В Смоленске открылась экспозиция «запредельного искусства»

Культура

«Узурпация вечности» - под таким названием в смоленской галерее современного искусства «Дом молодежи» проходит выставка художника Эдуарда Кулемина.



Экстремальный полет фантазии

«Космос или хаос? Ничто или нечто? Мы или они? Быть или не быть? Актуальны ли вечные вопросы в ситуации, когда вечность под вопросом?..» - такой многозначительный посыл содержится в аннотации к выставке. При этом автор предлагает зрителю самому разбираться в лабиринтах иносказаний («данная выставка - это попытка активизировать мыслительный процесс в зоне восприятия необъяснимого»). Вечность не имеет пределов и не поддается однозначному определению. Возможно, поэтому эстетика запредельного является лейтмотивом экспозиции и предполагает бесконечность интерпретаций.

На входе в зрительный зал посетителя встречает изображение фантастической конструкции из костей человека, которую венчает череп в облике Че Гевары, и этот экстрим-аттракцион штурмуют маленькие человечки с целью добраться до его самой высокой точки и, рискуя жизнью, прыгнуть вниз, испытав себя на прочность. По замыслу автора, люди будущего, обладая законами времени и сверхчеловеческими способностями, преодолевая смертельную опасность, смогут покорять вечность. Конструкцию можно трактовать и как памятник Че Геваре, который принял вызов времени и, перемолотый жерновами истории, путем самопожертвования стал символом ХХ века, увековечив себя.


Захолустье памяти

В центре выставочного зала возвышается инсталляция «Шизосарай» - конструкция, сколоченная из устаревших досок и дверей, внутри которой звучат странные монологи и победные крики «Ура!».

Этот рукотворный объект - метафора уходящей эпохи, хранилище расщепленной коллективной памяти. Исконно слово «сарай» означает значительное по размерам представительное сооружение, являющееся резиденцией владетельных лиц (персидское sarai - «дворец»). «Шизосарай» можно трактовать и как «разрушенный дворец» - остатки былого величия. Двери - основной символический элемент инсталляции, отсылающий к классической метафоре выхода за пределы и проникновения в иное.

Снаружи «Шизосарай» позволено разрисовывать и расписывать по желанию зрителя, и в результате он становится объектом коллективного творчества. «Абстракция - мать порядка», «Ничто человеческое», «Небо где-то рядом» - подобные многозначительные надписи добавляют смыслов в это странное сооружение.


Сумятица в головах

По периметру зала на стенах размещены графические работы из разных серий («Головешки», «Разногласия», «Заткнись!»), иллюстрирующие различные виды социальных и индивидуальных конфликтов. Большие полотна сделаны с применением компьютерных технологий и распечатаны на цифровом принтере (по замыслу автора, это современный технологичный и информационно перенасыщенный мир).

Серия «Головешки» иллюстрирует угрозу для человечества, исходящую из космоса: магнитные бури, вспышки на солнце, метеоритные дожди, черные дыры и другие галактические аномалии. Вселенная воспаляет человеческий разум невозможностью предвидеть ее масштабные катаклизмы, порождая внутренние страхи и мировоззренческие противоречия. Обожженные головы людей на картинах покрыты трещинами в виде переплетающихся свастик, которые означают космические и идеологические воздействия на сознание человека.

Графическая серия «Разногласия» раскрывает тему словесных конфликтов и внутренних противоречий в условиях информационного хаоса. В отдельных работах можно заметить, как в результате внутренней борьбы рождается гармония - из раздираемой смысловой паутины возникают словесные строчки и визуальные формы.

- Оригинальность суждения предполагает субъективное мнение. Различие мнений порождает разногласия, которые нередко становятся причинами конфликта. Искусство - это один из источников разногласий. Здесь в дискуссионном поле сталкиваются абсолютно разнополярные суждения. Разногласия в культуре являются движущей силой - в споре рождается истина, - поясняет автор выставки.

В серии «Заткнись!» отражена тема подавления личности и дискриминации. Рты персонажей закрыты многочисленными руками, причем невозможно определить - какие из ладоней и кулаков свои, а какие - чужие. Современный мир порой вводит человека в состояние ужаса от невозможности понять происходящее.


Вечность не за горами

Подножие «Шизосарая» усыпано бахилами, которые использовались посетителями при осмотре экспозиции Смоленской государственной художественной галереи. «В результате воздействия возвышенных энергетик они получили определенную дозу одухотворения и содержат в себе эстетический заряд, достаточный для причисления их к статусу произведения искусства» - так написано в аннотации к выставке. «Одухотворенные бахилы», по замыслу автора, представляют собой культурный слой, объединяющий прошлое, настоящее и будущее.

Тема вечности всегда тревожила сознание людей и отражалась в разных культурах. Мы живем в эпоху великих свершений. Покорение космоса - не предел для человечества. Ученые открывают новые законы мироздания. Однако вечный бой и вечная молодость, вечные ценности и вечные муки - это категории метафизические. Возможно, только путем творческих дерзаний и духовных преодолений человек может прикоснуться к непостижимому. Реальность сопротивляется, но сильные духом окрепнут в борьбе за разумное, доброе, вечное...


Мнения

Владислав Макаров, художник и музыкант:
- Очень провокационно. Галерея «Дом молодежи» приобщает наш сонный город к актуальному искусству. У Кулемина много скрытых смыслов, ассоциаций, аллюзий. Глубокомысленные заключения и абстрактные разглагольствования можно легко применить в контексте современной жизни или искусства. Новые же художники легко манипулируют умными определениями, но мало что сами понимают и при этом берутся объяснять простые вещи: как, что и зачем. Кулемин хитрит и провоцирует, доводя публику до тихой истерики.

Анна Зимина, художник, фотограф:
- Эдуард Кулемин - один из немногих художников Смоленска, который уверенно и уже продолжительное время работает в поле современного искусства. Экспозиция, представленная в галерее «Дом молодежи», удивительным образом открыла для меня этого автора с новой стороны: возможно, благодаря светлому и прозрачно-чистому пространству галереи, его графические работы, наполненные агрессивной экспрессией, приобрели совершенно иное звучание - удивительной визуальной легкости в сочетании с глубоким трагизмом содержания.







Загрузка комментариев...
Читайте также
11 минут назад
В связи с существующими угрозами общественной безопасности п...
48 минут назад

По итогам голосования победу одержал Михаил Артеменков. ...

сегодня, 11:05

Напомним, мужчину обвиняют в покушении на убийство. Об инциденте...

Новости партнеров