Оптимистический… «бал монстров» в Смоленске

Культура
Человеческая природа причудлива, капризна и мстительна, люди чаще всего глухи и жестоки друг к другу, они склонны к насилию… И все же не безнадежны! Так думает и об этом пишет ирландский драматург  Мартин МакДонах. Пишет беспощадно правдиво, горько и очень смешно. Его пьесы глубоко духовны, они дышат любовью к человеку и с болью за него.
В «Королеве красоты» смертельно воюют за свое счастье старая беспомощная мать и одинокая и несчастная дочь. Темперамент у обеих героинь зашкаливает все мыслимые пределы, поэтому разборки выглядят то фарсом, то настоящим «кухонным боевиком». В ход идут любые средства, от банальных скандалов до демонстрации бумаг из психбольницы и обливания кипящим маслом…
Теперь и у смолян есть возможность познакомиться поближе с творчеством МакДонаха – 15 февраля на Малой сцене драмтеатра состоится премьера трагикомедии «Королева красоты», которую ставит Олег Кузьмищев.  
- Я не слышал прежде о Мартине МакДонахе, - признался Олег. - Как-то в разговоре Андрей Курганов посоветовал прочесть пьесу «Королева красоты». Андрей увлекается западной драматургией, он же не только в драме играет, но и в театре «Миракль» работает,  а там собрались большие любители современных европейских авторов.  Ирландец Макдонах – достаточно молодой драматург, это его первая пьеса, написанная в 1996 году. Кстати, за «Королеву красоты» Макдонах удостоился премии Лоренса Оливье.
- И все же, чем обусловлен выбор пьесы?
- Зачем Достоевский написал «Преступление и наказание», почему герои его романов существуют на грани созидания и максимального личностного распада? Основной, волнующий человека вопрос, -  какой избрать путь, балансируя на тонкой грани между нормой и аномалией, психическим расстройством.  Пограничное состояние – и есть самое интересное в человеке.  Вот что важно. Остальные, бытовые проблемы  второстепенны, ничтожны и мелочны, их для того и ставят во главу угла в комедиях, чтобы высмеивать.
- Наконец-то мы увидим умную постановку. Уже устали смеяться. На большой сцене - два коммерческих,  абсолютно одинаковых по содержанию спектакля – «Боинг-боинг» и «Слишком женатый таксист»…
- Руководство театра считает, что комедий в репертуаре вполне достаточно. Действительно, два года назад ощущалась нехватка развлекательного жанра, способного удовлетворить публику, которая пришла отдохнуть и посмеяться. Комедии дают театру возможность заработать деньги, но, в то же время, есть и положительный момент -  касса позволяет подумать и о другой части зрительской аудитории, которая  нуждается в интеллектуальной драматургии. Сегодня хочется эмоциональной встряски, серьезного разговора на вечные темы.
- Над сценографией вы работаете с художником Николаем Агафоновым. Как будет оформлен спектакль?
- Предельно просто. Бабочки и прозрачная разделительная стена, которая способствует универсализации двух миров.
- Пьеса построена на конфликте матери и дочери…
- Мне кажется важным затронуть вечную, тургеневскую проблему отцов и детей, не опускаясь при этом до буквального, плотско - физиологического, психического конфликта. Скорее, хочется поговорить о том, чего я могу требовать от ребенка, и что он может дать своим родителям… До каких пор ты имеешь право влиять на другого, зависимого от тебя человека, которого впоследствии ждет свой жизненный путь?  Разве ты знаешь, что творится в чужой душе?
У нас была изначальная задумка назвать спектакль «Королева Лир», тем самым, приоткрыв  взаимоотношения между матерью и дочерью, которую мать старается насильно удерживает, подминает под себя. Образно говоря, «Король Лир» наоборот. Но  причина, почему мать ее не отпускает, остается между строк. Зрителю нужно будет «прочитать» этот невидимый текст и понять, почему все это происходит? Что заставляет дочь остаться с матерью?
- А зрителю захочется жить дальше после просмотра  спектакля?
- А после спектакля «Ночь Гельвера» вам хочется жить? Скорее да, чем нет. Поступок героя пьесы потрясает духовной мощью! Если же говорить о Макдонахе,  то этот драматург позволяет режиссеру ставить спектакль в жанре «черной» комедии, или трагикомедии. В его пьесе присутствуют элементы комедийности, как и в реальной  жизни! Быть может, я кощунствую, но если со стороны понаблюдать за людьми, у которых в жизни произошла трагедия, они ведут себя порой предельно смешно… И вдруг, повторюсь, из смеха сквозь слезы неожиданно вырастает главный вопрос, закрученный в быте, в котором мы варимся ежедневно, куда-то спеша, зарабатывая деньги, тратя свои силы на совершенно несущественные проблемы! Главный вопрос, возникший с момента появления человечества, - как кость в горле, от него никуда не деться. Для чего ты существуешь на свете? И не пытайся прикрыться бытовой суетой, все равно тебе придется на него ответить. Впрочем, вопрос смысла жизни ставился тысячу раз, само словосочетание «смысл жизни» девальвировалось... Сильное понятие, но – затертое до дыр. Замусоленное.  Сегодня говорить о нем бессмысленно, не хочется сбивать с толку людей.
- А что же для вас в таком случае важно?
- Поставить спектакль. Чтобы  его увидели зрители. Будут ли они размышлять, над вопросами, затронутыми в спектакле?!
- Чем обусловлен подбор актеров – Инны Флегантовой, заслуженный артистки РФ Галины Круть и Андрея Курганова?
- Отчасти хотелось, чтобы они внешне были очень похожи. И не случайно в «Королеве красоты» Курганов играет двух персонажей - братьев. Один из них уже прошел большую часть жизненного пути, другому только предстоит его начать… Возраст, по большому счету, ипостась одного человека. скрывать не будем, только покажем, как он изменяется внешне и внутренне.
- Что скажете о музыкальном оформлении?
-  Это очень личный момент, который нельзя обойти стороной.  Музыка при прочтении пьесы должна придти изначально. Я вижу слова и вдруг неожиданно для самого себя задумываюсь: как создать нужную атмосферу спектакля? Я слышу композицию, необходимую для пространственного решения постановки, и только после этого начинаю конструировать, где она будет звучать, в каком качестве я наполню ею ткань спектакля.   Музыка должна скреплять эту ткань, но ни в коем случае не отвлекать внимание зрителя. Необходимо четкое, дозированное соотношение! «Королева красоты» должна обрести  современное звучание. На мой взгляд, попадание есть, - эмоционально, по гармонии стилизация, которую я подобрал, идеально подходит для ирландской пьесы.
Справка «РП»
Мартин  МакДонах  родился в районе Камбервелл в Лондоне, в 1970 году, в ирландской семье рабочего-строителя и уборщицы. Брат Мартина, Джон, пытался стать писателем. Эти попытки заставили Мартина попробовать писать самому. Первые два десятка радиопьес и сценариев были отвергнуты редакциями. Но в 1997 году пришёл успех: пьеса «Красавица из Линэна», написанная годом ранее за восемь дней, была поставлена на Бродвее и, помимо известности, принесла автору театральные премии «Evening Standard» и «Тони».







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров