Видеопоэзия - один из самых молодых жанров в искусстве, зародилась на стыке нескольких смежных. Формальные признаки ее - наличие стихов и видео, хотя дополняться они могут аудио, фото или любым другим материалом. Название тоже менялось: поэтроника, видео-визуальная поэзия, медийная и цифровая. Родоначальником видиопоэзии принято считать итальянца Джианни Тоти.
Вечер в «Солдате» был приурочен к всемирному Дню поэзии. Для нашего города такие встречи - большая редкость, поэтому и публики собралось достаточное количество, и наблюдали они за происходящим с нескрываемым интересом.
А что же авторы? Первыми свои творческие изыскания продемонстрировал тандем - Прелестинка и Веттерок, причем Прелестинка - это мужчина, а Веттерок - его подруга. Путешествующая по миру пара сейчас проживает в Сингапуре, и прислала для проекта сразу две работы. Первая - «Психонавты», с песней Высоцкого «Белое безмолвие» (в исполнении Егора Летова), и видео - неудачных попыток космических стартов. На экране взрывающиеся и разваливающиеся в воздухе ракеты. В общем карнавал безысходности и надежды, свойственный постмодерну. В конце прорыв все-таки происходит и взлет удается.
Второй экспириенс - «Звездолетчики» - абсурдные детские стихи, то ли о космонавтах, то ли о пациентах психиатрической больницы. Похожие на творения Хармса и Введенского. А видеоряд - процесс создания космического корабля из подручных средств.
Арт-проект Крымского клуба BDS Musik ("Blazhko, Dais, Sid") тоже представил две работы. Первая «ГОЛОС, ЛОГОС, ГЛАГОЛ» с текстом, отсылающим к Велимиру Хлебникову и несколько мрачным видеорядом о космосе, пересекающимся с кадрами из советских фильмов. Вторая - «Море космонавтов», об Антарктиде, которая старше планеты Земля. В ней наоборот поэтически-прозрачный текст наложен на красивый видеоряд о древнем северномматерике. Кстати, этот клип - дипломант Австралийского фестиваля «Антиподы. Иной глобус»
Работа Андрея Чайкина из Ярцева «Все начинается с Ю.Г.А.» - интересный синтез поэтического текста о космосе в голове каждого человека и пересечении двух реальностей Гагарина - той, которую он выбрал, т.е. космонавтика и той, от которой он отказался - работа в литейном цеху (первая профессия космического первопроходца).
Федор Кудряшов и Федор Сваровский сняли экспериментальный мини-фильм «Путешествие во времени 1» . Картина на грани документалистики, видеоарта и игрового кино, о действии машины времени и переносе людей во временных и пространственных измерениях. Интересно смотрелось обыгрывание штампов современного массового кино и примитивизм в реквизите и актерской игре.
Наталья Алфутова и Инна Кабыш сняли фильм «Гагарин» в духе настоящего блокбастера. В лучших традициях постмодернизма авторы переиграли массовые фильмы о сражениях с иноземцами и любовных историях. Можно отметить профессиональную съемку, хорошую операторскую работу и игру актеров.
Текст-группа «Орбита» записала несколько альбомов на стыке музыки и видеопоэзии. Их композиции представляют собой незамысловатые видео-постановки с текстами-рефренами из городской жизни
Смоляне Leksha и Эдурд Кулемин продемонстрировали видео-поэму «Комбикорм». С экрана на зрителей летел поток несвязанных между собой слов и символов, изображающий тот информационный мусор, из которого художник и выбирает нужные ему детали для шедевров.
В целом, можно сказать, что вечер удался. Зрители остались довольны, а организаторам можно сказать огромное спасибо за то, что несмотря на все проблемы, в том числе и финансовые, они продолжают просвещать наш «темный» в плане современного искусства город. Стоит отметить, что в рамках арт-медиа-проекта состоится еще несколько подобных мероприятий.