«Карусель для трех одиноких дам». Впервые на смоленской сцене!

Культура

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец!» - Меня всегда волновала эта мысль, - признается драматург Юрий Суходольский. - «Карусель для трех одиноких дам и оркестра» - пьеса о тех, кто осмеливается любить, не зная, будет ли у всего этого даже начало.

Все пишут пьесы по-разному. Мне кажется, что ничего нельзя придумать - можно только увидеть. Сначала было ощущение. …Весенний город на берегу большой реки, а на окраине - старый дом. Трава подходит, как море, к самому фасаду. В доме обнаружилась квартира с неудобной планировкой, а потом оказалось, что в ней живет удивительная женщина, к которой вот-вот нагрянут гости. Оставалось просто записать то, что потом случилось».

Юрий Суходольский не только драматург, но и документалист, снявший несколько игровых проектов. «Параллельно с документальным кино о людях я пытался прорваться в игровое и многие годы чувствовал себя как бабочка в оконной раме - между надеждой и отчаянием», - однажды признался он.

Прорваться удалось: картина Суходольского «Ex.Amen» была признана одним из лучших российских короткометражных фильмов 2014 - 2015 годов и очень тепло принята в Италии. «Ex.Amen» показали на Сицилии в рамках SHORTini Film Festival, наградив призом за лучшую режиссуру.
14 февраля мы увидим пьесу Юрия Суходольского «Карусель для трех одиноких дам» в постановке главного режиссера Смоленского драмтеатра, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского.

- Юрий Суходольский - достаточно посвященный в предмет человек, - говорит Виталий Михайлович. - Другое дело, что на масштаб точного исследования своего времени - на мировоззренческом уровне - он не претендует. Такие задачи перед ним не стоят. Как мне думается, его задача - находиться в каком-то определенном пространстве и отвечать на вопросы: что же это такое, современный человек и что с ним происходит? Вполне дозволенные официально рассуждения.

В пьесе «Карусель для трех одиноких дам и оркестра» Суходольский берет ситуацию, когда главная героиня (Сизова, ее играет Вера Дуплий) не может найти смысл в жизни. Сизова одинока, но ей очень хочется внимания и любви. Чтобы было «как у всех». Наверное, это правильно, да и в природе человеческой подобные желания традиционно заложены. Женщина настолько измучена этим вопросом, что отправила телеграмму подругам, с которыми не виделась 30 лет, сообщив им о своей… смерти.

Суходольского интересует поколение, родившееся в конце 60-х - середине 70-х годов, вступившее в очень сложный период жизни. В годы их детства бережно сохранялись порядки и устои, построенные советским обществом, что естественным образом вызывало симпатию и давало человеку уверенность в том, что он защищен. На столе есть еда, за институт не надо платить, жилье бесплатное. Мы думали, что так будет всегда, что этот мир незыблем.

Однако к тому времени, когда поколение 60 - 70-х закончило институты, этот мир, быть может, созданный неумело, без правил и традиций, секирой и топором («Ты строгай, строгай, сынок, папа придет и топором поправит!..»), начал разрушаться. Все ожидали, что придет Отец и защитит их. Но Отец не пришел.

Негативные процессы отра-зились на потерянном поколении, о котором пишет Юрий Суходольский. К началу «нулевых» оно столкнулось со страшной, неизбежной проблемой: необходимо создавать семью, а это практически невозможно сделать! Ни денег, ни дома, ни жизненных перспектив. И те, кто все-таки решился родить детей, теперь не знали, что с ними делать. Их мучил вопрос: а для чего это нужно? Они испытали растерянность, ведь жить можно только ради будущего, которого… нет. И растерянность эта граничила с массой преступлений, потому что люди перестали понимать, зачем они родились. Тычутся носами, как слепые котята, и не знают, в какую сторону им ползти. А когда встают на ноги, не осознают, куда идти.

Вот такая беда настигла и героинь спектакля «Карусель для трех одиноких дам». Подруги приехали, а Сизова… жива! Женщина извинилась за свой странный поступок, хотя и так было ясно, что иначе они бы ее не навестили. А у Сизовой вообще никого нет! Ей 50, родители умерли. Нет родителей у ее подруг - парижанки Клер (Галина Круть) и москвички Харитоновой (Инна Флегантова). Да и им самим уже пора уходить. Жить дальше просто некуда! Тупик.

Но романтические мечты неистребимы - Сизова ждет чуда..
.
Клер заведует галереей. Я однажды общался с одной интереснейшей галерейщицей… Когда закончился спектакль, нас пригласили на банкет. Я возьми, да и предложил знакомому: «Ты проводи ее, галерейщицу эту. Она же скучает. Глаза тоскливые такие! Удели внимание женщине, и она останется довольна».

Он пошел ее провожать. Когда мы наутро стали расспрашивать: «Ну, как оно было, старик?!» - он молчал…

Прошло 20 лет, и я, вспомнив тот случай, рассказал о нем со сцены Колосовского театра. Случай-то был непростой! Даже спустя два десятка лет, когда я снова спросил знакомого про ту ночь, он молчал по-прежнему. Удивительно!

А потом я узнал причину его молчания. Женщина оказалась… трансвеститом. Драматическая история!
К чему это я? Иногда человек не способен поверить, что он оказался в патовой ситуации, настолько все доведено до абсурда.

Мечтательная Сизова решила, что в нее влюбился мужчина, заведующий каруселью. Однажды Алексей Сергеевич (Олег Кузьмищев) на нее внимательно посмотрел, и женщине этого взгляда было достаточно. Возникла иллюзия счастья, и Сизова не посмела от нее отказаться. Напротив, решила: «Заменим похороны свадьбой!»

Подруги решили взять женитьбу под свой контроль. А вдруг этот человек мошенник и хочет отнять квартиру? Харитонова и Клер прижали Алексея Сергеевича к стене, тут-то и открылась истина: оказывается, он понятия не имел о таком обороте дел! Перепуганный насмерть карусельщик и словом
с Сизовой о любви не обмолвился: «Нет у нас никакой договоренности о свадьбе, и не может быть!»
Подруги делятся с «новобрачной» плохой новостью, и та падает в обморок. Вызвали врача, а он сообщает подругам, что Сизова неизлечимо больна и ей осталось жить два месяца.

Клер и Харитонова задумали уломать карусельщика, чтобы он хотя бы эти два последних месяца жизни окрыленной любовью Сизовой провел с ней: «Обязаны жениться, и точка! Вы плохой человек, раз не хотите помочь умирающей».

Что здесь главное? Дефицит человеческого внимания или проблема выбора? Ведь каждый человек должен сам для себя решить, нужна ли ему семья или нет. Разве наши дети не видели, в какой страшной несвободе мы жили, совершенно о себе не заботясь? Скованные обязательствами перед собственными детьми, мы чувствовали боль за то, что они родились. У наших родителей в жизни все было по-советски налажено, и у них перед нами была ответственность. А у нас такой ответственности уже не было, поэтому наши дети сделали выбор не в пользу семьи. Они выбрали одиночество.
Добро ли это?

На этом свете все люди гости, и так хочется верить, что лучшее нас ждет впереди. Но почему же тогда мы в этих гостях горбатимся?! Гостей ведь за стол сажают, радушный прием оказывают! Какие же мы гости, если в гостях работаем! Рабочие - рабы воочию…

Суходольский ставит очень серьезные вопросы.

Когда героиня спектакля узнает о своей скорой смерти, она начинает переживать: «Я не готова!» Действительно, ее никто не готовил к такому исходу. Никто не объяснил, что человек рождается на свет для того, чтобы в конце пути ответить перед Богом за прожитую жизнь. Наши предки, получившие такие знания, принимали смерть как избавление от мучений.

«Карусель для трех одиноких дам» - это не комедия в полном смысле этого слова. Скорее притча. Предупреждение о том, что наша жизнь (так, как мы ее проживаем) - это ничем не оправданный, бездумный поход в никуда. Потому-то и появляется подобное отношение к смерти - как к величайшей
несправедливости в жизни.

Она умирать не хочет, а ее подруги уже и жить не хотят. Одна из подруг Сизовой, Харитонова, работает в Москве. Чиновница тамошнего горзеленхоза. Всех в кулаке держит! Она тоже по-своему несчастна, нервы на пределе. Мужья бросили, с детьми проблемы. У галерейщицы Клер было четыре мужа, есть дочь в Париже. Клер не скрывает: не дай Бог там жить!

Разве в Америке по-другому? Если бы мне дали миллион долларов, который отдавать не надо, я бы там не остался. Мне - не верят! Да, тебе не нужно отдавать миллион, но ты за этот миллион попадаешь в зависимость, становишься исполнителем чьих-то желаний. Иначе не бывает.

Карусельщик этот, Алексей Сергеевич, глубоко одинокий человек, хоть дочка и приносит ему в будку бульон - он любит ночевать на своей карусели. Жена умерла 10 лет назад, а любовь Сизовой лично для него - что-то инородное, странное, непонятное. Жизнь-то, считай, прошла! Карусельщик стал заложником чужой бестактности и глупой силы- пришли какие-то носороги и к стене приперли!
Что дает нам спектакль? Постепенно мы начинаем понимать героев «Карусели…». Ощущать не только их одиночество, но и свое. Свою тоску, пагубную веру в лучшее. Ведь если не строить иллюзий, можно спокойнее жить! А ты все равно веришь: непременно должно произойти что-то хорошее и наша жизнь изменится, ведь в русских сказках добро побеждает зло.

Напился сказочный герой из копытца и стал козленочком.

А потом, в силу разных загадочных ситуаций, опять к копытцу пришел, да и призадумался: «Как же это могло произойти?..» И не только он, но и кто-то другой, когда мутная водичка отстаивалась, снова пил из этого копытца. И тоже принимался Божий слух понапрасну тревожить, просить вернуть его в человеческое состояние. Почему понапрасну? Ставший человеком сказочный персонаж не оставляет мысли, а не напиться ли ему… еще разок. Козленочком-то свободней было прыгать! Безответственно как-то, совсем по-детски.

Все бы ничего, да жизнь этих трех женщин прожита непонятно зачем. И все же мы с Суходольским оставляем в финале надежду. Романтически настроенная, занимающаяся самообманом Сизова уверовала в свою миссию, решив выстрадать себе новое… сердце. Во имя любви стоит вырастить сердце, а потом всем его показать - вот оно какое, большое!

...Молодой врач неожиданно обнаруживает, что никакой смертельной болезни у Сизовой нет. Неужто профессор ошибся? Конечно же, побеждает эгоизм юности: я сделал открытие! Исцелил человека от неизлечимого недуга! Врач в прямом смысле этого слова возрождается к жизни. Ведь и ему, молодому, на самом-то деле скучно жить. Он пускается в безумную пляску, а Сизова выходит к нему навстречу, она несет в руках храм. Врач подходит к Сизовой, они замирают и стоят на сцене вдвоем…

Возможно, через их жертвоприношение что-то изменится на небесах. Там поймут, что нельзя так жестоко наказывать простых людей, производных от ошибок дедов и прадедов!

Я бы назвал эту пьесу «комедией для сна». Или «комедией после сна». Потому что сон это, по большому счету. Реальность нам таких возможностей не дает.

Хотя… Знаете, был случай. Человеку сказали, что у него последняя стадия рака. Он взял с собой бутылку водки и пошел умирать в лес. Но надежда умирает последней. Кто-то поведал ему, что в лесу бывают такие грибы, белые и круглые, как теннисный мячик: «Поешь их - и тебе полегчает».
Человек пил водку и закусывал этими грибами. А потом уснул в лесу на трое суток. Спал без просыпу! Проснулся и почувствовал себя совершенно здоровым. Пошел к врачам, те начали его исследовать. И... никакого рака нет! Чудо!

Про этот случай лет 10 назад мне мама рассказывала, прочитала в газете... Может, и вправду такое было. И вообще, что есть правда, а что ложь? Любовь ведь тоже красивая сказка - ложь, да в ней намек. Может, мы и дадим своим спектаклем кому-то урок. Вот только какой урок должен быть получен людьми в начале жизни, чтобы эта жизнь не прошла даром?.. Очень жаль наших детей. И особенно дочерей.

Премьера спектакля «Карусель для трех одиноких дам» состоялась на Большой сцене в День всех влюбленных.

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
44 минуты назад
24 апреля в Смоленске состоялось торжественное мероприятие, ...
сегодня, 18:41
Об этом сообщает региональное ГУ МЧС. Также сотрудники ведом...
сегодня, 19:19
Решение принято Смоленской областной Думой на сегодняшнем за...
Новости партнеров