Смоленск простится с актером Анатолием Бибекиным

Культура

Смоленская сцена осиротела -  14 января ушел из жизни артист Смоленского государственного драматического театра Анатолий Бибекин. Его не стало на 67-м году.
Цветы несут не на подмостки. К гробу...

В Смоленск Анатолий Бибекин приехал из Кинешмы (Ивановская область) осенью 1998 года, узнав о гремевшем на всю Россию камерном театре из телепрограммы «Театральная провинция» и публикации в журнале «Сцена» (до начала 90-х актер работал в театрах Казахстана, затем – в Кинешемском театре драмы им. А.Н. Островского).

И тут же попал в «обойму» - сыграл в нашумевшем спектакле Юрия Мельницкого «Недоросль» (1999). Дальше - больше! В сценическую жизнь Анатолия Ефимовича ворвался Игорь Войтулевич.

Первой ролью на главной сцене Смоленска для Анатолия Бибекина стала роль брата Лоренцо в бессмертной трагедии «Ромео и Джульетте», которую поставил Игорь Геннадьевич.

«Актер – профессия зависимая, поэтому мечтать о чем-то конкретном, я бы даже сказал, опасно, - признавался актер в интервью. - Вот, к примеру, Игорь Войтулевич объявил, что намерен поставить «Гамлета», и мне предложили роль Клавдия. Неожиданно для меня, признаюсь. Сам я могу представить себя в этом спектакле в роли Полония. Да и как сыграть Лоренцо, не представлял. Во многом мне помог Войтулевич. Его предложение, как сыграть многие моменты роли, были очень интересны. Лоренцо обычно представляют добрым, благостным священником, который помогает влюбленным, не замечая, что этот персонаж не так уж и прост…».

Догадывался ли он, начавший актерскую карьеру в 16 лет в русском театре Алма – Аты, что именно в Смоленске его ждет слава и любовь зрителей? По итогам сезона 2000-2001 Бибекину, который едва ли год отработал в драмтеатре, присудили приз в номинации «Лучшая мужская роль». За брата Лоренцо, конечно!

Следом за Лоренцо Анатолий Ефимович сыграл у Игоря Войтулевича в трагифарсе «Конкурс», поставленном по одноименной пьесе А.Галина. Бибекин в ней создал образ профессора Карнаухова – человека тонкой душевной организации, меланхоличного и в то же время взрывного. Эта постановка, детально исследовавшая современную жизнь, продержалась в репертуаре драмтеатра семь (!) лет.

Годы работы с Войтулевичем Бибекин считал чрезвычайно плодотворными. Театр был и впрямь экспериментальным, где Игорю Геннадьевичу и его актерам дозволялось делать все, что угодно.

«Только благодаря свободе да творческой природе художника можно создавать восхитительно прекрасные вещи, - не скрывал привыкший эксцентрично выражать свои мысли Войтулевич. - В творчестве, как в сексе. Если по-настоящему расслабиться. Я надеюсь, мы в ту пору не уродов наделали!»

Нет, не уродов… Театр – гремел.

Анатолий Ефимович обладал яркой индивидуальностью, природным артистизмом и обаянием. Мощный сценический темперамент, музыкальность от природы и поистине аристократичная пластичность помогли ему реализовать на сцене широкий спектр драматургического материала. Бибекин умел в каждой роли точно и тонко выстроить, бережно донести до зрителя ее смысл.

О таких, как он, мастерах сцены принято говорить: «Артист широкого диапазона, способный работать в любой театральной эстетике – от классики до авангарда. Созданные Анатолием Ефимовичем образы – всегда самая выразительная форма существования героя на сцене, с психологически точно выстроенной логикой поступков и переживаний».

Чувство юмора и по-детски какая-то чистая непосредственность дали актеру возможность жить в спектакле «Декамерон» Боккаччо, где он играл сразу несколько ролей. Великолепен был артист и в спектакле Виталия Барковского «Палата бизнес - класса» Коровкина. В этой безжалостной к современным реалиям постановке Бибекину удалось создать образ интеллектуального героя с грустной маской на лице. Потрясающе органичен он в роли Епиходова в чеховской комедии «Вишневый сад». Не менее интересной стала его работа в «достоевском» спектакле «Дядюшкин сон», где Анатолию Ефимовичу было судьбой уготовано заменить ушедшего Николая Коншина (Князь К.).

В спектакле «Давным-давно» по пьесе Гладкова Бибекин играл роль Кутузова, и каждое его движение, слово, взгляд были прочувствованы, эмоционально точны. Живая эмоция, психологизм рисунка!

«Чтобы роль получилась, мне необходимо оправдать своего героя, сыграть проблему, которая в его душе, а для этого нужно как-то соединить это с собой, через себя пропустить», - любил говорить Анатолий Ефимович.

Хотя роль «высокого блондина» ему так и не предложили, талант Бибекина был высоко оценен ведущими российскими критиками. О нем писали во всероссийских СМИ: «Культура», «Экран и сцена», «Доктор Чехов», журналах – «Страстной бульвар, 10», «Театральная жизнь». За роль Бальзаминова он был дважды удостоен приза «За лучшую мужскую роль» на Всероссийском фестивале драматургии Островского в Малом театре (Москва), а также на региональном фестивале, который проходил в 1997 году в Кинешме.

В последние годы Анатолий Ефимович был занят в основном в комедиях, и это обстоятельство его нисколько не беспокоило. Однажды в интервью он философски заметил, что «можно сколько угодно ругать Куни, но в его пьесах есть что играть». Слово с делом не расходилось – в «Номере 13» (пьеса в интерпретации Романа Родницкого называлась «Все будет хорошо») Бибекин блеснул в роли сенатора Ричарда Уилли. А потом «переквалифицровался» в забавного инспектора Портерхауса (Слишком женатый таксист, режиссер Виктор Чепелев).   

За два десятилетия он создал на смоленской сцене около полусотни ярких и колоритных образов. В том числе, сыграл более десяти главных ролей. Поставил четыре спектакля (его «Супница» по пьесе Робера Ламуре стала самым кассовым спектаклем сезона!)

Но он любил играть больше, чем ставить, и это несмотря на профессиональное режиссерское образование. Лишь для малышни Смоленска, которую обожал, исключение делал! Добрый сказочник дарил ребятне чудо под Новый год – яркие и запоминающиеся сказки «Золушка», «Морозко», «Приключения красной Шапочки». И молодел с молодыми - преподавал в Смоленском государственном институте искусств.

…Интересно, помнят ли малыши его доброго Сапожника в музыкальной сказке «Али-Баба», Дроссельмайера в «Щелкунчике», Короля в спектакле «Кот в сапогах»? Наверняка! Такие искренние (а с детьми иначе нельзя) образы западают в душу.

Из последних работ критики особо отметили роль Игоря в лирической комедии «Весы» по пьесе Евгения Гришковца (режиссер Игорь Голубев), роль Квасцова (водевиль «Таинственная история о двух половинах» Николая Куликова в постановке Алины Сорокиной) и Гаврюшина в спектакле «Как боги» Юрия Полякова (Виталий Барковский).

В самой «нежной» пьесе Гришковца Анатолий Ефимович был особенно хорош и пронзителен.

…На сцене, в «приемном покое» в неизвестности мечутся трогательные, нелепые и абсолютно беззащитные мужчины. Артем (Евгений Ракицкий) ждет первенца и решился на ультрамодные партнерские роды, Алексей (Юрий Гапеев) явился в роддом с футбольного матча нетрезвый, прихватив с собой друга, и очень переживает, что в третий (!) раз опять не смог отвезти жену рожать.

У двери «родильного отделения» сидит, пригорюнившись, пожилой мужчина (Анатолий Бибекин). «Профессор» не реагирует на пикантные колкости, которыми его осыпают подвыпившие молодые мужики. Дескать, в столь почтенном возрасте можно обрюхатить разве что студентку или аспирантку.

У каждого из них – свой страх, и своя боль. От волнения и вынужденного безделья мужчины начинают общаться, тут-то и выясняется, что у них тоже есть обнаженное и беззащитное сердце. А в нем - совесть и стыд, любовь и нежность.

Вещи обычно не такие, какими они нам кажутся. Мы не способны увидеть выстроенную Создателем картину мира целиком. Как оказалось, «Профессор» - то не престарелый Дон Жуан! «Профессор», он же «просто» пожилой Игорь, болеет душой за свою девятнадцатилетнюю дочь, которую кто-то обидел в далекой и бездушной Москве, и теперь новорожденному уготована безотцовщина…

Его щемящий монолог вызвал у зрителя только одну реакцию – слезы сострадания к чужой беде.

Поставить камерный спектакль по пьесе Евгения Гришковца на Большой сцене было делом безумно сложным. «Весы» - глубоко интимная вещь. Будем прорываться к зрителю сентиментальностью…», - не скрывал Игорь Голубев.

Прорваться удалось, и немалая заслуга в том принадлежала Анатолию Ефимовичу, сумевшему создать проникновенный сценический образ.

После спектакля «Весы» зрители выходили из зала с ощущением просветления и осознания великой тайны: на самом деле, люди – добрые!

Последний раз – на это Рождество.

Светлая память Вам, Анатолий Ефимович! Это Вам по старинной актерской традиции аплодируют, провожая в лучший из миров, Смоленск, Москва, Лобня, Орел, Калуга, Белгород, Могилев, Тольятти, Санкт – Петербург, Алматы (Алма-Ата), Астана, Гомель, Брянск, Бобруйск, Минск, Мичуринск, Тамбов, Кинешма и Липецк.

Все города России, Беларуси и Казахстана, где хорошо знали и любили Бибекина…

Прощание с Анатолием Бибекиным состоится 16 января в 11.15 во дворе Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова.



Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 07:04
По уточнённой информации в результате атак украинских БПЛА ж...
сегодня, 05:46
Губернатор Смоленской области сообщил о новых атаках украинс...
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
сегодня, 07:25

Об этом рассказали в ЦУР Смоленской области.

Новости партнеров