Только безумцы меняют мир… «Союз спасения» в Смоленске

Культура

26 декабря смоляне потянулись в кинозалы - на российский экран вышла историческая драма Андрея Кравчука «Союз спасения». Последнюю крупномасштабную премьеру уходящего 2019-го ангажировали как «главный фильм года», подав ее в качестве основного конкурента фантастическому блокбастеру Федора Бондарчука «Вторжение».
Битва «Первого канала» и «России-1» продолжается!

Плетью обуха не перешибить

Фильм Кравчука (сценарий - Никита Высоцкий, продюсеры - тандем Константин Эрнст - Анатолий Максимов) - неоднозначный и спорный, свидетельствующий о радикальной смене взглядов на российскую историю и заявке на предельную объективность. Декабристы уже… не те.

По мнению создателей «Союза спасения», они уже не герои из советского школьного учебника истории, а всего лишь горстка «страшно далеких от народа» свободолюбивых и бестолковых одиночек, принадлежащих к высшему свету. Честолюбцев, которые замахнулись на святое, Богом помазанное.

А замахнулись потому, что не занимали в этом свете главных ролей и остро ощущали в себе гибнущий, нереализованный потенциал. Им наяву виделись сны о чем-то большем, и народ здесь ни при чем.

Что, собственно, и подтверждает в письме к декабристу Ивану Якушкину философ Петр Чаадаев: «Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми между трубкой и стаканом вина».

Мы смотрим на экран глазами обуреваемых страстной любовью к престолу авторов «Союза спасения». И что же мы видим? Молодых бунтарей, не способных договориться и в пьяном угаре замышляющих осуществить амбициозную мечту о конституционной монархии.
Ну и, если все удачно сложится, позаботиться о прогрессивной отмене крепостного права в стране.

Как карта ляжет!

Карта легла выйти с похмелья на Сенатскую площадь и стать государственными преступниками. И надо же такому случиться, что «Союз спасения» спустили в кинозалы именно в момент, когда у радикальной части российского общества, уверовавшей в необходимость смести власть любой ценой, запредельно обострилось восприятие политического момента!

Перекличка с днем сегодняшним очевидна. Сенатская - Болотная.
Глупцы - те, кто искренне полагает, что революцию делает обездоленный народ. История наглядно показывает: революцию творят те, кто… три дня не ел. Обеспеченные, образованные и амбициозные люди, ставящие целью столкнуть конкурента с трона. Смещается политический вектор - встречайте бунт народный, бессмысленный и беспощадный! А на самом-то деле правит бал не народ, а оппозиция, организующая
марионеточные митинги.

Поверим создателям «Союза спасения» на слово, что они не собирались лукаво сравнивать ситуации. Тогда и сейчас. Нас интересуют отчаянные люди, пожертвовавшие своими жизнями ради свободы, равенства и братства (по крайней мере, нас так учили) и чьи идеалы спустя 194 года, прошедших со дня восстания на Сенатской площади, в новой России предали порицанию и назвали сомнительными.

Официальный слоган «Союза спасения»: «Мы вышли. Нам не вернуться». Вывод напрашивается только один: плетью обуха не перешибить.

И все же почему-то кажется, что основным лейтмотивом картины является неоднократно звучащая в фильме фраза «Безумцы меняют мир».


Плюсы. 700 млн рублей выбросили «на воздух» не зря.

«Союз спасения» - великолепный образец дорогого и очень качественного российского кино. Деньги были выброшены «на воздух» не зря - в кои-то веки начинаешь испытывать гордость за отечественный кинематограф. По отзывам критиков, «кино такого безупречного технического исполнения на постсоветском пространстве - большая редкость». Съемки большей частью павильонные, основная ставка сделана на визуальные «нарисованные» эффекты. Потому и Зимний дворец вновь окрашен в терракоту. Именно таким он и был в то время. Исаакий в лесах, с Дворцовой площади убрали Александрийский столп - он появится через 10 лет. Питер - юн, как декабристы! Он строится, и в нем нет
деревьев и дорог…

События на Сенатской, украинская степь с подсолнухами, где томятся опальные декабристы - «южане» и прочие ссыльные вояки... Утопающие в бархате ложи театра…
Вся наша жизнь - сцена, на которой либо играть-гарцевать, либо погибать. Неважно, от шрапнели или от петли.

Помимо роскошной графики, похвальную оду впору спеть автору саундтреков фильма Дмитрию Емельянову. Его симфонические кавер-версии бутусовской композиции «Прогулки по воде», «Сансары» Басты и «Heart-Shaped Boх» «Нирваны» ошеломительнейшим образом связывают события почти 200-летней давности с современностью и задают действу маршево-железный или щемящий сердце романтический тон.


Минусы. «Заячьи уши» любви к монархии

Опереточные любители выкидывать затейливые кунштюки с шампанским (безалаберные, инфантильные и беспутные, несмотря на свои удивительные родословные) противопоставлены прозорливым, вдумчивым и рачительным отцам Отечества. Монархия выписана Кравчуком, Эрнстом и Высоцким любовно, с каким-то холопьим подобострастием. Особый акцент сделан на Николае I, ритмично, демонически грустно и чертовски красиво покачивающемся в седле на протяжении всего хронометража жутких событий на Сенатской. Его подведенные глаза опечалены - на царствие восходит с кровью. Но - «людей не бить». Монархическое иезуитство власти. Лед на Неве ядрами проломить, и сами потонут...

Почувствуйте разницу. Вспомните неприятного, какого-то… скрипучего Николашу в исполнении Василия Ливанова («Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, 1975), брезгливо и жестко поджимающего губы: «Казнить нельзя помиловать». К 150-летию восстания декабристов снимали совсем другие картины…

Какое уж тут милосердие, право, коли дважды вешают.

Вектор сменился. Теперь монархия - наше все.

Самая главная беда прочтения визуального текста мастера «монархических блокбастеров» Андрея Кравчука (автора «Адмирала» - на Дальнем Востоке Колчак прославился «перчатками» - снятой с кистей красноармейцев кожей; его грязный «Викинг» стал пасквилем на язычников-славян) - размытые, ходульные образы декабристов.

Шагин - Рылеев узкоплеч и смешон. «Скалозуб» Пестель (Прилучный), ставший личным врагом Николая I, - барельефно бронзовеет от украинского загара. Скучный, узколобо-яростный солдафон. А ведь это ему император, лично общавшийся с главными фигурантами заговора, дал выразительную характеристику: «Пестель был злодей во всей силе слова, без малейшей тени раскаяния».

Сострадательный, рафинированно инфантильный штрейкбрехер Трубецкой (Матвеев) по-воловьи заводит томные глаза и тщетно пытается нащупать ниточку диалога с целлулоидным красавчиком - Николаем I (Иван Колесников). Так бы и облобызал царскую правящую руку, если бы не оскоромился мятежом. Усердие оценили - петлю заменили милосердной пожизненной ссылкой.

Мятущийся между любовью и честолюбием главный герой драмы Сергей Муравьев-Апостол (Бичевин), радеющий за Отечество и его закрепощенных рабов, коих шпицрутенами за расстегнутую ширинку насмерть рубят, - это единственный оформленный в живую плоть исторический персонаж.

О Михаиле Бестужеве-Рюмине (абсолютно незапоминающийся и плоский рисунок роли Ивана Янковского) и Каховском - позже.

Основную идею картины изложил Константин Эрнст: «Хороший фильм, он тебя сам выводит на вопросы, но не дает точных ответов».

А и то правда! Повторюсь, но похмельные зарвавшиеся молодчики в эполетах никак не могут найти компромисса с мудрым царем Александром I и совершенно не готовы принять монументального красавчика Николая.

Картонные силуэты символизируют народ, который не умеет договариваться, и нет среди его лучших представителей умелых переговорщиков-дипломатов. Идите на уступки, умерьте свой пыл. Кесарю - кесарево, а богу - богово. А кое-кому - шиш.


«Абсолютный маргинал» и террорист Каховский

На премьере картины Эрнст заявил, что сейчас многие люди практически ничего не знают о тех событиях: «Псевдоромантическая каша не соответствует вообще ничему. Мы увидели все по-другому, надеюсь, очень правдиво и реалистично».

Взгляд Эрнста, Высоцкого и Кравчука на нашего земляка - декабриста Петра Каховского лично мне показался несколько странным. Боевик Каховский (Агафонов) изображен схематично и даже, пожалуй, еще более невнятно, чем мозаичный и неровный набросок к портрету как-то явно не по-мужски изнеженного Бестужева-Рюмина (Янковский).

Дерганый пустолицый хлыщ в сером. То ли неумолимая рука судьбы, то ли паяц - непонятно. На роль Каховского (одного из пятерых повешенных) даже медийного лица не нашлось! Неужто и здесь решили сэкономить на убийце любимца царской семьи, героя
1812 года Михаила Милорадовича? Ведь, в силу смещения политических векторов, никакой он уже и не герой, а террорист, поднявший руку на святое!

Даже в момент казни Петр Григорьевич показан на экране крайне уничижительно. В отличие от других декабристов, хранящих бесстрастное молчание и выдержку, Каховский боится смерти. У него острейший приступ панической атаки!

Зачем возводить на уровень мученика потенциального цареубийцу? К тому же Каховскому вменили три ранения, два из которых оказались смертельными и унесли жизнь (помимо генерал-губернаторской) еще и командира лейб-гвардии гренадерского полка Николая Стюрлера.

Даже если скакать по верхам, не углубляясь в глубины исторических фактов, Петр Григорьевич Каховский (1797 - 1826) был интереснейшим человеком. Происходил он из обедневших дворян, родился в Смоленской губернии (с. Преображенское). Несмотря на бедность, граничащую с нищетой, Каховский по своему происхождению и знатности рода не уступал семействам Трубецких, Волконских и Оболенских, представители которых приняли участие в восстании на Сенатской. Именно «абсолютная маргинальность» (так его величает в одном из интервью автор сценария Никита Высоцкий) и стала причиной отчуждения Каховского. Он так навсегда и остался «чужим среди своих». Даже виселица не сблизила его с четырьмя обреченными на смерть декабристами. Они обнялись по-братски, а Петр Григорьевич стоял в стороне. Терпеливо ждал, когда ему на шею наденут петлю.

Революционно настроенный боевик априори не может быть положительным героем, хотя именно он был на короткой ноге с Рылеевым и по его же протекции вступил в Северное общество, став активным членом его радикального крыла. Поскольку у поручика в отставке Каховского не было семьи, ярый сторонник убийства Николая I Пестель планировал поручить эту роль храброму и безрассудному Петру Григорьевичу. Каховский отказался убивать монарха.

Почему же авторы исторической драмы «Союз спасения» клеят на лоб нашему земляку ярлык «абсолютный маргинал»? Несмотря на природную открытость и прямоту, эрудированность и начитанность, была у Петра Григорьевича одна, прямо скажем, нехорошая черта. Он был пылким, несдержанным человеком. Взрывоопасным, как порох. Потому и разжаловали его, юнкера лейб-гвардейского егерского полка, в рядовые личным великокняжеским распоряжением Константина Павловича за то, что «в приличных домах вел себя непристойно, к службе проявлял леность».

Он догадывался, что за развязку бойни на Сенатской площади его, как государственного преступника, ждет максимальное наказание - четвертование. Однако пощады себе не вымаливал и так никого и не выдал. На допросах вел себя дерзко, под арестом писал письма, обличающие самодержавие. Петру Григорьевичу было всего 28 лет.

В нынешние времена увешанные гаджетами молодые люди в таком возрасте в «танчики» рубятся и ни о чем великом и не помышляют.

А из него, исполнившего свое предназначение на пути к свободе, «дурилку картонного» сделали… 



Только факты…

- «Союз спасения» - название одного из тайных политических обществ, учредителями которого были будущие декабристы.
- Восстание декабристов состоялось 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
- Согласно официальным данным, в тот день на площади погибли 1271 человек, их них 150 детей и 79 женщин.
- Всего под следствие попали около 600 человек. За участие в восстании пятерых приговорили к смертной казни, 121 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
5 минут назад
Жительница Смоленской области подозревается в заведомо ложно...
сегодня, 09:45
Губернатор Василий Анохин призвал смолян проголосовать за лю...
сегодня, 09:17
Герой рисковал жизнью, но смог вытащить обессилевшего мужчин...
Новости партнеров