Автономия для художника

Культура

«Здесь Почти как Дома» - выставка под таким названием в галерее «Дом молодежи» знакомит смолян  с новыми работами Анны Зиминой.

Попадая в пространство экспозиции, ощущаешь себя в декорированном лабиринте некоего визуального аттракциона:  взгляд блуждает в простенках интерьера от картины к картине, скользит по поверхности изображений, следует направлениям перспектив, упирается в монохромные плоскости, застревает в проемах, где линия условного горизонта ограничивает даль…

Визуальные ребусы Анны Зиминой воспринимаются по разному - кто-то видит отголоски супрематических идей Казимира Малевича, кто-то проводит аналогии с оптическими иллюзиями голландского художника Маурица Эшера, кто-то обнаруживает сходство с конструктором «Лего» и компьютерными играми в жанре «песочница»…

«Когда погружаешься в пространство работы, то создается впечатление, что находишься в компьютерной игре. Не в плане наличия игровых элементов или интерактивности, а в том смысле, что игра включает в себя процесс активного принятия решения и освоения пространства. Тебя приглашают исследовать, находить закономерности, ходы и выходы. В работах Зиминой все так рационально продумано, что складывается ощущение, что тебе как бы внутренняя программа отвечает», - делится своими впечатлениями куратор галереи Яна Двоенко.

Однако сама художница отвергает игровое начало в своем творчестве.

«Не хочу относиться к тому, что делаю, как к игре. Игра обесценивает и превращает в несерьезность, дает возможность отменить какие-то действия, переиграть, изменить решение, попробовать другую исходную схему. Игра не дает уверенности в точке отсчета, она (исходная точка) всегда скользит и изменяет свое положение. Поэтому то, что делаю, игрой не считаю. Зрителю предлагается конкретный результат, но не игры, а определенного размышления, у которого, как мне кажется, есть база и незыблемое начало координат», - комментирует Анна.

Пейзажи, ландшафты и натюрморты, представленные на выставке, выполнены в схематичной манере с использованием простейших геометрических элементов, как правило, прямоугольных. Художница создает свой иллюзорный мир, переиначивая реальность - основой для серии «Здесь Почти как Дома» послужили фотографии интерьеров с сайтов по поиску недвижимости в аренду.

Следует отметить, что Зимина пришла в искусство как фотограф и лишь в последние несколько лет переключилась на живопись. И эти разные художественные практики в ее творчестве взаимосвязаны. Так, в каждой из представленных работ присутствуют элементы белого и черного цветов. Однако значение этих цветов для Зиминой соотносится с фотографическими понятиями негатив/позитив (на негативе «черное» - это следствие наибольшего воздействия света).

Названия картин создают дополнительные смыслы в лабиринте-головоломке: блуждая среди серийных «Пейзажей №…» и «Ландшафтов №…», вдруг натыкаешься на штучные «То, в чем ты уверен, когда-нибудь удивит тебя» и «Самоограничение как неожиданный выход».

«В основе работ - изучение понятия автономии на примере построения упрощенных символических пространств. Символичность пространства проявляется через конструкции и формы, определяющие взаимоотношения внутреннего и внешнего. Композиционной константой всегда выступает четкая линия горизонта, с особой, нечеловеческой степенью ясности, резкости, прозрачности», - гласит сопроводительный текст к выставке.

«Для меня понятие автономии интересно не в контексте политическом или социальном, а в контексте духовной жизни человека. В формате выставки эта тема может трансформироваться в разговор о самонадеянности/самоуверенности/самолюбии человека.

В названии серии есть такое понятие, как «дом», для меня это идеальное состояние полноты и целостности, где понятие автономии приобретает значение свободы в Боге, а не от Бога. Поэтому «Здесь Почти как Дома», то есть «здесь» - можно рассматривать как место/пространство (внутреннее и внешнее), где могли быть возможны полнота и целостность жизни, но в силу каких-то моментов это идеальное состояние не достигнуто», - рассказывает Анна Зимина.

Представленные работы своей лаконичностью и простотой напоминают цифровые графические модели и могли бы быть выполнены при помощи компьютерных программ. Однако художница нарочито использует привычные рукотворные технологии.

«Холст и краски выбраны для того, чтобы итог был в виде традиционного носителя - картины на стене. Думаю, что для данной серии это самый оптимальный вариант, так как он дает необходимый уровень абстрагирования и достаточную степень свободы для дополнительных умозрительных построений самим зрителем», - поясняет Анна Зимина.

Текст и Фото Анатолия Соловьяненко.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
вчера, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

вчера, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров