"Смоленская вышивка" замешена на любви

Культура

В недалеком будущем в Смоленске на улице Дзержинского появится новая достопримечательность - уникальный салон-магазин «Княгиня», который по своему убранству не будет уступать знаменитому «Теремку».

ВышивкаЧто и неудивительно: в оформлении магазина дизайнеры применяют  стилизованные фрагменты знаменитого на весь мир «Теремка»! Деревянное кружево резьбы, сочные краски росписи, изящество и лукавство русского стиля – эти «смоленские украсы», несомненно, привлекут внимание смолян и гостей города. Но главным украшением салона станут великолепные льняные изделия, созданные мастерицами ЗАО «Смоленская вышивка».     
 Перевить и «счетная гладь»
- Смоленские узоры уходят корнями в древнюю старину – в основе нашей  вышивки лежит геометрический орнамент, отражающий представления наших предков об устройстве мира, - рассказывает генеральный директор ЗАО «Смоленская вышивка» Елена Ямпольская.
 «Почти всегда ведущая фигура орнамента — ромб. Крупнейшие исследователи славянской старины считают, что самая ранняя вещь с ромбическим центром происходит из длинного кривичского кургана VI—VII веков из Ярцева Смоленской области. А ведь ромб как символ солнца был известен повсеместно», - свидетельствует историк Л. Журавлева.
- Для Смоленщины характерна и древнейшая вышивка перевитью – высший пилотаж вышивального искусства! Перевить - узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов, - набирались цветными нитками. Получалась настоящая, вышитая женскими руками мозаика... Кроме нее, широко использовались геометрические «наборы», «роспись», «счетная гладь».
Перевить – наша гордость. Гости Смоленска, желая увезти на память изысканный сувенир, приобретают столовые и чайные наборы, постельное белье и одежду, украшенную уникальной в своем роде цветной перевитью. Особенно охотно покупают иностранцы народные костюмы, красные рубахи –  Россия на западе неизменно ассоциируется с красным цветом.
Сегодня смысл древних узоров понятен лишь, пожалуй, ученым. Здесь и полоска-земля, и крест-огонь, и ромб городчатый — возможно, символ деревенского сруба, и треугольник-твердь... Раньше в деревни отправлялись экспедиции, чтобы собирать образцы народного творчества. Мы и сейчас используем в работе эти бесценные материалы, продолжаем традиции княгини Марии Тенишевой – основательницы художественного центра в Талашкино, вплотную сотрудничаем с музеями и хранителями старины. «Смоленская вышивка» - старинное предприятие, берущее начало от знаменитых талашкинских мастерских.  В архивах есть материалы, свидетельствующие, что оно ведет свою летопись с 1917 года. Когда я пришла работать на предприятие, то застала вышивальщиц, у которых в трудовой книжке была запись: «Промысловая артель художественной вышивки «13 лет Октября». Сегодня ЗАО «Смоленская вышивка» - единственное предприятие Смоленской области, которое входит в Ассоциацию народно-художественных промыслов России. 75 процентов работ здесь выполняется вручную, почти как во времена Тенишевой! Машинная работа – подача нити вышивальщице. Мы до сих пор  используем в технологическом процессе печную сажу, которую можно получить лишь при сожжении особых древесных пород!
   Смоленская вышивкаНовый образ русского стиля
В конце 90-х годов XIX века под руководством Тенишевой работало более 2 тысяч крестьянок из 50 деревень. Вышивку выполняли, в основном, на дому, готовую продукцию сдавали в художественные мастерские в Талашкино, там же получали холсты и нитки. Работу вышивали по эскизам художников, с которыми сотрудничала княгиня. В основе вышивок сохранились традиционные мотивы смоленского орнамента и традиционные техники исполнения. Впрочем, Мария Клавдиевна поощряла и творческую инициативу самих мастериц, стремясь создать «новый стиль» в русском искусстве на основе профессионального и народного искусства. Шедевры талашкинских вышивальщиц получили широкую известность не только в Москве, ими восхищались на выставках  в Париже, Лондоне, Праге и щедро отмечали медалями! 
И в конце XX – начале XXI века люди не перестают удивляться роскошным изделиям смоленских рукодельниц – на фабрике «Смоленская вышивка» работают профессионалы - конструкторы, обладающие безупречным художественным вкусом и талантом, такие как начальник швейного производства Татьяна Арбузова . Льняные фантазии модельера Надежды Лихобабиной и художника по вышивке  Галины Еркиной Галины (члена Союза художников России), не раз поражали воображение жюри смотра «Новый образ», а коллекции готового платья завоевывали призовые места конкурса «Лен – в товары России». Каждый месяц художники разрабатывают 5-7 рисунков, и те, которые нравятся людям, получают жизнь в новых изделиях.   
 «Фигурные, звериного и цветочного рисунка ворота, столбы, фонари. Сказочные теремки. Вышиванья. Чаща узоров: острые «городки», пухлая «настебка», прозрачная «рединка», набор «Москва», «строчка», «кресты»... Сукманина, рядно-дерюги, бранина, нацепина... ткани простые, на глаз бархатистые, мягкие…».
Н.К. Рерих.
Народной вышивке свойственны и «изобразительные» мотивы» - «птица у дерева или куста», «мужчина, держащий на поводу лошадь», «хоровод». Хотите – верьте, хотите – нет, но в XIX веке батюшки нередко  поругивали баб, которые в церковные праздники  разгуливали в «непристойно» расшитом «нижнем» белье — народной рубахе с вышивками по подолу. У крестьян было принято выставлять красивые вышивки напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и… «узоры первой ночи»!  
          Смоленская вышивка  «Нас спасла энергетика добра»
- До сих пор удивляюсь, что наше предприятие, выдержав столько передряг, продолжает жить! Уже нет фабрики «Восход», Смоленщина утратила льнокомбинат...  То, что на добре замешано, живет вечно. Смоленская вышивка – вечная! Искусство вышивания – исключительно женская работа, смолянки всю душу, тепло своего любящего сердца вкладывали в этот ручной, кропотливый труд. Поэтому люди с большим удовольствием носят одежду, украшенную расшитыми узорами. Смоляне, побывавшие в нашем магазине, всегда возвращаются к нам за новой вещью, потому что все изделия, будь то подарочная льняная сумочка, постельный комплект, аксессуар для сотового телефона, уникальное коллекционное платье или обереги  пропитаны  позитивной энергетикой. Мы уверенно смотрим в будущее, особенно с тех пор, как наблюдательный совет ЗАО «Смоленская вышивка»  возглавила Елена Петровна Клебанова. Она сказала: «Я хочу, чтобы предприятие жило и развивалось, сохраняя наследие Марии Клавдиевны Тенишевой, и стало гордостью Смоленского края!» Фабрика постепенно преображается – сделан ремонт перекрытий, и теперь цеха не заливает водой, широченные окна производственных помещений заменили на стеклопакеты. Обновляется и оборудование: закупили автомат для вышивания, мережельную машинку, гладильные аппараты.
      К сожалению, трудностей пока не становится меньше. Думаем, как привлечь молодежь... На фабрике сложился замечательный коллектив внимательных, добрых, отзывчивых женщин, ты будто попал в семью, где все тебя любят.  Молодые не хотят уходить, но их  отпугивает невысокая заработная плата, многие ошибочно считают, что вышивка не престижна. Но вышивка – это искусство, красота, вечность  – это никогда не было легко и просто. А творчество всегда было и остается престижным. 
      Фабрика остро нуждается в рукодельницах уже хотя бы потому, что количество заказов не уменьшается – вымпелы для спортивных и рейтинговых соревнований, символы геральдики и знамена (у каждой организации, города Смоленщины свое знамя и герб), масштабные панно (творение рукодельниц «Смоленской вышивки» украшает КЦ «Губернский»)… Для новых заказов нужны чуткие, умелые руки! Поэтому в планах предприятия стоит открытие школы вышивальщиц  – фабрике нужна достойная смена талантливых мастерицы, таких, как Ирина Семенова, которая в совершенстве овладела вышивкой на машине «Баратто» и выполняет уникальные заказы.
      В перспективе художественный совет предприятия планирует создать выставку женских нарядов Смоленской губернии, а так же совместно с Союзом художников Смоленской области воссоздать экспозицию талашкинских мастерских, вывезенную в Париж в 1907-1908 гг. княгиней М.К. Тенишевой.
      Есть и еще одна проблема. С тех пор, как фирменный магазин «Смоленская вышивка» на ул. Дзержинского,8 закрылся на ремонт, смолянам и гостям города стало сложней приобрести эксклюзивные льняные товары. Их можно купить в магазине на предприятии, но, к сожалению, он не работает в выходные дни. К тому же возникли затруднения с жильцами дома, где планируется открыть салон-магазин «Княгиня». Люди, живущие в этом доме, недовольны тем, что в магазине будет отдельный вход. Они боятся, что из-за углубления одного из окон на 40 см. дом… рухнет!  Разрешение техинспекторов получено – мы же не занимаемся реконструкцией здания,  но люди почему-то в нас сомневаются. Неужели им не нужна красота?  
 Смоляне – истинные арийцы?
В вышивке Смоленского края присутствует и свастика - один из любимейших славянских орнаментов, символ плодородия. Этот знак, опороченный фашистами, также имеет древнее происхождение и относится к солнечной символике. Он пришел к нам из скандинавской культуры «из варяг в греки» и получил широкое распространение в окрестностях Каспли еще в IX веке.  Свастические мотивы играли роль оберега. В смоленских узорах этот символ весьма разнообразен и встречается с двумя, тремя загибами, крюковыми отметами, потому и получил название «завивастый хрест».
…Не так уж и много дошло до наших дней изображений «завивастого хреста» - совсем ещё недавно изображения свастики в «украсах» в деревнях варварски уничтожали.  Основатель музея «Смоленские  украсы» В.И. Грушенко  рассказал весьма прискорбный случай. В 80-е годы он зашел в Демидовский краеведческий музей к директору, которого застал за странным для мужчины занятием. Он корпел над тканьём, срезая бритвой… кресты с загнутыми концами с музейных полотенец. Директор пояснил, что ему неудобно перед посетителями и  начальством за «фашистскую  символику» на божниках…
- Мы до сих пор вышиваем стилизованные элементы свастики, - говорит Елена Ямпольская. – Правда, смысл этих рисунков не всем понятен, и в розничную продажу такие изделия поступают очень редко. Но заказы есть: изготавливаем мужскую и женскую одежду для семей смолян-старообрядцев.
 Кстати  
Как символ агрессии и реакции, свастику предал анафеме и нарком просвещения А.В. Луначарский в 1922 году.  Однако вплоть до 1924 года её продолжали использовать (!) в нарукавных знаках красноармейцев. Еще один любопытный факт: свастику изображали на… первых советских бумажных деньгах, выпущенных по распоряжению Ленина!

- Меняются времена, изменяется и характер вышивки. Я сама вижу, что современная вышивка отличается от той, что была 30 лет назад. Она стала немножко жестче, в орнаментах появилась городская символика. Это живой процесс, и очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось,  чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали радовать глаз и приносить пользу. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой, способной помогать людям!








Загрузка комментариев...
Читайте также
23 минуты назад
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
сегодня, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
сегодня, 21:30
Новости партнеров