Победоносное вторжение «Холопа»

Культура
Победоносное вторжение «Холопа»

Под Новый год и вправду случаются чудеса! Наискромнейшая и совершенно невыдающаяся комедия Клима Шипенко («Салют-7» и одиозный «Текст») «Холоп» с копеечным бюджетом 160 млн рублей (для сравнения: бюджет драмы «Союз спасения» - 700 млн рублей, плюс еще 300 млн потратили на рекламу) собрал в прокате… 2 (!) млрд рублей.

«Холопская» общероссийская премьера состоялась в один день с принудительно вбитым в подсознание «Союзом», рекламными трейлерами которого нас долбили едва ли не с конца 2018-го. Проклевали потенциальному зрителю весь мозг, и что же? Уже в день премьеры комедия собрала 46,3 млн рублей, за первые выходные - 303 млн рублей. Фильм (по состоянию на 14 января) показали в 1 811 кинотеатрах России.
  
Фавориты проката («Союз спасения» Андрея Кравчука и «Вторжение» Федора Бондарчука) посрамлены. Каждый за неделю каникул собрал едва ли 500 миллионов. Арифметика, которую и дошкольник осилит - почти в три (!) раза меньше комедийной поделки Шипенко!

И, если зрительский ручеек желающих пойти на оспаривающих первенство «кинолошадок» заметно иссяк, то на «Холопа» продолжают идти. Для сравнения: 16 января в одном из смоленских мультиплексов на «Союз спасения» выделили всего два сеанса, а на простецкого «Холопа»… восемь! Казалось бы, фильмы вышли в прокат в один день. Но, видать, у комедии, высмеивающей реалии современной жизни, гораздо больше шансов в ближайшую неделю не сойти с дистанции, чем у драмы, превратившей историю подвига в промонархический фарс.

Если кто-то еще не видел холопские похождения Милоша Биковича - краткое содержание картины.
Молодой негодяй и, по совместительству, сын олигарха (яблоко от яблони) Гришка влипает в нехорошую историю с привкусом криминала. Ему грозит тюрьма. Папенька (Александр Самойленко) хватается за голову и принимает меры - обращается за помощью к полусумасшедшему, но невероятно талантливому психологу-визионеру (Иван Охлобыстин). Тот придумывает весьма эффектный трюк: отправляет наглого Гришку… в прошлое. Точнее, в первую половину XIX века.

Удивление мажора словами не передать: звать его теперь… никак! Одно слово - раб, тварь бессловесная без роду и племени. А вокруг комары да свиньи, мужичье в драных портах и подручные барина с кнутами. И виселицы для устрашения. Чуть что, вздернут и не помилуют!

И невдомек Гришане, наложившему адреналина полные штаны, что по воле родного батяни он стал центральной фигурой жестокого, но справедливого психологического эксперимента. И цель у этой беспощадной инсценировки только одна - проучить зарвавшегося парня. Показать зажравшемуся барчуку из XXI века, что такое настоящая жизнь и ее истинные ценности.

Комедия априори всегда заканчивается счастливым финалом: Мальчиш Плохиш перевоспитался и даже (о, боги!) познал настоящую, не купленную за папкины деньги любовь. И ему уже не хочется гонять по мегаполису на красном спорткаре с «козырным» номером «666». Посланец из Ада чудесным образом переквалифицировался в добрейшее ангельское создание, милующееся с простолюдинкой Сашей Бортич.
Глядя на перевоспитавшегося сына, и сам олигарх духовно просветляется - «бэкстейджем» предлагает руку и сердце своей давней (и, по всей видимости, потерявшей всякую надежду) любовнице Насте (Маша Миронова).
Урок, изобретенный изощренным садомазохистским умом героя Охлобыстина, усвоен. А его театрализованные визионерские практики на грани фола начинают пользоваться огромным спросом. Вот уж на экране появляется новая жертва эксперимента - сын прокурора. Очередной Плохиш «с банкой варенья и пачкой печенья».

Невероятно, но факт: история педагогической трансформации современного недоросля приобретает остросоциальное звучание, потому и пользуется успехом у зрителя! Зритель голосует и сердцем, и рублем. И рубля, заметьте, не жалеет - на каникулах цены на билеты в кинозалы зашкаливали!

А почему? Да потому, что декорации «Холопа» до боли знакомы всем и каждому. Люди увидели на экране не опереточных крепостников и их шоу-рабов, а… себя. Холопов, вынужденных жить в созданных для них «холопских» условиях.

Реалии на съемочной площадке, где занимаются откровенным дуракавалянием, хорошо узнаваемы. Полицейский произвол и богачи, плюющие на законы. Мир, где все продается и покупается, были бы деньги. Те, у кого денег нет, сидят и молчат в тряпочку. И хотелось бы справедливости добиться, покарать зарвавшихся толстосумов, да бесправным холопам это не под силу. Лучше не высовываться, не то выпорют на конюшне!

Веселый эксперимент Клима Шипенко, поставленный на большом экране с помощью сценаристов Дарьи Грацевич, Антона Морозенко и Дмитрия Пермякова, произвел ошеломительный эффект.

Вот такая китайская шкатулка, вернее, русская матрешка у Шипенко вышла. Казалось бы, игрушка - безделушка со скверной актерской игрой, а смысл - двойной! Простой человек его способен увидеть и понять смысл игры, в которую его вовлекли.

Помимо узнаваемых персонажей, в «Холопе» интересно и соблазнительно все: и инсценировка событий из замшелого прошлого, и не менее занятное по сюжету закулисье игрового проекта - русского аналога «Шоу Трумана», и дидактический смысл вытворяемого Охлобыстиным беспредела.

А еще умилила ловкость и изворотливость создателей «Холопа», которых невозможно обвинить в анахронизме и несоответствии реалиям деталей эпохи. Это же все несерьезно, понарошку! Здесь куриные яйца прощупывают на предмет маркировки (вдруг на театрализованную площадку попадут и молодой гаденыш догадается, что его водят за нос), девок заставляют ходить без труселей и спешно прочесывают траву - вдруг где-нибудь бумажка от шоколадного батончика завалялась?

Однако с весов не стоит сбрасывать изрядную долю лукавства: с одной стороны, кино про свободу и торжество добра над злом, с другой - а чем плох барин, если он добрый? Накормит, хоть и не досыта, и спать на сено уложит. Чем не жизнь? И зачем тогда нужна вольная? Поди на вольных хлебах тяжело - самому думать нужно!
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. «Холоп», он хитрый малый, в отличие от бесчисленных сопливых поделок под «Рабыню Изауру» (например, сериал «Крепостная»), начавших заполонять экран.
Рабы - не мы, мы - не рабы?

Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:40
Его не остановило наличие камер видеонаблюдения.
вчера, 22:00
Житель города Сафоново принял участие в престижном рейтингов...
вчера, 21:20
В период с 6 по 10 апреля в главном медиацентре города Сочи ...
вчера, 20:40
Отключение связано с ремонтными работами.

Опрос

Если завтра исчезнет Интернет, как это повлияет на Вашу жизнь?


   Ответили: 531