Лихой визуальный прорыв, или «Кома» жанра?

Культура

«Кома» - долгожданный уникальный визионерский проект специалиста по спецэффектам Никиты Аргунова, который провел весьма недурную работу над эффектами в фильмах Сарика Андреасяна («Защитники», «Землетрясение», «Непрощенный»). «Кома» - его режиссерский дебют.
Долгожданный, потому что о «Коме» всерьез заговорили в апреле 2016-го. Однако премьера фильма все время переносилась - за четыре года проект превратился в «авансовый» набор бесконечных трейлеров. И только зрителю начало казаться, что этот хаотичный комплект, состоящий из «веселых» картинок, никогда не оформится в настоящую, полноценную картину, - нате!

Уникальность «Комы» в том, что она практически целиком снята на хромакее. Визуально фильм, родившийся в «зеленой комнате», удался на славу. Не ищите дефекты в графике. Бесполезно! Их попросту нет. Многие визуальные ходы кажутся продиктованными тем же «Началом», «Аватаром» и «Параллельными мирами», однако здесь, в этом мире коллективных грез коматозников, немало и собственных оригинальных решений.

Смелость визуального размаха находит воплощение на экране в гигантской Вселенной, где нет гравитации, отсутствует понятие «верх - низ», а архитектура Москва-Сити плавно перетекает в Чайна-Таун или в Венецию.

И вообще здесь нет ничего невозможного, поскольку этот фантасмагорический, ирреальный, нарисованный в стиле Сальвадора Дали, но не очень-то уютный мирок нейронных связей построен из обрывков человеческих воспоминаний.

Возможно, на столь впечатляющем результате графических изысканий как раз и сказались четыре долгих года ожидания. Они напрасными не были: «Кома» представляет собой недурной образец научно-фантастического боевика с лихо закрученной сюжетной завязкой и не менее впечатляющей фабулой, которая хоть и повторяет стандартные ходы голливудской фантастики, но на отечественном экране смотрится (повторюсь!) достойно.

Некий Архитектор (Риналь Мухаметов) просыпается утром у себя в комнате и тут же приходит к выводу, что он попал в какую-то не свойственную человеку реальность. Да и проснулся ли он вообще, если даже не может вспомнить, как его зовут?
Архитектор быстро находит себе подобных.

«Подобные» объясняют ему, что все это парадоксальное пространство создано и населено коматозниками и он тоже один из них. Каждый впадающий в кому человек, оказавшийся в плену у собственного подсознания, изменяет рельеф ландшафта причудливой Вселенной, существующей за гранью жизни и смерти. Логики в этом невозможном мире, сшитом наспех из хаоса призрачных локаций, нет.

Находящиеся в коме люди видят сны и цепляются за свои обрывочные воспоминания, со временем (которое здесь течет иначе) создав мир коллективной памяти. Мир, где из больничной палаты виден берег океана…

Сбежать отсюда невозможно.  Вот жителям Комы и пришлось с горя создать коммуну, которую возглавляет некто Ян (Константин Лавроненко). Он в коме дольше всех и прославился тем, что умеет из нее выходить. Ян заботится о своих подопечных и намерен построить остров Мечты о Вечной Жизни, на который выведет уверовавших в него спящих людей.

Для этого ему и нужен Архитектор, он же - Избранный. Избранному остается лишь активировать свои супервозможности, о которых он не имеет абсолютно никакого представления.

Архитектору нужно торопиться, потому что сон разума рождает чудовищ. И спасения от этих чудовищ нет. Кома населена Жнецами - порождениями умирающего мозга. Призрачные ходульные монстры разгуливают по лабиринту подсознания и охотятся на людей, обращая их в себе подобных. Встреча со Жнецом означает только одно - неминуемую смерть, вот потому-то главарю банды коматозников Яну жизненно необходим спасительный остров, который построит Архитектор. Остров, который Жнецы не найдут.

«Кому» отличают хороший темп повествования и зрелищный экшн. Но есть и недостатки, и их немало. Звук откровенно дрянной - это раз! Слабые, непрописанные и ставящие зрителя в тупик диалоги, которые порой порождают больше вопросов, чем ответов, - это два. Что это за пост-апокалипсис? С кем постоянно сражаются коммунары? Почему они одеты в диковатую одежду из фэнтези? Зачем им спать и есть, если они и так в коме? Да и кто такие Жнецы, нам становится ясно лишь к концу фильма.

Из-за некачественного звука, съедающего остатки смысла, совершенно непонятно, какими сверхспособностями обладают люди, окружающие Архитектора, помимо супервоина Фантома (Антон Пампушный). Почему персонажа Милоша Биковича в Коме зовут Астроном (он прокладывает пути в этом мире иллюзий), и чем прославилась Флай (Любовь Аксенова), понять очень сложно. Все очень много говорят, и совершенно напрасно - хаос реплик приводит к возникновению эффекта смыслового забалтывания.
А теперь и до актерской игры дошли - три! Ее в «Коме», в отличие от визионерской бравады и торжества современных технологий, вообще нет.

Константин Лавроненко, как Лия Ахеджакова, «всегда играет одинаково». Безнадежный коматоз! Про вялого Риналя Мухаметова и говорить не хочется. Сладенький, красивый мальчик, намозоливший зрителю глаза в «Притяжении» и окончательно доставший придурковатостью во «Вторжении» Бондарчука. Создается полное впечатление, что Риналь сам до конца не осознает, кто он и зачем попал в «Кому». Что крайне скверно - на проблесках его воспоминаний и построены все сюжетные ходы-выходы, а также идея картины. Создается полное впечатление, что фильм нисколько не проиграл бы, если бы все его персонажи были тоже нарисованными.

Архитектор - неудачник, опередивший свое время. В реальности его смелые, революционные замыслы никому не нужны. Его архитектурный проект так и не признали, предпочтя вычурному полету мысли шаблонные, скучные коробки. Типовое жилье строить выгодней, чем города будущего.

У Архитектора есть шанс сбежать от жестокости равнодушного мира, где не ценят его талант, в кому. Мы-то понимаем, что для того, чтобы выжить здесь и сейчас, нужно порой наступать на горло собственной песне. Нельзя жить одними желаниями, утонув в невозможности удовлетворить свои творческие амбиции!

Финал остается открытым. Архитектор не желает забыть иллюзорное бытие за гранью, где он был царь и бог. Там он жил полной жизнью, здесь - нет. Здесь вообще все невыносимо серо, тускло и безжизненно. Семейные неурядицы, нищета, умирающие дети, кризис религиозности и сектантство, психические расстройства и автокатастрофы.

Выходишь из зала и чувствуешь, что глаз порадовал и за нынешние технические возможности российского кинематографа порадовался. А в душе - пустота, душевная кома...


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
Новости партнеров