Теперь и в Смоленске. «Вторжение» технологий как сценарий Вселенского потопа

Культура

Война ТВ – каналов была, есть, и будет. Первый канал продолжает нескончаемую широкомасштабную батальную схватку с «Россией-1», но нынче Константин Эрнст ведет стратегическую борьбу за зрительский рублик более интеллигентно. Запрещенных ударов ниже пояса практически нет, либо они попросту не бросаются в глаза.

«Притяжение».

Про русских «дуболомов», «любовь – морковь», русский «бунт» в стакане воды и Спасителя

Не скрою: в феврале 2017 года идти на «Притяжение» Федора Бондарчука не хотелось. Насторожило цунами негативных отзывов, захлестнувшее социальную сеть. Уж на следующий после российской премьеры день на You Tube наперегонки понеслись негативные отзывы о гнусной победе столичной гопоты над «чужаками». Считай, над инакомыслящими. Дескать, эти русские дуболомы способны послать в преисподнюю весь мир, потому что любая проблема в Отечестве решается исключительно силовым путем. Причем не только на уровне бряцающих оружием вояк (не сомневайтесь, американцы поступили бы так же), но и на низшем уровне социума, представленном на экране разъяренной толпой маргиналов, объединенных в безликую толпу силой флеш-моба.

Уж не знаю, почему, но критики непременно захотели увидеть бессмысленный и беспощадный русский бунт в толпе молодых людей, в ярости бегущих громить НЛО. Хотя бы, с другой стороны, почему бы не отомстить ненавистным инопланетянам за разгром жилищ и спущенные в унитаз жизни 200 тысяч (ах, этот кровожадный Бондарчук!) москвичей? Ну не нравится критикам и блогерам такая Россия, которая, если ее задеть, с кольями защищает последнюю пядь своей земли и ложится под танки! Мы всюду видим далекий от толерантности и пугающий «ксенофобский» подтекст. Причем настолько пугающий, что аж холодный пот на пустом высоколобом месте прошибает.

Несмотря на атаку в лице российского блогерства, фантастический блокбастер Бондарчука, снятый всего за каких-то за 380 млн. рублей, в первые три дня проката успел заработать 267,6 млн. рублей, впоследствии сняв внушительную кассу в 1 млрд. рублей. Что само по себе и неудивительно: картина была заявлена как первый в истории отечественного кино масштабный фантастический фильм, сделанный по канонам Голливуда и переведенный в формат IMAX.

Плеваться после просмотра не особо хотелось. «Притяжение», несмотря на банальный и не блещущий изысками сценарий, действительно смотрелось на одном дыхании. Насладившись наивной историей межгалактической любви с привязкой к спальному району Чертаново, зритель не спешил покинуть зал. Не поверите – люди внимательно читали… титры! Спешившие на следующий сеанс смоляне спрашивали у тех, кто уже успел приобщиться к фантазму Бондарчука: «Ну, как? Понравилось?» - «Хороший фильм!..».

Зрителям действительно понравилась визуализация контакта с инопланетной формой жизни и ужас внешней угрозы, зацепил социальный подтекст и какая-то неумелая, по – детски трогательная и наивная любовная линия.

«Я хотел стереть грань между зрителем и экраном, - признавался Федор Бондарчук. – Перенести зрителя в другое пространство, продолжить ту магию и волшебство, с которого и начался кинематограф. Все помнят, что на «Прибытии поезда» братьев Люмьер люди вскакивали с первых рядов. Если бы летели птицы, люди хотели бы их потрогать…».     

У Бондарчука, совершенно не умеющего снимать патриотические и исторические фильмы, но с достоинством продирающегося через заимствования и стереотипы, недурно получается зрелищная фантастика. И это нужно признать! И черт с ним, с нелепым сценарием и бездарной драматургией. Сквозь «любовь-морковь», дебилизм российских силовиков и землян, готовых смести все неизвестное и несущее угрозу, сквозь флеш – моб - пляски «Кто не скачет, тот чужой!» к Земле прорвался трогательный гуманоид «Харитоша» (Риналь Мухаметов). Миссия свалился на крыши Чертаново прямиком из бессмертного Эдема и попытался наладить контакт с неразумными землянами, чтобы спасти их от ненависти и безумия войн. И подарить нам бессмертие в обмен на осознание хрестоматийных истин - Любви и Смерти, - как неотъемлемых частей человеческой жизни. Герой Бондарчука, как в святом писании, умирает, отдав свою жизнь любимой, и… воскресает. Но это уже совсем другая история, легким движением руки Бондарчука превратившаяся из приторной мелодрамы в добротный фильм – катастрофу, весьма ярко и убедительно показав московский Апокалипсис.

Такую катастрофу, которую хочется потрогать рукой.

«Вторжение».

Про подопытных «крыс», российский SkyNet, разбитного гуманоида и вселенский потоп в Москва-сити

В техническом плане Федор Бондарчук раздулся до исполинских (по меркам отечественного кинематографа) технологических размеров. Впечатляющие экшн – сцены в центре столицы, бронебойные кунштюки с экзоскелетами, титаническое разрушение центра Москвы (километровые тонны воды безжалостно сметают ставшие частью урбанистического пейзажа небоскребы) и война, развязанная взбесившейся всемирной паутиной, подчиненной искусственному интеллекту пришельцев. Вот уже и не возникает желания назвать «Вторжение» третьеразрядной компьютерной игрой-пулялкой («Сталинград») в безудержном глумлении над картинкой. Визуальный аттракцион удался на славу! И не страшно, что умной, философски-выдержанной картины не получилось – стоит ли желать слишком много от качественной картинки апокалиптической фантастики?

Стоп! Почему не получилось? Здесь тоже внятный концепт присутствует. Кто защитит нас от губительной атаки пришельцев? Конечно же, «дуболомы» в погонах! И среди них самый главный, обстоятельный и убедительный генерал Валентин Лебедев (Олег Меньшиков), в угоду не всегда гуманным целям российской оборонки (ученые бьются над созданием оружия нового типа, пытаясь адаптировать передовые внеземные технологии под возможности землян), превративший свою своенравную дочь Юлю в лабораторную мышку. Именно бравый вояка Меньшиков олицетворяет собой силищу, которая даже пришельцев дрожать заставит.

Второй «думательный» момент – авторы «Вторжения» призывают перестать безоговорочно доверять цифровому информационному полю. В этом-то и состоит парадокс – технологии делают нас беззащитными и превращают в марионеток. Тотальный личный доступ к персональным данным лишает человека частной жизни и легко может обратить во врага. Так что не нужно огульно доверять внезапно взбунтовавшимся смартфонам и планшетам, которые способны убедить обывателя, что даже генеральская дочка способна быть террористкой, повинной в смерти тысяч человек!  

Идея «Вторжения» в том и состоит. Инопланетный разум здесь не причем. Технологии вторглись в обыденную жизнь человека и бесповоротно изменили ее. Нет личных тайн и секретов. Мы – как на ладони, и неважно, у кого – спецслужб или рептилоидов -гуманоидов.

Третий немаловажный нюанс: да пребудут с нами «говорящие» головы, истину глаголящие! В сторону запудривающий наши мозги враждебный Интернет - «скайнет», смотрите на события сквозь «магический кристалл» телевизора, и все сразу станет кристально ясно. Думайте и выбирайте сердцем, а не мозгом. Мозг – он, в отличие от сердца, хитрый. Обмануть может.

С одной стороны, Федя сетует на цифру, с другой – лукавит. Если бы не высокие технологии, то и «Вторжения» бы не получилось. А он (а вместе с Бондарчуком оператор Владислав Опельянц и график Арман Яхин) очень старался. Жаль, девочки стараний не оценят! Прекрасная половина человечества выходила из кинозала с явно перекошенным лицом. Дам эффектной иллюстрацией фильма – катастрофы не убедишь, им бразильские страсти подавай! А страстей во «Вторжении» нет. По всей видимости, создатели фильма намеренно ушли в сторону от сладостных утех «Притяжения», придавших датированной 2017 годом картине не только некую человечность, но и сделавших ее слабой.

А все дело опять – таки в инопланетянине «Харитоше»! В сиквеле ski – fi – боевика романтичный герой-любовник Риналь Мухаметов превратился в откровенного шута. Не понимаю, зачем капризной дочке генерала понадобился разбитной пришелец, отпускающий примитивные шутки про «работу, дом, огород» и рукав Ориона? Странный он какой-то. То ли веган, то ли наркодилер (так и не поняла, что он на своем гидропонном огородике в банках выращивает, уж очень смахивает на миниатюрную плантацию конопли, культивируемой в домашних условиях!). Не гуманоид – миссия, а посмешище какое-то бородатое, спустившееся с гор, и монотонно, с дикторским произношением талдычащее набор заученных фраз. Я б с таким на край Вселенной уж точно не полетела и такого классного папку, как героя Олега Меньщикова, на межгалактического хлюста не променяла бы однозначно.

Поэтому вопрос, «Ты за какую планету воюешь?» нужно задать избалованной девочке Юле. Я бы выбрала политзаключенного Артемку (Александр Петров) – в кои-то веки специализирующийся на гопоте актер удосужился хорошо сыграть, хоть и переборщил с реализацией на экране образа разбитого инсультом молодчика! Человек-то, как ни крути, оказался хороший. Наш. Землянин.   

Резюме – сногсшибательные графические эффекты, однако идейный концепт аморфный. Высокотехнологичные скачки по верхам – хуже только «Трансформеры» и «Годзилла».

Испытываешь опустошение. Начала за здравие, закончила за упокой, потому что второй раз «Вторжение» почему-то не хочется.    


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
12 минут назад
Возрастающий спрос на отдых и оздоровление превратил туризм ...
29 минут назад
Также сотрудники органов безопасности призывают не тиражиров...
сегодня, 10:17
Трагедия случилась вчера вечером в Холм-Жирковском районе.
сегодня, 09:33
Это связано ликвидацией пожара в Кардымовском районе.
Новости партнеров