Аркадий Инин: «Я видел, как Гайдай… «сошел» с ума»

Культура
Аркадий Инин: «Я видел, как Гайдай… «сошел» с ума»

«Одиноким предоставляется общежитие», «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» и, конечно же, снятые в Смоленске «Отцы и деды» с Анатолием Папановым!..
Все фильмы, поставленные по сценариям Аркадия Инина, заслуженного деятеля искусств России, лауреата «Золотого Остапа», «Золотого теленка» и многих других литературных премий, известного по кино-капустникам и множеству книг, сразу и не перечислишь!
Сценарист, писатель, сатирик…
9 августа Аркадий Яковлевич удостоился высокой награды - ордена Александра Невского - «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства».
Впрочем, Аркадий Яковлевич не жалует, когда его сатириком называют, - он причисляет себя к лирикам с очень тонким чувством юмора!
Аркадий Инин, как и два года назад, снова вошел в состав судейской коллегии теперь уже XII Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс». И не забыл, конечно же, встретиться со зрителями в кинотеатре «Современник».
Как это было? «Весь вечер на ковре» - Аркадий Яковлевич Инин!

- Встреча с Высоцким?
Громко сказано! Мы были с ним знакомы, но не дружили. Однако встреч знаковых вышло три.
Я написал сценарий для киностудии Довженко и решил по делу обратиться к Высоцкому - он же песни сочинял! Дал ему сценарий: «Почитай, пожалуйста. Может, песню напишешь?» Володя пробежался по тексту и вежливо отказал: «Нет, это не мое».
Вторая встреча приключилась, когда я работал над заказом «Беларусьфильма». Надеялся, ему понравится - тематика была военная. Он прочитал - та же история: «Не мое». Бог троицу любит, подъехал к нему в третий раз. Высоцкий даже сценарий не стал читать, буркнул: «Аркаш, да пошел ты, сам знаешь, куда!»
Про Володю могу рассказать забавный эпизод, не с ним, правда, связанный.
Помню, мы приехали на отдых в Дом творчества в Пицунде. Там отдыхали и Володя с Мариной Влади и ее семилетним сыном. Его звали ВладимИр. Понятное дело.
В 70 - 80-х годах никакого Интернета и социальных сетей не было, а значит, никто не мог знать, сколько Марине лет. Для актрисы возраст - это принципиально в профессии, понимаете? Наши киношные дамы побоялись напрямую задать Влади пикантный вопрос. Подъехали на пляже к маленькому ВладимИру: «Сколько твоей мамочке лет?»
И тут я увидел истинного француза. Он вскочил, разгневанный вопиющей бестактностью, и на ломаном русском вскричал: «Никогда нельзя спросить, сколько женщине лет! Никогда!»

- В чем секрет моего семейного счастья и почему я запретил жене рожать девочек?
Потому что… дурак был! Мы ж все умные задним числом. Когда супруга маялась в роддоме (а потом и невестка), я говорил: «Мальчика хочу. Точка. Девок будем топить!» Вот они, напуганные, и рожали мне сына, внука…
А теперь-то я понимаю, что хочу девочку. Ходила бы такая по дому в бантиках, на шею бы мне вешалась и на голову садилась. За нос дергала! Все, поезд ушел.
Мужики эти бородатые, от них разве дождешься хорошего? Моя промашка!
Даже не хочу на эту тему говорить. Тема… бородатая.

- Какие у вас остались воспоминания о работе с Гундаревой?
Она была блистательная актриса, гениальная! Есть актеры - потрясающие трагики, есть комедианты, с которыми никто не сравнится в этом амплуа. А Наташа, как Евгений Леонов и Анатолий Папанов, могла играть абсолютно все. Утром выходила на сцену «Маяковки» и перевоплощалась в жуткую Катерину Измайлову, а вечером танцевала шансонеткой из приморского бара в мюзикле Генриха Боровика.
Уникальная, потрясающая! Таких, как она, единицы. Я счастлив, что мы с ней сделали три или четыре картины. «Одиноким предоставляется общежитие» - одна из лучших картин, снятых по моим сценариям.

- Не я ищу режиссеров, они меня сами находят.
В советские застойные времена заботились о сценарном деле - проводили специальные конкурсы на лучший комедийный сценарий, а мы их выигрывали по-честному.
Я рассылал сценарий на все конкурсы и побеждал!
А на киностудиях, еще раз подчеркну, - в советские благословенные времена - были хорошие редакторы. Сегодня они вымерли как класс. Редакторы читали лучшие сценарии, а потом показывали их режиссерам. Шел непрерывный, полноценный творческий процесс!
А вообще все зависит от случая, конечно! Расскажу про Гайдая.
К вопросу, как я нашел или меня нашли. Дом кино в Москве. Премьера какого-то фильма. Уже погас свет, а я опоздал. Пробираюсь на свое место «по ногам». Ну и, конечно, споткнулся о длиннющие ноги какого-то человека. Пригляделся, а это же Владимир Наумов!
Володя хватает меня за лацканы пиджака - я потерял равновесие и чуть не упал. Смеется: «Что ты стоишь бессмысленно и тупо в темноте? У меня Гайдай сидит без сценария! Чтоб завтра в полдень был у меня в объединении!»
Вот так я и встретился с Гайдаем. Хотя… мы были с ним знакомы 15 лет - Леонид Иович был худруком фильма «По улице комод водили», снятого по моему сценарию.
Не скрою, втайне мечтал, что Гайдай когда-нибудь заинтересуется моей писаниной. Однажды даже показал ему сценарий, а Леонид Иович... поморщился, как Высоцкий: «Извините, это не мое».
Интеллигентнейший человек! Когда мы с ним вместе работали над текстом, то предел возмущения Гайдая выражался в словах
«По-моему, вы бредите».
Счастливый случай решает всё! Споткнулся о ноги Володи Наумова и с его легкой руки пять лет в одной упряжке с Гайдаем ходил.

- Какой из меня актер?
Смешно! Это были вынужденные обстоятельства. У каждого человека кино есть свой талисман «на удачу». У меня это «священнодейство» называется «мелькнуть лысиной».
Но я не только мелькал в кадре лысиной. Однажды даже удалось сняться со словами! В 1991 году отправились с Гайдаем в Америку снимать «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди». В карманах пусто - денег хватило только на американскую актрису. Поэтому всем, кто был свободен (даже операторам!) пришлось играть. Мне выдали дурацкий смокинг: «Будешь «хозяином» казино».
Леонид Иович исполнил в этом фильме свою последнюю роль. Там есть эпизод, когда из казино под куплет Мефистофеля «Люди гибнут за металл» выносят сошедшего с ума игрока, который оторвал «руку» у «однорукого бандита». А ведь Гайдай и вправду был сумасшедшим игроком. В советские времена на всю Москву были два игровых автомата, они стояли на аэровокзале (метро «Аэропорт»). Леонид Иович возвращался с «Мосфильма» домой и попутно заезжал на аэровокзал. Играл до беспамятства! А когда переступал порог дома, прятал… руки от Нины Гребешковой.
Нина Павловна не скрывала своего недовольства, ей страсть Гайдая была ох как не по душе! И впрямь было, что прятать, - у Леонида Иовича руки чернели от алюминиевых рукояток игровых автоматов… Гайдаю приходилось потом часа два распинаться, оправдывая свой «грех»: «Нинок (так он называл жену), вот если бы «лимончик» совпал с «вишенкой», я бы точно выиграл!..»
Вот и представьте себе, после всего этого мы приехали в Атлантик-Сити - огромный город игровых автоматов! Зашли в знаменитое казино «Тадж-Махал». Ужас! Разве можно сравнить роскошный «Тадж-Махал» с каким-то жалким аэровокзалом?!
Гайдай... сошел с ума. Знаете, как я это понял? Он же скрупулезный режиссер, все кадры своих фильмов сам рисовал, сто раз смотрел в окуляр камеры, прежде чем крикнуть: «Мотор!» В условиях дикого шума и звона от «одноруких бандитов» Леонид Иович выставляет камеру, работает с оператором, выстраивает съемочную площадку. Оператор говорит: «Все готово!» - и я впервые в жизни вижу, как Гайдай, не глядя в окуляр, но при этом держась за рукоятку «бандита», говорит: «Мотор!..»
Немного позднее мы узнали, что этот развлекательный комплекс принадлежал миллиардеру Дональду Трампу. В титрах «На Дерибасовской…» есть запись: «Съемочная группа благодарит господина Трампа, персонал казино «Тадж-Махал» и правительство штата Нью-Джерси за помощь в организации съемок».
Помню, в ход пошел бартер - нужно было взамен пригласить прессу и показать, что казино настолько хорошо, что даже русские приехали снимать в нем кино. Съемки едва не сорвались. Оказывается, мы вели себя настолько эмоционально, что у администрации сложилось полное впечатление, что мы - сумасшедшие. В Штатах, обсуждая деловые вопросы, так не разговаривают!

- Есть ли у меня ученики?
Да я уже 30 лет как профессор. Сейчас кино превратилось в производство, заметить талант невозможно! Когда снимали пять-семь лент в год, каждый фильм был на виду. Кино губит маховик сериалов -
фильмов-событий практически нет. Поэтому у меня мало последователей, просто есть хорошо работающие ученики. Статистика простая: из дюжины человек в мастерской в профессии остаются два. Остальные тоже не пропадут - идут в журналисты, писатели, редакторы. Жизненный жесткий отбор.
В первый же день, когда набираю курс, рассказываю пару баек. Первую байку терпеть не могут режиссеры и обожают сценаристы: «На зернохранилище две мышки грызут кинопленку. Одна другой говорит: «А сценарий-то был вкусней!»
Вторая байка - про то, что на свете нет ничего объективного. Абсолютно все спорно и субъективно! Лет шесть назад у меня в мастерской была студентка Лариса Белова. На втором курсе она, как и положено, написала сценарий. В чем заключается работа мастерской? Мы садимся тесным кружком и начинаем обсуждать сценарий. В тот раз взяли в оборот Ларису Белову и «зарубили» ее. А я, негодяй, вообще взял сценарий и в мусорную корзину бросил! Так и сказал при этом: «Здесь ему самое место».
Слава богу, у Ларисы были крепкие нервы, другой бы на ее месте повесился бы! А она забрала свою «выбраковку», отнесла ее в популярную в то время фирму «А-Media» - и с ней заключили очень дорогой контракт. Сняли фильм «Крик в ночи» - такая же дрянь получилась, как и сценарий. Но ведь сняли же! Я ошибся. Плохие сценарии сегодня тоже хорошо продаются.

- А у вас самого случались неудачи?
- Да сколько угодно! Я не знаю таких сценаристов, с которыми не приключалась такая оказия! У меня по моим сценариям поставлено
47 фильмов, часть из них - сериалы. Всего я создал около 60 сценарных работ. Некоторые были отвергнуты, другие - приняли и купили.
Но… даже принятые на ура сценарии не пошли в производство по самым разным причинам.

- Снятый по вашему сценарию фильм «Отцы и деды» снимался в Смоленске. Кто выбирал
город - вы или режиссер?
- Режиссер. У меня не было цели описывать Смоленск. Я изобразил в сценарии небольшой населенный пункт, под который мог подойти и Смоленск, и Воронеж. Юрий Павлович Егоров выбрал Смоленск потому, что он здесь уже побывал, работал на съемках, да и ваша крепость очень хорошо вписалась в утренние пробежки героя Папанова.

- Как вы оцениваете уровень Смоленского кинофестиваля?
- Уровень определяется двумя факторами - организацией кино­смотра и программой. Организация фестиваля в Смоленске четкая - никаких сбоев мне не доводилось наблюдать. Второй фактор - конкурсная программа. Именно набором и качеством работ и определяется уровень смотра кино. Иногда бывают сильные наборы, иногда - нет: что сняли, то и показываем, другого выхода нет.
Программа «Золотого Феникса» сильная и, что особенно важно, разнообразная по жанрам, составу участников. В конкурсе приняли участие и маститые мастера, и молодые ребята, которые делают первые шаги в кинематографе. Кстати, часть фильмов, представленных на конкурсе, сняты без государственной поддержки - новый вектор времени! Радует, что молодежь умеет добывать деньги не только из бюджетных, но и из других источников.

- Вы и в жизни оптимист?
- Не стану врать - я из тех, кто считает, что стакан наполовину полный. Не думаю, что сознание человека можно изменить. Уж таким я уродился. И радуюсь этому!

Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
16 минут назад
вчера, 22:23
вчера, 22:02
вчера, 21:26
ЧП произошло сегодня вечером в Вязьме.

Опрос

Как вы считаете, нужно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов?


   Ответили: 230