"По лестнице к Айвазовскому". Как справить 100-летие и остаться современным

Культура
… Открываем массивную дверь Художественной галереи и тут же, в вестибюле, видим величественную бронзовую скульптуру графа Панина*. Идем не спеша по ажурным чугунным ступеням широкой парадной лестницы, сохранившейся с 70-х годов 19 века, по которой поднимался еще писатель Соколов-Микитов… Это в театре обычно торопишься, боясь, что занавес распахнется и начнется первая картина. Здесь же нас ожидают сотни картин, и каждая из них готова «заговорить»...
Заведующая Дарья Иванова проводит нас по залам, рассказывая не только о тайнах полотен, но и о том, как музей повлиял на жизнь и развитие Смоленска…


Ответственная задача
«Сегодня музей – наверное, единственное место, которое в суете и бешеном ритме нашей жизни позволяет… остановиться. В галерее, где «соседствуют» работы пяти столетий, человек имеет возможность задуматься о вечных ценностях, непреложных истинах. Изучая картины, начать диалог с собой, задуматься о смысле жизни», - начинает разговор Дарья Иванова.
- Как Художественной галерее удается, несмотря на столь почтенный возраст, оставаться современной? – спрашиваю я.
- Ценности, которые мы храним уже 100 лет, будут актуальны всегда. Ведь зачастую картины не нуждаются в интерактивном восприятии и излишней цифровизации. За «игрой» может потеряться суть. При этом мы, конечно, применяем различные новые программы и приложения, но они не должны «заслонять» сами полотна.

В ТЕМУ
Благодаря цифровой платформе «Артефакт» (внедрена Министерством культуры РФ) каждый посетитель может узнать интересные факты о картинах, увидеть изображения до и в процессе реставрации, авторские эскизы, прочитать историю создания экспонатов, послушать аудиогид.

- А каков он – ваш самый верный зритель? Что предпочитает?
- Начну с того, что живопись, прежде всего, должна восприниматься «на глаз». Следует ли ей иметь содержание – вопрос… У многих картин такового просто нет. Они требуют от зрителя исключительно эмоционального вовлечения, «слияния». С другой стороны для прочтения живописи, к примеру, Сурикова или Крамского, нужны исторические знания.
Что же касается наших зрителей, то среди них не так много тех, кто умеет смотреть на картину, как на сочетание цвета, света и формы. В основном люди хотят понять увиденное, выяснить, при каких обстоятельствах автор работал, что символизирует тот или иной элемент… И – знаете – они находят, что ищут! Каждый – свое! То, что именно им важно прочувствовать и понять.
В свою очередь мы помогаем «делать открытия», систематически организуя интерактивные экскурсии, лекции выставки и даже перформансы. У нас проводятся детские экскурсии, работает студия «Мурмик» для ребят от 5 до 10 лет, где они сами рисуют.

Сто лет спустя…
Удивительно, но факт – сегодня большая часть экспозиции – это картины, переданные сюда 100 лет назад из дворянских усадеб, коллекции княгини Марии Тенишевой и музейного фонда.
В далеком 1920 году они были представлены на стенах картинной галереи, открывшейся в здании уездной земской управы со стрельчатыми окнами (к сожалению, оно не сохранилось), расположенном на пересечении улиц Ильинская и Энгельгардтовская (ныне улиц Октябрьской революции и Дзержинского).
«В то время в Смоленске оказались два очень талантливых человека: Сергей Дмитриевич Ширяев, который стал заведующим губернским музеем, и искусствовед Яков Алексеевич Тепин. Яков Алексеевич приложил много сил, чтобы привезти в наш город картины из столичного музейного фонда. Благодаря ему полотна русских художников 19 века, произведения авангардистов появились в Смоленске...», - рассказывает Дарья Иванова.

КСТАТИ
«С 1 мая по 15 декабря 1920 года галерея открывалась всего 96 раз. За это время ее посетило 6500 человек: 60% красноармейцы, 30% учащиеся, 10% особые любители искусства», - сказано в сохранившихся отчетах Якова Тепина.

Итак, через 5 лет в экспозиции вместо изначальных 200 экспонатов насчитывалось уже более 560… Встал вопрос переезда. В 1925 году музей расположился в Богоявленском соборе, откуда в 30-е переехал в здание тенишевского музея «Русская старина». Там Художественная галерея функционировала до конца 2010 года.
С мая 2011-го галерея находится на улице Коммунистической в трехэтажном доме-памятнике гражданской архитектуры XIX века, бывшем Александровском реальном училище. Это здание 1877 года проектировали архитекторы М.Ф.Мейшер и О.Ф.Хартен. К слову, среди выпускников училища были писатель И.С.Соколов-Микитов, исследователь Центральной Азии П.И.Козлов, художники П.З.Лаленков, Эль Лисицкий и другие известные люди.

ЦИФРЫ
Сегодня Художественная галерея является одним из отделов Смоленского музея-заповедника, фонды которого насчитывают тысячи произведений живописи, графики и прикладного искусства.
Каждый год галерею посещают более 20 000 человек, в основном – приезжие.

Классики рядом с современниками
Перед нашими глазами – коллекция древнерусского искусства М.К.Тенишевой, представленная иконами XV-XIX веков. Самые ценные экспонаты - «Спас Нерукотворный» XV века, «Чудо о Флоре и Лавре», «Покров Богоматери» работы новгородских и вологодских иконописцев XVI века, «Богоматерь Одигитрия Смоленская» - начала XVII века с легендарной Смоленской иконы Богородицы.
Гордость собрания – произведения В.А.Тропинина, И.К.Айвазовского, А.И.Куинджи, В.А.Серова, И.Е.Репина, К.А.Коровина, А.Н.Бенуа, Л.С.Поповой.
Рядом – Народные и Заслуженные смоленские художники – В. Ф. Самарин, В. В. Ельчанинов, Г. В. Намеровский, Ю. И. Попов, Н.И. Агеева и другие.

В ТЕМУ
Как Валентин Серов писал портрет Марии Тенишевой
«В то время как еще только зарождался «Мир искусства», я позировала Серову для портрета масляными красками. Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная. Однажды во время сеанса влетел Дягилев (театральный и художественный деятель) и с места в карьер напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении. Это было до того неожиданно и с первого взгляда так смело, что Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета. Но, несмотря на желтизну лица, мне все-таки очень нравился этот портрет, и, когда он был готов (в 1898 году), я повесила его в кабинете мужа в его отсутствие. Вернувшись и увидав его, муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне снова самую тяжелую сцену, говоря, что предпочитает видеть на своих стенах олеографии, нежели такие карикатуры».
Из книги М.К.Тенишевой «Впечатления моей жизни».

Отметим, портрет висел на главной стене центрального зала музея «Русская старина». Сейчас он является одним из ценнейших экспонатов галереи.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
Долгий путь «Зимнего обоза»
Вспоминая «военную биографию» произведений искусства, нельзя не рассказать историю самой известной картины смоленской коллекции - «Зимний обоз в пути» Ивана Айвазовского.
В отличие от других музеев мира, имеющих только «морские» полотна этого художника, в нашей галерее можно видеть его сухопутный пейзаж, который 100 лет назад также висел на стене земской управы. Во время войны полотно было эвакуировано из здания «Русской старины». Героическими усилиями музейного работника Ефросиньи Васильевны Буркиной и ее коллег оттуда, накануне оккупации, вывезли более 200 картин.
«Сначала вагон с ними отправился в города Горький, потом – в Новосибирск. В пути он загорелся. Музейщики потушили пожар и довезли картины до места назначения, где реставрировали их и оберегали до освобождения Смоленска. После полотна вернулись на родину. Так картина, изображающая сибирскую степь зимой, сама проделала путь в Новосибирск и обратно. Символично, не правда ли?» - задумалась наша собеседница.

КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Жемчужины «Смоленского Эрмитажа»
Картина Натальи Гончаровой «Свертки и каменная баба» (высказывание о важнейших человеческих ценностях, рассмотренных через призму религиозного мировосприятия) и работа Любови Поповой «Дама с гитарой», побывавшая на многочисленных зарубежных выставках. Этих художниц называли «Амазонки авангарда», интерес к их творчеству огромен и возрастает с каждым годом.
Полотно немецкого живописца и графика Иозефа Антона Коха «Пейзаж с жертвоприношением Ноя». В России только две работы Коха: одна – в Смоленске (приобрел А.И.Барышников в 1828 году у самого автора для своего Дорогобужского имения), вторая - в Эрмитаже.

Справа – Германия, слева - Франция
Далее мы видим коллекцию итальянской, нидерландской, фламандской, голландской живописи периода расцвета. Имена многих авторов, таких как Бернардо Строцци, Джованни Пеллегрини, Симон Лютихейс, Ян Асселейн, не часто встречаются в провинциальных собраниях России.
Неоспоримой ценностью являются картины испанских художников XVII века, одна из которых принадлежит кисти Франсиско де Сурбарана.
Немецкую живопись представляют многочисленные произведения пейзажистов Мюнхенской школы, французскую – мастера от рококо до импрессионизма.

ФАКТ
В галерее проходит экскурсия «Эпоха, одетая в платье», рассказывающая о деталях костюма и особенностях ношения нарядов. Так, посетительниц неизменно удивляет то, что костюм испанской аристократки весил около 25 кг.

ЦИТАТА
Дарья Иванова:
- Наши музейные программы - это даже не вопрос просвещения, а насущная необходимость пробуждать в как можно большем числе людей интерес к искусству, желание познавать.

КСТАТИ
Два факта, о которых мы не знали
• Купить картину в музее нельзя. Это собственность Министерства культуры РФ.
• Совет, стоит или нет приобретать у коллекционеров ту или иную картину, можно получить не в музее, а в специально аттестованных экспертных организациях (в Смоленске их нет). То же касается оценки полотна.

* Потомки графа Никиты Панина, жившие в имении Дугино Сычевского уезда, решили разместить в своей усадьбе портрет своего родственника, который был виднейшим государственным деятелем при Екатерине II. Скульптуру создал Марк Антокольский, отливали ее во Флоренции. Панин запечатлен в тот момент, когда читает письмо о своей отставке.
Поле революции имущество дворянских усадеб было национализировано, и скульптуру привезли в музейное хранилище Смоленска. Во время отступления немцам, несмотря на огромное желание, не удалось забрать с собой тяжеленную статую.
По воспоминаниям художника и архитектора Виталия Бухтеева, он нашел ее, сильно пострадавшую, на лестнице музея «Русская старина». Скульптура осталась в Смоленске и сегодня встречает посетителей в вестибюле Художественной галереи.

Ольга Градова.
Фото Анны Лис и из Смоленского музея-заповедника.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров