Высоцкий. Спасибо, что… мертвый

Культура
Цинизм напористой пиар - акции, развернутой Константином Эрнстом вокруг фильма Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой», ужасает. Поэтом и после его смерти продолжают торговать, причем весьма успешно.  Совершенно очевидно, что продюсерам картины было недостаточно ожидаемого интереса зрителей к фигуре «шансонье всея Руси», пиарщики решили всеми возможными способами подстегнуть ажиотажный спрос публики на Высоцкого.  Издательство «Амфора» выпускает десятитомник «Собрание сочинений Владимира Высоцкого в 10 томах» с CD-приложением,  ТВ ежедневно бомбардирует аудиторию животрепещущими подробностями о съемках фильма и программами о последних днях  жизни Гражданина и Поэта… От этой мышиной возни начинает тошнить не только имеющих устойчивый иммунитет к «большим стиркам» и не прислушивающимся к тому, что «пусть говорят!»  с экрана поклонников творчества Владимира Семеновича, но даже тех, кто был не прочь покопаться в грязном белье русского Сержа Гейнзбура. Но, тем не менее, эффект достигнут – эту картину посмотрят ВСЕ. И даже те, кому Высоцкий по барабану. 
Говорить о художественных достоинствах психологического, по сути, экшн-детектива о событиях в Бухаре, произошедших за год до смерти барда, достаточно сложно. Их мало. Также нет смысла восхищаться  новыми технологиями, которые применены авторами проекта, которые стремились создать максимально приближенный к реальности образ Высоцкого – об этом уже писано-переписано. Не будем и гадать о том, кто послужил «основой», на которую была наложена компьютерная «калька», Безруков или Вдовиченков.   Скорее всего, последний – Буслову близка органика именно этого актера, сыгравшего главную роль в «Бумере» и «Бумере-2». Зацикливаться на «слухах в виде версий» бессмысленно, все равно Никита Высоцкий считает, что оглашение имени человека, воплотившего на экране образ его отца, помешает целостности восприятия картины.   Важно другое. Сама фабула проекта подталкивает к осознанию главной мысли: КАК символ эпохи становится продуктом, который выгодно продавать даже тем, кому он дорог. Наживаться на невероятной популярности поэта, спекулируя на чувствах простых людей, не имеющих ни малейшего представления о закулисной игре вокруг имени их кумира, которого сама жизнь (а кому не хочется жить хорошо?) подталкивает к «левым» концертам. Вот, пожалуй, основная линия фильма, рассказывающая о понятных современниках материях – как под грузом бабла гибнет Личность. Высоцкий, превращаясь в товар, перестает быть творцом. Он больше не Поэт. Он – загнанная, обреченная лошадь, мечтающая уколоться и забыться, чтобы выжить в поединке со смертью, в котором победителей не бывает. 
Очень многим, посмотревшим «Высоцкого», крайне не понравилось, что их идол показан слабым, уставшим от жизни человеком, к тому же измученным пристрастием к морфину. Они-то привыкли видеть в нем экранного Жеглова – бесшабашного, жесткого, прямолинейного!  Им, не знающим о "Гамлете" и "Пугачеве" с Таганки, не понять, что Высоцкий играл Жеглова, отнюдь не натягивая на него свою поведенческую, психологическую «схему». Он всего лишь играл того, кем хотел быть, но не смог. К счастью, ему удалось другое - спроецировать всю свою духовную (но не физическую!) мощь в оживших в хрипе строках, оставшись в Вечности. И в памяти людской – по данным опросов, проведенных ВЦИОМ в прошлом году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина.  Но для этого  необходимо перестать быть объектом спекуляции. Доказать самим фактом своего существования, что ты – матерый серый хищник, а не собака, с рождения привыкшая к ошейнику и поводку.
Изначально проект планировали назвать «Черный человек», затем концепция изменилась. Но антитеза очевидна – противостояние  Поэта и «черного человека в костюме сером» - вездесущего гэбиста, которого играет Андрей Смоляков, хоть у Буслова извечная борьба свободы и власти оборачивается фарсом. Гэбист неожиданно вспоминает о том, что он тоже был рожден волком,  и принимает сторону тех, кто находится по ту сторону красных флажков. Что ж, красивая вышла сказка, да финал ее  все равно печален. Мысль о месте художника в мире, где все продается и покупается, не отпускает.  В мире, где ни церковь, ни кабак, ничего не свято, по- прежнему все не так. Все не так, ребята…


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
51 минуту назад
Сообщение об их пропаже появилось на форуме ПСО «Сальвар» се...
13 минут назад
Мужчина не стал жаловаться, но решил донести до земляков «ин...
сегодня, 20:37
Такова официальная статистика обращений за медицинской помощ...
сегодня, 20:00
Судебные приставы «поймали» должника с помощью спецоборудова...

Опрос

Как вы относитесь к бесконтактной оплате проезда в транспорте?


   Ответили: 691