подвиг народа. Нивелируется Великая Победа.
Информация к размышлению. Фронтовик Кондратьев воевал подо Ржевом и был награжден медалью за бой за деревню Овсянниково. К чести автора повести «Искупить кровью», в 1992 году он, пережив развал страны, за которую воевал, откажется от своих взглядов и начнет публиковать статьи с резкой критикой беспредела, происходящего в стране. В 1993-м
Кондратьев умрет. Его сердце не выдержит.
«Ржев» - мерзопакостный антисоветский фильм, который замесили на откровенной «чернухе». Плевок в душу ветеранам.
Зачем тогда он вышел в прокат? Для кого? Кто дал деньги на съемки этой развесистой клюквы с очевидным «власовским» уклоном про совершенно не умеющих воевать русских солдат и про немцев-героев?
Кому могла понравиться эта ахинея? Неужели человек, у кого деды и прадеды сложили головы в бою, посмотрев провокацию Копылова, скажет: «Разве эта фальшивка и есть настоящая правда о войне, которую мы ждали?»
На афише фильма было написано: «Честно о засекреченной битве».
На деле - вранье. Бессовестное и безапелляционное.
К тому же тот, кто писал сценарий и снимал эту картину, не имеет абсолютно никакого представления о военном деле. Главное - создать у зрителя ощущение бессмысленной бойни, в которой гибнут хорошие (и не очень) парни под глумливые вопли фрицев «рус, сдавайся!» А почему бы и не сдаться фрицам, которые будут их совершенно бесплатно поить баварским пивом и подносить на блюдечке сочные сосиски?
Но нет! Садюга комбат, несмотря на активное сопротивление ротного, посылает личный состав на убой. Людей этот маньяк не бережет. И воевать возглавивший батальон параноик не умеет
НИКАК. Рота (четверть батальона) погибает, а комбат с каменным лицом требует новых жертв на алтарь бездарной стратегии и тактики...
Именно поэтому зритель вынужден 15(!) минут экранного времени вслушиваться в перепалку комбата со своим замом, который не собирается воплощать идиотские приказы «Жукова местного разлива».
Итог дискуссии прямолинейный. Мы потеряли в схватке подо Ржевом, завершившейся 31 марта 1943 года, больше миллиона людей потому, что советскими бойцами командовали карьеристы, садисты, приспособленцы, предатели и трусы.
А дальше-то что? На экран выплескивается фантасмагория с поиском трофейного шнапса в окопах и хаотической беготней политрука за ротным, что само по себе абсурдно. Если командир подразделения погибал, политрук был обязан взять командование на себя (и ему полагалось любым путем оставаться живым, чтобы принять «эстафетную палочку»).
Апофеоз искусственной идиотии фильма Копылова - это сцены с особистом Рыковым. Бывший детдомовец, цепной пес советской власти, готовый за нее любому горло перегрызть, Рыков с тупым упорством преследует врагов народа. Его и пуля-дура не берет, и штык-идиот против него бессилен.
Единственное, что может привлечь внимание зрителей в «Ржеве», так это съемки рукопашной. Но и они сделаны «по-тарантиновски», с фонтанчиками крови, которые вырываются из пробитых аорт и артерий. Кишки наружу, пробитые штыками головы, оторванные конечности...
Трах-бах, над которым думать не нужно, под фоновые разговоры по душам «за Расею-матушку» и нытье предателей, желторотых юнцов да жалобы урок на гнусные Советы, что солдату кашу с мясом на передовую не поставляют и чистого белья, как при царе-батюшке, в атаку не выдают...
Такое вот «искупление кровью», подоспевшее к 75-летию Великой Победы. Стыдно и больно за ржевскую землю, каждый метр которой пропитан кровью наших безымянных солдат.
«Ржев» - это ода уголовникам и бывшим. Кино, которое нужно забыть.
Я голосую ПРОТИВ таких фильмов. А вы?

P. S. Остается надеяться, что мы все-таки увидим настоящую масштабную правду о войне, а не частные случаи и лихо сфабрикованные фальшивки.
Говорят, Алексей Герман-младший взялся за драму «Воздух» про советских летчиц. Но, с большей вероятностью, ничего нового о войне теперь все равно не скажут.
Обескровливание Великой Победы продолжается.
Филипп Янковский работает над фильмом по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Знаете, кем был главный герой произведения Александра Исаевича? Дезертиром.
Пробили дно. С чем вас и поздравляю!

Фото: яндекс.ру

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров