Об эпизоде биографии Валентина Серова напоминает «Край Смоленский».
Примерно в 1871 году мать В.А. Серова Валентина Семеновна, овдовев, уехала в Европу для продолжения своего музыкального образования. Сына же она оставила на попечение своей подруги – княжны Натальи Николаевны Друцкой-Соколинской. Княжна увлеклась в духе времени народническими идеями, вместе с мужем они основали в ее наследственном имении сельце Никольском Краснинского уезда Смоленской губернии коммуну разночинцев. Там и оказался маленький Валентин Серов.
Как утверждала его мать в своих мемуарах, Наталья Друцкая-Соколинская первая открыла в будущем художнике серьезный талант. Отрывок из ее письма о 6-летнем мальчике:
«В Никольском он возится всегда с карандашом и однажды нарисовал комнату с предметами, вроде китайской картинки, без перспективы; а я привела его к концу комнаты и указала ему, как идут половицы, показала при помощи карандаша дальние и ближние предметы, он сразу схватил суть моих толкований и чрезвычайно правильно стал рисовать в ракурсе, так что однажды нарисовал парту, на ней рисующего мальчика, сидящего задом; штрихами как-то оттенил ему складки рубашки и все это сделал так гармонично, что я решила этот рисуночек послать тебе в Мюнхен. Ты его показывала какому-то художнику»?
Статья Е. Войденовой о биографии Друцкой-Соколинской была опубликована в журнале «Край Смоленский» в 2018году.