23 мая на канале «Культура» вышел очередной выпуск популярной программы «Игра в бисер с Игорем Волгиным». Программа посвящена 95-летию со дня рождения писателя и 50-летию повести «А зори здесь тихие...», опубликованной в журнале «Юность» в 1969 году.
Многие литературные критики до сих пор считают историю сопротивления и гибели пяти девушек «А зори здесь тихие…» одной из лучших книг о Великой Отечественной, впервые поднявшей тему женщины на войне.Борис Васильев никогда не ставил перед собой цели щадить чувства читателя. Финал большинства его произведений трагичен, как обнаженный, пульсирующий от боли нерв. Послевкусие - горькое. За последней закрытой страницей - очищающие душу слезы, потому что добро, как всякое нравственное начало, уязвимо. Таковы были и его первые «Зори…»
Повесть обсуждали режиссер и сценарист Михаил Дегтярь, писатели Максим Замшев и Сергей Чередниченко, а также смоленский филолог, ведущий исследователь и биограф творчества писателя Бориса Васильева, член Союза краеведов РФ, почетный работник общего образования РФ, кандидат филологических наук Владимир Карнюшин.
«В чем причина долгой жизни и популярности этой книги? - задается вопросом Игорь Волгин. - Неужели только лишь в необычности и пикантности сюжета - «женщина на войне»?»
Почему повесть Бориса Васильева, ворвавшаяся в литературный мир, уверенно занимает достойное место в контексте уже существующей мощной военной прозы: Вячеслава Кондратьева, Константина Воробьева, Владимира Богомолова, Виктора Астафьева, Григория Бакланова, Василя Быкова, Алеся Адамовича, Константина Симонова, Эммануила Казакевича?
По мнению Михаила Дегтяря, суть вопроса - в таланте писателя: «Даже фильм Станислава Ростоцкого, который вышел на экран в 1972 году, стал классикой! Конечно же, по сравнению с давлетьяровской версией («А зори здесь тихие…», 2015) устарели манера подачи материала, монтаж. А повесть не устарела! Я читал ее в 14 лет, читаю сейчас, и у меня создается полное впечатление, что это современное произведение».
Сергей Чередниченко: «Невероятно реалистическая, мускульная литература! Четко изложены факты, показан быт».
В процессе филологически- «физиологического» разбора произведения Максим Замшев обращает внимание на ряд немаловажных нюансов, обеспечивших успех повести Васильева: «Во-первых, книга построена по жанрам настоящего боевика, детектива! Во-вторых, сказывается присутствие остроты переживаний за судьбу каждого героя. Третий момент, пожалуй, можно назвать ключевым. Эта повесть не только о героизме, но и о его цене. Читателя цепляют раздумья Васкова, которого терзает мучительная дилемма: победил ли он в своей личной войне, пожертвовав жизнью пяти девочек?»
«Борис Львович очень долго шел к этой повести, - утверждает Владимир Карнюшин. - Он вдумчиво штудировал так называемую лейтенантскую, окопную прозу и однажды в разговоре признался: «Чем больше я читал произведений на военную тематику, тем острее чувствовал, что мне чего-то не хватает».
Проза Юрия Бондарева, Григория Бакланова - «артиллеристская», ведь эти писатели начали писать уже в 1943 году, а у Бориса Львовича была совсем другая война. Война, где нет тыла и фронта, та, где каждый сам себе приказ отдает. «А зори здесь тихие…» - дань уважения сотням и тысячам воевавших женщин.
В художественной литературе встречались образы женщин-воительниц начиная с Жанны д, Арк. В истории России остались «кавалерист-девица» Надежда Дурова, женский батальон Бочкаревой. Но это - исключения. До Васильева никто не удосужился показать быт женщин на войне и их участие в боях. И это при том, что, согласно разным источникам, в Красной Армии служило чуть ли не 8 процентов «окопных» женщин. Но настолько искренне, чисто и с нежностью их смог впервые показать только Борис Васильев.
«Сработало чутье художника, - считает Максим Замшев. - Женщины на войне грубее, приближаясь по гендерному типу к мужчинам, а Васильев осознанно делает их девочками. Романтизм увеличивает остроту сопереживания! Он работает на контрасте - стыке войны и мира, тихой заводи где-то в тылу и смертельно опасной схватки с противником».
Участники обсуждения пришли к закономерному выводу: безусловно, проза Васильева реалистическая. С другой стороны, здесь присутствуют элементы фантастики, сказа и даже сказки! Само имя главного героя - Федот - сказовое.
Достаточно упомянуть два былинных эпизода: купание под дулом автоматов, когда герои повести прикидываются лесорубами. В реализм происходящего веришь, но ведь эпизод фантастический! Второй былинный фрагмент сюжетного повествования - пленение Васковым немцев. Федот Евграфович - истинный богатырь, и читатель воспринимает его подвиг не иначе как подлинное событие, которое могло произойти в действительности.
Однако после выхода повести в свет имела место быть и негативная реакция, выразившаяся в неприятии васильевской книги. Советская критика ругала автора за то, что он убил своих героинь. На войне хеппи-энда не бывает, в том и была правда Васильева.
Сергей Чередниченко вспоминает историю, упомянутую писателем Александром Бушковским, когда в редакцию приходит пожилой человек, почти старик, и с возмущением отзывается о повести Бориса Васильева. Он говорит: «Такого не может быть! Как пять девочек смогли одолеть 16 вооруженных до зубов диверсантов?! Это миф!..»
«Когда Виктор Астафьев прочитал «А зори здесь тихие…», он возмутился, - не скрывает Владимир Карнюшин. - Его возмущение вызвала Женька Комелькова. «Как она может петь, находясь в такой ситуации?» - недоумевал Астафьев. Ему почему-то и в голову не пришло, что ей в этот момент было безумно страшно. Когда к ней подходит Васков, у Женьки глаза - полные ужаса…»
«Повести «А зори здесь тихие…» присущи стилистическая органичная многослойность, чарующие бунинские описания природы и чувств, - убежден Максим Замшев. - Если не знать, чем вся эта история закончится...»
Михаил Дегтярь акцентирует внимание и, как ни странно это звучит, на эротической составляющей книги Бориса Львовича: «Когда я подростком взял в руки эту повесть, у меня возникло ощущение, что я читаю запрещенный роман! Эротических сцен здесь нет, но есть запретные приемы. Например, эпизод, когда Женька выходит из воды, выжимает белые трусики и кладет их сушиться. А страсть Комельковой к шелковому белью? Ведь она одна из пятерых носит изящные вещи. Женщина даже на войне хочет оставаться женщиной!»
Достаточно вспомнить новаторскую сцену в бане, которую не знал советский кинематограф. Актрисы наотрез отказывались сниматься в этой сцене. Ростоцкому пришлось их долго убеждать, что эта сцена необходима для глубокого осознания ужаса войны. Он хотел показать, что бывает, когда пули впиваются в красивое женское тело и рвут его…
Владимир Карнюшин: «Борис Львович всегда говорил, что война - это нечто противоестественное».
«Игроки в бисер» вспомнили и о театральной судьбе васильевской повести.
По мнению критиков, «А зори здесь тихие...» (1971) был самым поэтическим спектаклем Юрия Любимова, объединившим разрозненные ранее стилевые начала - театр условный и психологический. Любимовский рассказ о жестокой войне был удивительно нежным и даже в чем-то интимным. В нем не было режиссерских излишеств, актеры выступали на равных правах с режиссером, творцом одной театральной действительности, а военный грузовик «ИХ 16 - 06» стал единственной декорацией, превращавшей сцену в лесную поляну, в блиндаж, в походную баню. Образ «ИХ 16 - 06» поражал предельной простотой и выразительностью театральной символики, выполняя функцию лаконичной метафоры войны.
Борис Львович вспоминал, что Юрию Петровичу пришлось сократить текст, чтобы он лег в одно действие. Нельзя разбивать драматическое действие антрактом, когда пойдут пить пиво в буфет! К тому же Любимов отзывался о Васильеве как о «среднем писателе», чем возмутил недовольного сокращениями Васильева. Только потом, посмотрев постановку, он признал правоту режиссера, который сделал мощный спектакль.
СКАЗАНО
«Борис Львович очень ценил замечания Любимова, согласившись с его высказыванием, что он пишет как писатель, а должен писать как драматург, - рассказывает Владимир Карнюшин. - И даже выписал пропуск на Таганку, чтобы Васильев смотрел спектакли: «Вот оттуда пиши!..»
Несмотря на то что повесть Бориса Васильева - о женщине на войне, контрастирующий с женственностью образ Федота Васкова не менее трогателен и пронзителен. Девушки называют Васкова «стариком», «пеньком замшелым», смеются над ним. А ведь он совсем еще молодой человек - 32 лет, переживший душевную драму.
«Образ Васкова отсылает нас к архетипу глубоко несчастного маленького человека XIX века, этакого Максима Максимовича или капитана Тушина, - подчеркнул Сергей Чередниченко. - У него были одни потери в жизни!»
С другой стороны, Федот - «лесной человек», абсолютно русский тип! Он даже с врагом воюет с помощью природных сил. У Васкова множество функций - он и охотник бывший, и командир и отец, и богатырь, который должен уберечь девочек от гибели. Васильев не сусальную карикатуру рисует - Васков в конце повести превращается в зверя!
Кстати, как справедливо заметил Михаил Дегтярь, «ни одна из девушек не погибает, когда он рядом. Васков - супермен!»
Еще один нюанс, к которому привлекли внимание участники программы, - создание Васильевым емкого образа нации. «Показан победительный дух времени, - утверждает Игорь Волгин. - И самоубийство Осяниной - это не слабость, а проявление невероятной силы духа советского человека, воспитание которого было направлено на благополучный исход и «счастливые концы». Все героини - разные, и социальное положение у них разное. Если бы сегодня собралась такая разношерстная группа, она бы не справилась в единый коллектив в силу социальных, нравственных и культурных обстоятельств и причин…»
«Игроки в бисер» затронули и весьма щекотливую и неприятную для поклонников творчества Бориса Львовича тему.
К сожалению, в перестроечное время начали раздаваться голоса, что Васильев - «гений патриотической трескотни» и «профессор мифополитических наук», который пускается в мелодраматические спекуляции и стремится к одному - выжать у читателя слезу.
Его обвиняли во многом, а книга - выстояла, несмотря ни на что!
«Присутствие книги «А зори здесь тихие…» в школьной программе - признак того, что проза Васильева - это русская классика и у нее будет долгая жизнь, - говорит Владимир Карнюшин. - Сегодня в школе изучают не только «Зори…», но и повесть «Завтра была война», роман «В списках не значился», исторические произведения Бориса Васильева. В Смоленске уже четвертый год проходит фестиваль, посвященный творчеству Бориса Васильева.
О чем бы ни писал Борис Львович, в каждой строке звучит его голос - тихий голос мужественного человека, не способного на компромисс с совестью».
Программу «Игра в бисер с Игорем Волгиным», посвященную Борису Васильеву, можно посмотреть на сайте телеканала «Культура».