"Аванпост" в Смоленске: лучше ужасный конец, чем ужас без конца

Культура

                
21 ноября в российский прокат вышел кибер – нуар Егора Баранова «Аванпост». Констатируем факт: в «Аванпосте» фантастика сделала решительный шаг навстречу реальности.

         Апокалипсис назначен «на сегодня»

Знаете ли вы, что люди - величайшее оружие, когда-либо созданное во Вселенной? Нас «посеяли» на Земле, чтобы мы безжалостно сгубили наших предшественников в лице высокоразвитой цивилизации, построившей пирамиды и подводные города. А заодно, будучи опаснейшим вирусом даже для самих себя, заложили предпосылки зачистки «жилплощади» и от своего вредоносного присутствия. Кому же нужна эта «жилплощадь»? Будущим арендаторам - инопланетянам.

Именно на такую тему философского толка предлагает поговорить со зрителем режиссер «Аванпоста» Егор Баранов (трилогия «Гоголь»). Разговор о человеческой природе и о том, что в нас заложено, будет весьма нелицеприятным…

…А в начале этого на редкость технократичного блокбастера, выполненного в стилистике кибер-нуара, ожидается кромешный ужас без конца. Впрочем, мы другой судьбы и не заслуживаем.

«Хай-тек-человек сегодня склонен больше к биологической, а не духовной жизни, - пишет культовый югославский режиссер Эмир Кустурица. – Его интересуют только технологии, он язычник технологий. И этот язычник противостоит сегодня божественному человеку, о котором говорил Достоевский». Кустурица   абсолютно прав.

«Аванпост» - апофеоз нескончаемой гибридной войны, которую мы тысячелетиями ведем сами с собой.

Будущее наступило. Россия. Год не назван (предположительно, 2030). Приметы времени - небоскребы в стиле Москва-Сити и летающие вокруг них дроны. Голограммы и неон. И вдруг!.. Происходит коллапс планетарного масштаба. Практически на всей территории земного шара, исключая (!) Москву и ее окрестности (парадоксально, но в «Круг жизни» вошли бывшие территории бывшей российской империи - Беларусь, Украина и Финляндия) вышла из строя электроника. С небес градом посыпалась крылатая «саранча» - самолеты и спутники. Мир погрузился во тьму. Человечество, находившееся за пределами «Круга жизни», по предварительным подсчетам, сгинуло на 99,9 процента. Признаков жизни нет.

Государство лихорадочно строит военные базы на границах «Круга жизни». Выяснить, что происходит в мире, теперь именуемом не иначе как «провинция», отправляется группа вооруженных до зубов вояк. Пункт назначения – аванпост. Приграничный военный поселок. Поставленная перед разведчиками задача (ими командуют несгибаемый майор Долматов (Константин Лавроненко) и полковник ГРУ Марина (Ксения Кутепова) безапелляционно проста: найти неприятеля. В том, что он есть, никто из командования уже не сомневается. Или – умереть, что для профессионалов - вояк не так уж и страшно. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

И этот кажущийся бесконечным ужас (хронометраж фильма 150 мин) зритель проглатывает на одном дыхании. Авторы грамотно закручивают интригу и нагнетают напряжение. Информация о происходящем на экране выдается постепенно, мизерными порциями.

Все начинается с крепко сбитой жанровой сцены, сработанной в духе голливудских стандартов. В темноте вспыхивают красные точки лазерных прицелов, высвечивающих инновационную технику, и в данном конкретном случае экранная тьма не является погрешностью, скрывающей недостатки. Саспенс – качественный, и он требует пугающей темноты, детки! Так что зрителям, трясущимся в темноте кинозала, придется гадать на кофейной гуще, что за напасть сгубила практически все население Земли.

Ясно лишь одно: планетарный Армагеддон близок, до вторжения невидимого противника остаются считанные часы. И этого противника современным оружием не возьмешь – он превращает в марионеточных зомби-камикадзе не только людей. Даже…медведей! Разумеется, медведь подан в качестве сочного мазка к сугубо национальному колориту брутального фантастического экшена. Это вам не Голливуд! Да и не «девочкино» даже, сработанное в «розовых» тонах «Притяжение» Федора Бондарчука.

«Аванпост» - недурной образец научной фантастики, от которой нас успели отучить, посадив на «иглу» фэнтези.   

«Аванпост» - необычный фильм относительно других историй про космос, про будущее, - считает композитор Райан Оттер (автор музыки к фильмам «Эбигейл», «Гоголь. Страшная месть» и сериалам «Троцкий», «Метод», «Клим», «Триггер»). - Здесь есть сложные сцены, для которых мы старались найти нестандартные решения. Например, 19-минутная перестрелка. Надо было сделать ее ритмичной, чтобы зритель не устал».

И зритель не устает. Некогда уставать.

     «По новым данным разведки, мы воевали сами с собой…»

После избиения ни в чем не повинных, но запредельно агрессивных медведей, начинаются игры разума в духе Ридли Скотта и его «Прометея», который позиционировался как приквел «Чужих». Примерно в середине картины Егор Баранов подводит зрителя к мысли, что 200 тысяч лет назад люди были созданы пришельцами по своему образу и подобию исключительно для утилитарной цели.

Аванпосту придется вызвать удар всесильных богов, прародителей Homo sapiens как вида, - на себя. А пока близится конец старого света, на экране разворачивается философский спор об извечной борьбе человека со своим Создателем и неискоренимых человеческих пороках, ставящих под сомнение необходимость существования человечества на Земле. Людьми движут первобытные инстинкты – секс и насилие, и даже самые миролюбивые религии толкают нас воевать друг с другом. Если возникнет геополитическая необходимость, то и мирное население давить танками. И в «Аванпосте» подтверждение хищнической природы человека проиллюстрировано зрелищно и беспощадно.

Мы воюем сами с собой. Без войны существование видов на Земле невозможно. Жизнь обретает смысл лишь в бою с невидимым врагом. Другого не дано.

Жизнь и Смерть. Добро и Зло. Любовь и Секс. В «Аванпосте» абсолютно все построено на антитезе.

Персонажи Петра Федорова (битый жизнью таксист Юрий) и Алексея Чадова (Олег - потомственный солдат, его брат – контрактник погиб в Сирии) олицетворяют собой две противоположные силы, которые борются за людские души с начала веков.

Остальные персонажи – «картонные», выписывать их подробнее авторам «Аванпоста» нет нужды. Так, например, военкор Оля (Светлана Иванова) нужна в картине не для трансляции правды для приникшей к экрану горстки людей. Она играет роль жертвы изнасилования, которой придется за кадром зачать нежеланного ребенка. По всей видимости, ребенок и станет символом греховного (и грязного) возрождения вирусного человечества.

Сама эстетика блокбастера выстроена на контрасте футуризма и архаики. Неоновые небоскребы и спальные районы Москвы будущего, где во тьме грязных переулков бродят бородатые кавказцы, а на клумбах пасутся бараны. Сияющий Москва – Сити и облюбованный намеревающимся уничтожить людей пришельцем глубоко провинциальный и серый Киров. Мегаполис и провинция. Антивоенный пафос («Притяжение») против бессмысленной агрессии («Аванпост»).

                        Фантастика или реальность?

Вопрос: какова идеологическая нагрузка столь масштабного кинематографического проекта? Она очевидна! Хочешь мира, готовься к войне. Действительно, никогда российская кинофантастика не была столь близка к суровой реальности. Здесь даже сатира имеет место быть!

Один из персонажей фильма бросает реплику - дескать, после постигшей мир катастрофы даже новостийные выпуски можно смотреть. Перед лицом неминуемой смерти по телевизору больше не врут. Потому и остается неизменной примета времени: в час «X» все приникают к экранам телевизоров, чтобы узнать, что происходит. Куда нынче подует ветер государственной пропаганды?

Крестные ходы, массовые беспорядки – все это нам близко и знакомо. Проведение параллелей с нынешними и социальными и политическими проблемами не заретушировано, подано выпукло и гротескно.

И все же финал «Аванпоста» оптимистичен. В человеке побеждает человеческое. Выжившим в Апокалипсисе предстоит воспитать прибывших из глубин Космоса детей пришельцев. Гибридная война переходит в стадию гибридизации людей и загадочных «рептилоидов».

Непонятным остается лишь одно: зачем Егор Баранов цитирует эпизод из «Иванова детства» Тарковского с поцелуем над окопом? Неужели для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на смысловом, но не визуальном контрасте? Подсказка оказалась не нужна. «Аванпост» и так диагностирует тысячелетний недуг, которым больно человечество, балансирующее на опасной грани...   


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
15 минут назад

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

30 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
49 минут назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

сегодня, 11:03
Новости партнеров