2019-й в Смоленске. Культурный срез года

Культура

Декабрь – время подведения итогов. Чем запомнился смолянам уходящий год?

«ДОуэль с совестью»

В январе Мария Вилюнова и Виталий Игнатенко показали смолянам кинотелерадиотеатр «Доуэль с совестью». Вдвоем они поставили спектакль-фантасмагорию «Дело профессора Доуэля» по мотивам научно-фантастического романа нашего земляка Александра Беляева.

Меняя костюмы, парики, шляпы, голоса, места, артисты, на пару пережили на сцене ДК профсоюзов жизни восьми героев. Заставили зрителей задуматься не только о том, можно ли проводить опыты над человеком, но и о том, а не проводим ли мы их сами над собой?

«Это синтез театра и предметов, - комментирует действо Виталий Игнатенко. - Перед вами - кинотелерадиотеатр, где реальность дополнена телеэкранами, анимацией, живой музыкой, пластикой, костюмами, тантамаресками. И это удивительно! А зритель - участник всего происходящего. Наша задача - чтобы он чувствовал нас, а мы - его».


Уникальный метод Сергея Эйзенштейна родился в Смоленске

В июле 2020 года исполнится 100 лет с момента прибытия в Смоленск Сергея Эйзенштейна. Краевед из Великих Лук Владимир Павлов выступил с инициативой увековечить в Смоленске память о величайшем кинорежиссере XX века.

«Именно в Смоленске, 99 лет назад, зародился уникальный метод, который революционер искусства кино неоднократно с успехом применял на съемках своих знаменитых фильмов, -
убежден Владимир Павлов. - Здесь, на железнодорожных путях станции Смоленск Сергей Михайлович уловил основополагающий символ, ставший фирменным знаком Кинематографа Эйзенштейна».

Великий кинорежиссер ХХ века Сергей Эйзенштейн находился в Смоленске как минимум около двух недель: с 11 июля - этим днем датировано его письмо матери из Смоленска - по 26 июля 1920 года, когда он с «теочастью ПУЗАП» (театральная часть Политуправления Западного фронта) переехал в Минск.

Период пребывания в Смоленске Сергей Михайлович ярко описал в своих мемуарах, вспоминая, как он жил в теплушке на Смоленском железнодорожном вокзале и осваивал профессию художника-декоратора в театральных мастерских Западного фронта. Это была первая(!) творческая запись в его трудовой книжке.

Поиск метода, изменившего ход истории мирового кинематографа, советский режиссер и теоретик киноискусства опишет впоследствии в своих мемуарах: «Сколько раз в часы блужданий моих по путям так предательски, еле-еле постукивая, как бы прокрадываясь, из темноты в темноту, то на меня, то мимо меня, то рядом со мной шныряли ночные чудища эшелонов…
По-моему, это они, их неумолимый, слепой, беспощадный ход перекочевали ко мне в фильмы, то одеваясь солдатскими сапогами на Одесской лестнице, то обращая свои тупые рыла в рыцарские шлемы в Ледовом побоище, то скользя в черных облачениях по плитам собора вслед свечке, дрожащей в руках спотыкающегося Владимира Старицкого…
Из фильма в фильм кочует этот образ ночного эшелона, ставшего символом рока».

«Золотой поцелуй» на троих

В феврале в КВЦ им. Тенишевых открылась выставка трех гениальных художников ХХ века: Густава Климта, Анри де Тулуз-Лотрека и Альфонса Мухи.

Творчество этих выдающихся мастеров принято относить к стилю ар-нуво (от французского art nouveau, в переводе - «новое искусство»), другое название этого направления - «модерн».
В экспозиции выставки «Золотой поцелуй» были представлены 64 репродукции работ в технике жикле, снабженные описанием сюжетов и историей создания каждой картины.

«Ноев ковчег» Бориса Васильева. 95-летию самого сентиментального прозаика XX века посвящается…

В марте в СмолГУ прошла премьера документального фильма «Смоленск Бориса
Васильева».

Киноопыт магистрантки кафедры литературы и журналистики Смоленского университета Кристины Давыдовой представляет собой трогательный и честный путеводитель по истории жизни писателя, неспешно, на протяжении полутора часа рассказывающий о его семье и творческих истоках. Картина мозаична, ее «фундамент» строится не только на отрывках произведений Васильева, но и, что особенно ценно, на архивной кинохронике и уникальных фотоматериалах, дающих представление о дореволюционном Смоленске и нравах его обитателей. Смоленске, сформировавшем мировоззрение классика XX века. Лента полна лирических отступлений - только так, а не иначе можно говорить о самом сентиментальном и романтичном прозаике современной русской литературы.

Фильм полифоничен - в многоголосие бесед, воспоминаний и интервью вплетается голос самого Бориса Львовича, комментирующего порывисто и страстно страницы своей биографии.

«Для нас очень важно, что фильм Кристины Давыдовой был создан в рамках проекта «Смоленская земля в памятниках литературы», поддержанного Фондом Президентских грантов, - утверждает доктор филологических наук, профессор Ирина Романова. - Работа была проведена колоссальная! В соавторстве с Кристиной (сценарий, съемки, монтаж) над документальной лентой трудился большой творческий коллектив - корреспондент Андрей Привалов, художник Любовь Белкина, исследователь наследия Бориса Васильева, кандидат филологических наук Владимир Карнюшин. Я также помогала автору фильма, выступив в роли научного консультанта. Закадровый текст взял на себя корреспондент ВГТРК «Смоленск» Евгений Самоедов».

«Смоленск Бориса Васильева» - уже вторая по счету картина Кристины Давыдовой, в основу сценария которой легли произведения «Летят мои кони» и «Век необычайный». Первый фильм из этой серии смоляне увидели в ноябре прошлого года. Он вышел под названием «B - La - f» и был посвящен смоленским годам фантаста Александра Беляева.

Арт-резиденция современного искусства

В марте на культурной карте города появился новый центр концентрации творческой энергии под названием «Дом молодежи». Сегодня здесь расположена галерея современного искусства, проходят выставки, лекции и мастер-классы, есть книжный магазин.

Деятельность галереи ориентирована на развитие регионального арт-процесса, создание условий для взаимодействия местных художников с коллегами из других регионов и стран, поддержку молодых авторов России и Европы, интеграцию искусства в пространство города, как заявляют ее
организаторы.

Важным вектором деятельности галереи «Дом молодежи» станет исследовательская и популяризаторская работа. Основной ориентир - восстановление картины культурного процесса региона по направлениям исторический авангард, социалистический реализм, искусство нонконформизма, современные течения.

«В планах галереи - актуализировать историческую память, работать с городским ландшафтом, создавать выставки-исследования, взаимодействующие со зрителем, выставки мультимедийного искусства и создание арт-резиденции», - рассказала главный куратор галереи
Яна Двоенко.

На первой выставке в «Доме молодежи» смоленский художник Дмитрий Зимин представил концептуальный проект «Плотность».

«Очень здорово, что «Дом молодежи» открылся именно выставкой Дмитрия Зимина, художника оригинального, обладающего прекрасным арсеналом современных пластических средств, - считает Арсений Штейнер, куратор, арт-критик (г. Москва). - Его «плотности», сложенные из алюминиевых частиц нанокраски, дают зрителю грубую, но как бы не чересчур, метафору нашего времени: распад плотных нарративов и выход из-под гнета идеологии XIX и XX веков подлинного ощущения жизни, не подвластного никакой концептуализации. Надеюсь, ребятам хватит выдержки и денег, чтобы стать одной из центральных точек современной культуры города».

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..»

5 апреля в КВЦ имени Тенишевых открылась юбилейная выставка Вячеслава и Веры Самариных «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». В этом году Вячеславу Федоровичу исполнилось 80 лет.
Вера и Вячеслав Самарины вместе более полувека. Творят рука об руку, как в строке из известной песни: «Мы эхо друг друга…» Художники с именами, определившими глубинную суть и направление их жизни, - Слава и Вера.

Он пишет маслом полифонические масштабные полотна, она создает серии «тихих» графических миниатюр, изящных, как и сама Вера Евгеньевна - заслуженный художник России. Цветная линогравюра и литография - ее стихия! Они и на выставке навсегда вместе.

Пока Вера Евгеньевна с радостным сердцем «поет» свои незамысловатые «песенки», вливая в мир акварельный свет, с легкостью мотылька порхая карандашом по бумаге, народный художник России Вячеслав Самарин продолжает создавать сопричастные духу времени манифесты. Пишет подолгу - по пять-шесть, а то и более лет. Картины - его продолжение, родная кровь, пролитая сочными мазками на холст! А дети получаются славные. Мудрые, вдумчивые, способные многое рассказать понимающему человеку. Самарин известен как мастер глубоко проблемных картин-раздумий и строит свои произведения на обострении образной метафоры.

И порой откровения, рожденные природной натурой, человеческим естеством и поэтикой самаринской кисти, страшны. Они кричат о постигшей страну катастрофе, утрате духовности!
Потому-то и была непростая судьба у многих работ живописца. Долгое время художник не мог показать триптих «Эхо»… И лишь в 2009 году именно за «Эхо» он был выдвинут на премию Центрального федерального округа, которую впоследствии получил.

Сложные по композиционному строю и неожиданные по сюжетному решению диптихи и триптихи - излюбленная манера мастера. С них пристально смотрит на нас самаринская, необъятная, святая иконописная Родина. Это она тянется к тебе рукой, пытаясь укутать блудных своих сыновей в тепло материнской заботы, с неиссякаемой верой в Человека призывает омыть душу березовой слезой на родимом погосте…

Скудный быт опустелой смоленской деревни - все это она, «страна березового ситца», воспетая Есениным. И не случайно на выставке смоляне смогли увидеть этапы работы над созданием одной из последних картин Вячеслава Самарина «Автопортрет с Есениным».

Уж 30 лет на сцене «Страсти роковыя...»!

27 апреля феномен смоленской сцены «Страсти роковыя...» - спектакль-долгожитель, поставленный Игорем Войтулевичем по мотивам рассказов Аркадия Аверченко, отметил юбилей.

«Страсти роковыя…» - дипломант фестиваля «Серебряный век» в Орле, театрального форума русской классики в Лобне и фестиваля камерных спектаклей «ОН и ОНА» в Тольятти. Тысячи зрителей, успех на гастролях - судьба этой постановки была счастливой. А счастье ее обусловлено бесшабашным режиссерским талантом ученика Андрея Гончарова и Марка Захарова Игоря Войтулевича, которому в Смоленске было позволено все. Это был его первый, по сути, экспериментальный спектакль на смоленской сцене, который родился в… смехе в 1993 году и сформировался на сцене в 1994-м. На свет появились не только «Страсти роковыя…». В тот день родился театр переживания и представления Войтулевича. Тут было все. Беккет, Борхерт, Ионеску. Безумная смесь всего, что можно себе представить на главной театральной площадке региона.

Вот он, тот самый первый «звездный» состав: ОНА - Светлана Ульянова. Сазонов №1 и №2 -
Олег Кузьмищев и Александр Тараньжин. Потом были Алла Козлова и Сазоновы - Кузьмищев и Игорь Голубев.

Затем великолепную Аллу сменила Екатерина Максимова - через полтора года страсти вспыхнули с новой силой!

«Пожар» бушует на сцене драмтеатра уже три добрых десятилетия и гаснуть не собирается.

Украсы археолога Клетновой

В апреле в СмолГУ открылась выставка - посвящение Екатерине Клетновой «Народный костюм и украсы Смоленщины в современном отражении». Экспозиция была приурочена к 150-летию со дня рождения первой женщины-археолога нашего края. Главная цель выставки - почин в создании региональной программы по сохранению народного костюма и украс Смоленского края на началах, заложенных Екатериной Клетновой и Марией Тенишевой.

Наследие Екатерины Николаевны Клетновой (1869 - 1938) и ее крупный теоретический вклад в исследование символики народного орнамента неоценимы. Она обобщила идеи, витавшие в то время, и создала на основе опыта предшественников - искусствоведов свою, оригинальную классификацию орнаментики. Сегодня все, кто интересуется народным творчеством, обращаются к научной работе Клетновой «Символика народных украс Смоленского края». Большая часть коллекции смоленских украс принадлежит Клетновой и представляет собой гордость Смоленского государственного музея-заповедника. Но себя она позиционировала как профессионального археолога, в 1914 году окончив с золотой медалью Московский археологический институт.
С 1909 года Екатерина Николаевна участвовала в раскопках в Смоленске на Смядыни. Раскопки проводились на деньги Тенишевой и Клетновой.

Она исследовала около десяти курганных групп по среднему и нижнему течению реки Вязьмы - на Русятке, у деревень Литвиново, Относово, Хожаево, Тупичино и в долине реки Осьмы близ села Станище. Организовала и провела пробные раскопки городища у деревни Тупичино. Именно ей мы обязаны открытию неолитических стоянок в долине реки Вязьмы (Годуново, Иваново, Кочетово), а также первичным раскопкам и уникальному описанию городища на Русятке.
Сведения, добытые Екатериной Клетновой, подчас являются единственным источником по истории заселения долины реки Вязьмы кривичскими племенами в период ХI - ХIII веков.

Па-де-де микробиолога

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения советского микробиолога, доцента Смоленского государственного медицинского института, заслуженного работника культуры РСФСР и прославленного балетмейстера Ирины Джавровой (1919 - 1994).

Микробиолог Ирина Джаврова, опубликовавшая более 60 научных трудов и внесшая неоценимый вклад в профилактику детских инфекционных заболеваний, воспитала немало учеников, навсегда «заразив» их любовью к российскому балету и русской культуре в целом.

Ее лучшие воспитанники стали профессионалами - танцовщиками, балетмейстерами, педагогами-хореографами. Одну из выпускниц смоленской школы любительского балета Джавровой знают и высоко ценят не только в нашем городе, но и в России. Балетмейстер Смоленского драматического театра Елена Егорова пошла по стопам своего прославленного педагога, являясь художественным руководителем театра «Молодой балет».

Всем, кто соприкасался с Ириной Константиновной, она щедро дарила сокровища своей сияющей души и таланта. Она выполнила свою миссию до конца - именно благодаря Джавровой Смоленск приобщился к изысканному искусству классического танца.

Смоленск готов громко заговорить о выдающемся микробиологе и балетмейстере. Художественный руководитель народного драматического театра СГМУ «Зеркало», доцент философских наук Сергей Синицын выступил с инициативой проведения в Смоленске I Регионального многожанрового фестиваля искусств студенческой и учащейся молодежи имени И. К. Джавровой «Молодой театр».

Забытый фантаст

В этом году исполнилось 20 лет со дня смерти Владимира Цыбизова - смоленского писателя и журналиста - «многостаночника», освоившего несколько литературных жанров, в том числе и научную фантастику.

100-летие писателя (он родился в июле 1918-го) прошло тихо и незаметно…

Первый рассказ простой советский инженер Цыбизов опубликовал в 1950 году в «Смоленском альманахе».

Через два года увидела свет его первая книга - повесть «Дипломанты». Как и многие авторы того времени, Владимир Цыбизов пошел по проторенной дороге - начал писать традиционные произведения соцреализма. На страницах своих книг он говорил о том, что хорошо знал, - о заводской жизни. Быстро устав от «казенщины» в литературе, Владимир Дмитриевич переключился на жизнерадостный и светлый жанр - стал сочинять увлекательные рассказы для детей. Так, в 1958 году на книжных полках появилась история с лихо закрученным детективным сюжетом «Необычайные происшествия в Пеньках».

Затем он ударился в детективы и, продолжая экспериментировать, в конце 50-х годов обратился к научной фантастике. Роман «Тайна «Соленоида»» (1959) произвел фурор в литературном сообществе. Книга Цыбизова представляла собой самопародийный образец фантастики «ближнего прицела» с приключенческо-шпионским сюжетом.

За чудо-минералом в этой книжке охотились не только советские ученые, но и иностранные негодяи, которые не останавливаются ни перед чем. Все атрибуты шпионских страстей - подкупленные красавицы, фотоаппараты, встроенные в замочки сумочек, крупинки яда на дне бокала вина, и - лучшая из выдумок этой книжки - секретные шифровки, передаваемые морзянкой при помощи гребков при купании (одной рукой - точка, двумя - тире). Чем не история в духе агента «007» Джеймса Бонда?

Научная фантастика так и не отпустила Владимира Дмитриевича. В начале 70-х годов он взялся за фантастический роман «Атлантида», однако роман так и не нашел дороги к читателю, скорее всего, оставшись незаконченным...

А вскоре оказался забыт и писатель. Он тихо ушел 6 марта 1999 года…

Индустриально-криминальная драма в бриллиантах

7 сентября в Смоленске стартовал 12-й по счету праздник нового отечественного кино.
На встрече с журналистами директор смоленского киносмотра Игорь Степанов сделал шокирующее заявление: «Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс» вошел в десятку лучших кинофестивалей России»!

Что и неудивительно - призы фестиваля достойные. В этом году бриллиантовый Гран-при присужден Юрию Быкову за криминальную драму «Завод». Уникальный приз из золота и серебра, инкрустированный 50 сверкающими камнями, вручил губернатор Алексей Островский.

Работы актера и режиссера Юрия Быкова уже были трижды(!) отмечены на Смоленском кинофоруме. В 2010 году его драма «Жить» была признана лучшим дебютом III кинофестиваля «Золотой Феникс». «Позвольте считать этот приз посвящением тем людям, которые борются за свое человеческое достоинство, живя в России, а значит, борются и за саму страну», - сказал тогда Юрий Быков.

В 2013-м Быков удостоился главной награды Смоленского кинофестиваля за психологический социальный триллер «Майор», через два года его социальная драма «Дурак» получила специальный приз имени Бориса Васильева «За правдивое отражение жизни».

Людмила Сичкарева. «Любите меня! Любите…»

Народная артистка России Людмила Сичкарева выходит на сцену Смоленской драмы вот уже 55 лет. Абсолютный рекорд! Не зря критики называют ее «магнитом зрительского внимания». Театр для актрисы - это образ жизни.

Людмила Сичкарева по праву считается самой знаменитой смоленской актрисой. Мощный, взрывной темперамент. Широкий диапазон ролей - от комедийных, фарсовых, экстравагантных «почеркушек» до исполненных тончайшего психологизма работ. Только она умеет равно быть уморительно смешной и до слез трагичной. Незаурядные вокальные данные, великолепная дикция - это все о ней!

За более полувека на смоленской сцене Людмила Александровна сыграла 150 ролей, из них почти половина - главные.

И нет ни одной проходной, невыразительной, скучной! Для нее совершенно неважно, маленькая роль или большая: «Я очень люблю эпизоды «с ниточкой» - яркие, запоминающиеся! Казалось бы, мы - профессионалы и не одну собаку на сцене съели, но каждый раз оказываемся наедине с белым листом. Здесь не помогут ни возраст, ни опыт и мастерство. Вновь и вновь приходится играть заново: новый режиссер создает свою заводь, и ты, попав в нее, заново учишься плавать. Новая роль - как прекрасное дитя, в которое тебе придется вдохнуть жизнь. И каждый раз, играя роль, волнуешься, как в первый раз, и с годами волнение нарастает - слишком велик груз ответственности».

В прошлом сезоне Людмила Сичкарева снова вышла на сцену в философской постановке Виталия Барковского по пьесе Аркадия Крумера «Люби меня люби». Ее любят. И всегда ждут!

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
25 минут назад

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

сегодня, 15:09
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
58 минут назад
сегодня, 13:57
Новости партнеров