Смолянам показали "нежный ракурс суровой реальности"

Культура

«Banksy и мировое уличное искусство» - выставка под таким названием знакомит смолян с творчеством стрит-арт-художников.

Из хлама в храм
«Искусство или вандализм?» - этот вопрос возникает у многих при разговоре об уличных художниках, которые реализуют свои идеи в пространстве современных городов. Корни этого явления лежат в первобытной культуре, когда появились наскальные изображения. Позже, в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т. д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены - это были признания в любви, рекламные послания, выражение политических взглядов. Сейчас стрит-арт стал одним из направлений актуального искусства, его выставляют на престижных выставках, продают на аукционах, хранят в музеях и изучают искусствоведы.
Девиз этой выставки «Я тебя найду» означает, что стрит-арт находит нас, даже если мы этого не хотим, взаимодействие с ним не всегда добровольно и порой вызывает отторжение. Для упрощения восприятия работы художников сопровождают познавательные комментарии.
В центре экспозиции крупная надпись «НЕЖНО», выложенная на полу из черного полиэтилена возле изображения матери с ребенком, создает романтичное настроение в обстановке уличного беспорядка. Уже в начале осмотра работы арт-группы «Добро» из Санкт-Петербурга добавляют позитива и ориентируют на положительное восприятие. «Мы художники, а не вандалы», - гласит витиеватая письменность Романа Будаева, выполненная в технике каллиграффити (утрачиваемое искусство изящного почерка в творчестве этих художников находит новую прописку на улицах).
На выставке представлены работы художников (или райтеров - как принято называть деятелей стрит-арта) из России, Великобритании, Китая и Франции.
В основном это «одомашненные» авторские реплики уличных граффити.

Аноним-суперзвезда
«Бэнкси - гений или вандал? Решаешь ты!» - под таким лозунгом в Москве недавно прошла выставка известного британского представителя стрит-арта, работающего под псевдонимом Banksy. Он скрывает свое имя, лицо и процесс «хулиганского» творчества. Теперь работы самого загадочного художника наших дней можно увидеть в Смоленске на выставке «Banksy и мировое уличное искусство».
В экспозиции представлены оригинальные принты, которые Бэнкси создавал в неизмеримом количестве (тиражирование также является частью стрит-арта - листовки, стикеры, постеры). Последнюю серию из 150 подписанных и 500 неподписанных распечаток художник выпустил в 2009 году, после чего прекратил подобную практику, так как понял, что его продукцией торгуют.
Бенкси всегда выступал против коммерциализации искусства, чему свидетельство - известная акция на аукционе Сотбис, когда его картина «Девочка с шаром», проданная за 1,4 миллиона долларов, самоуничтожилась на глазах у покупателей.
На смоленской выставке представлена версия этой работы.
«Девочка с шаром» - одна из самых значимых и узнаваемых работ Бэнкси. Граффити появилось на мосту через Темзу в 2002 году. Позже художник повторил эту работу в нескольких других местах. А в 2014 году «Девочка с шаром» была использована как символ протеста против войны в Сирии.
В экспозиции представлена версия еще одной известной работы Бэнкси - «Любовь в воздухе». На ней участник уличного протеста собирается метнуть цветы вместо коктейля Молотова. Первое такое изображение появилось в 2003 году в Палестине. Художник хотел показать, что любые политические вопросы должны решаться мирным путем.
В своих граффити Бэнкси часто использует образ крысы, как символ андеграунда и подпольной борьбы за независимость. Но иногда это животное олицетворяет и то серое и отвратительное, что есть в человеческом обществе. К тому же в английском языке слова «крыса» и «искусство» (rat и art соответственно) являются анаграммами.
На выставке хвостатый анархист присутствует в работе Gangsta Rat в образе хип-хоппера (в бейсболке, с цепью на шее и магнитофоном) и рисующим большое красное сердце.
Самая ценная работа Бэнкси, представленная в Смоленске, - это сертификат со знаменитой 10-фунтовой купюрой, на которой изображена принцесса Диана. Известно, что в августе 2004 года художник напечатал миллион «поддельных» купюр и собирался разбросать их на карнавале Ноттинг-хилл. Портрет королевы Елизаветы II художник заменил изображением принцессы Дианы, а вместо «Банк Англии» написал «Бэнкси Англии». На банкнотах с одной стороны красовалась фраза «Я обещаю выплатить по требованию заявителя номинальную стоимость купюры», а на оборотной - под портретом Чарльза Дарвина - «Не доверяй никому».
На выставке также демонстрируются видеофильмы о Бэнкси и стрит-арте, дающие полное представление о нюансах уличного творчества.

Китайский экстремал
Еще одна звезда актуального искусства, представленная на выставке, - один из самых экстремальных и дорогостоящих современных художников
Китая Лю Вэй. В экспозиции представлена его работа «Триптих казни», выполненная на пластиковых панелях фломастерами с использованием целлофана и применением техники выжигания. Китайский художник иллюстрирует христианскую тему «Страстной пятницы» - на триптихе в экспрессивной манере изображены умывающий руки Понтий Пилат, легионер и распятый Христос. Эта работа Лю Вэя была подарена православной церкви в Шанхае, священник которой привез ее в Хабаровск, где ее дали на временное пользование организаторам выставки.

Социальное и народное
Роман Казус из Москвы в своих живописных работах затрагивает социальные проблемы.
«Я живу спокойной, размеренной жизнью среднего класса, но как только открываю Интернет или включаю ю-тюб, складывается ощущение, что мир катится в тартарары. В своих работах я беру фрагменты из медиа: новости, репортажи, хронику, и складываю из этого абстрактный нарратив - чтобы чувствовалось какое-то напряжение, но до конца не ясно, почему оно возникло», - комментирует он свой творческий метод.
Так, в картине «Основные признаки и структура среднего класса» изображены люди с мешками на головах и знамена ООН. Художник говорит о бессилии международных организаций в борьбе с терроризмом.
Еще интересная часть выставки - это работы неизвестных авторов, обнаруженные прямо на улице (по сути, реальное народное творчество). Как, например, откровенное автобиографичное письмо, вывешенное на доске объявлений, или разрисованные ржавые лопаты, найденные на стройке в белорусском городе Гродно. Подобные артефакты в очередной раз доказывают, что искусство не имеет границ, а художником может стать каждый.

Анатолий Соловьяненко.
Фото автора.

Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
31 минуту назад
Новости партнеров