Карусель для Веры

Культура
Карусель для Веры

В День всех влюбленных в Смоленском драматическом театре состоялась премьера лирической комедии «Карусель для трех одиноких дам». Пьеса Юрия Суходольского в постановке Виталия Барковского - история о том, как судьба дает человеку еще один шанс. А также надежду на чудо и выстраданное им счастье.

…Что наша жизнь? Карусель!
На сцене драмтеатра эта механическая забава соединяет трех дам бальзаковского возраста - Сизову (Вера Дуплий), Клер (Галина Круть) и Харитонову (Инна Флегантова). Они еще не знают, что два дня в старой квартире на краю провинциального городка изменят их жизнь навсегда.
Казалось бы, не видевшие друг дружку сто лет заклятые подруги вполне благополучны. На то она и карусель жизни, которая на протяжении полувека радостно, хоть и немного натужно, поскрипывая и давая на поворотах опасный крен, постепенно поднимала их вверх.
Однако благополучие трех одиноких дам и впрямь придуманное. Кажущееся и эфемерное. Особенно в тот момент, когда кабинка неожиданно зависает на огромной высоте. Что будет дальше? Но механизм колеса, вздрогнув, продолжает вращаться. (Бывает и наоборот - карусель взбесилась, взбрыкнула и так понеслась, что того и гляди упадешь вниз и разобьешься! Выход один - крепче держаться за поручни и уповать на удачу…)
Очевидно одно: потрескавшаяся от времени кабинка неизбежно идет на спуск. Уже не весело. Жутко и больно!
Празднику жизни приходит конец, а наши надежды на чудо - сбылись ли они? Карусель - философская парадигма, которая так похожа на часы. Часы, отсчитывающие минуты нашего мирского существования.
«…Оглянулся - жизнь прожита. И даже самые близкие люди не могут помочь - слишком они близко. Но, может быть, жизнь просто хочет сказать вам что-то самое главное? Надо просто уметь услышать…» - пишет драматург Юрий Суходольский.
…Бывшие одноклассницы - эксцентричная «француженка» (а по совместительству галерейщица) Клер и волевая столичная чиновница Харитонова - встречаются на похоронах своей подруги. Однако событие, которое их собрало, внезапно обернулось своей противоположностью - свадьбой.
Что может послужить поводом для встречи женщин, которых разделяют не только города, но даже страны? Конечно же, мужчина!
Одна из них, романтически настроенная Сизова (та, что дала подругам телеграмму о своей «смерти»), неожиданно решила выйти замуж за смотрителя карусели Алексея Сергеевича (Олег Кузьмищев). Проблема в том, карусельщик… знать не знает о ее нежных чувствах и весьма решительных намерениях.
Подруги понимают: Сизова безнадежно запуталась в лабиринтах своих фантазий. Она, одетая в белые одежды, кружит по сцене, словно «бледный блуждающий мухомор» - юмор у острячки Клер еще тот!
Беда в том, что карусель жизни бедной Сизовой замедляет свое движение и останавливается. Шутка о похоронах зашла слишком далеко, и ей осталось жить два месяца. Другими словами, сойти с карусели в черное НИЧТО.
Почему человеку, сошедшему с карусели, кажется, что окружающие его предметы продолжают движение? При кружении на карусели вестибулярный аппарат пытается приспособиться к непрерывно меняющемуся ускорению. Когда вращение останавливается, мозг по инерции еще пытается компенсировать то, чего уже нет.
Когда героиня спектакля узнала о своей скорой смерти, она начала переживать: «Я не готова!» Действительно, ее никто не готовил к такому исходу событий. Никто не объяснил, что человек рождается на свет для того, чтобы в конце пути ответить перед Богом за прожитую жизнь. Наши предки, получившие такие знания, принимали смерть как избавление от мучений. «Карусель для трех одиноких дам» - это не комедия в полном смысле этого слова. Скорее, притча. Предупреждение о том, что наша жизнь (так, как мы ее проживаем) - это и есть ничем не оправданный, бездумный поход в Никуда. Потому-то и появляется подобное отношение к смерти как к величайшей несправедливости в жизни.
Выходит, что жизнь трех прекрасных, умных и интересных женщин прожита непонятно зачем. Все, что было «белым», становится «черным», и наоборот. Вереница мужей. Дети, которые не приносят радости. Глубокое личное одиночество.
Но драматург Суходольский и режиссер Барковский не столь жестоки! Они дают спасительную надежду в финале. Всю жизнь занимавшаяся самообманом Сизова (Дуплий) - центральная фигура разыгранной на сцене драмтеатра драмы, - решила выстрадать себе новое… сердце. Во имя любви стоит вырастить сердце, а потом всем его показать - вот оно какое, большое!
Вырастить - и спастись.
Я бы назвал эту пьесу «комедией для сна». Или - «комедией после сна», потому что сон это, по большому счету. Реальность нам таких возможностей не дает, - говорит главный режиссер Смоленского драмтеатра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский. - Юрия Суходольского интересует поколение, родившееся в конце 60-х - середине 70-х годов, которое к началу «нулевых» столкнулось со страшной, неизбежной проблемой: необходимо создавать семью, а это практически невозможно сделать!
У них нет ни денег, ни дома, ни жизненных перспектив. И те, кто все-таки решился родить детей, теперь не знают, что с ними делать. Их мучает вопрос: а для чего это было нужно? Они испытают растерянность - ведь жить можно только ради будущего, которого… нет! Люди не понимают, зачем они родились. Тычутся носами, как слепые котята, и не знают, в какую сторону им ползти. А когда встают на ноги, не осознают, куда идти. Вот такая беда настигла героинь спектакля «Карусель для трех одиноких дам».
Что дает нам спектакль? Постепенно ты начинаешь понимать героев «Карусели». Ощущать не только их одиночество, но и свое. Свою тоску, пагубную веру в лучшее. Любовь ведь - это тоже красивая сказка. Ложь, да в ней намек. Может, и дадим спектаклем кому-то урок. Вот только какой урок должен быть получен нами в начале жизни, чтобы жизнь не прошла даром?..
Очень жаль наших детей. И особенно - дочерей.
На фоне талантливого актерского воплощения зритель узнает кое-что сокровенное и о своей судьбе. То, о чем он даже не задумывался и не догадывался.
Зритель, всматриваясь в ажурный, атмосферный спектакль, созданный художником-постановщиком Светланой Архиповой и балетмейстером Еленой Егоровой, пытается переосмыслить себя и свою жизнь в предполагаемых обстоятельствах. А уж как это получается, зависит только от каждого из нас...

СПРАВКА «РП»
Юрий Суходольский - актер, сценарист, драматург и продюсер.
Родился в Москве. Закончил МГУ в 2004 году. Кандидат филологических наук.
Юрий Суходольский не только драматург, но и документалист («Александр Беляев. Бунт Ихтиандра», «Евгений Шварц. О чем молчал сказочник?», «Ну, Котеночкин, погоди!»), который снял несколько игровых проектов.
Кстати, картина Суходольского «Ex.Amen» была признана одним из лучших российских короткометражных фильмов 2014 - 2015 годов и очень тепло принята в Италии. «Ex.Amen» показали на Сицилии в рамках SHORTini Film Festival, наградив призом за лучшую режиссуру.
В 2015 году Юрий Суходольский закончил работу над полнометражным фильмом «Заговоренный».

Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
25 минут назад
На территории региона в соответствии с Лесным планом Смоленс...
сегодня, 20:47
Жители Смоленска заметили съёмочную группу на Колхозном пере...
сегодня, 19:55
С банковской карты жителя Смоленска списалось 95 тысяч рубле...
сегодня, 19:16
В ремонт выведен ветхий участок теплосети по улице Нормандии...

Опрос

Ваш ребенок занимается в спортивной секции?


   Ответили: 396