К 220-летию великого поэта. Смоляне – о Пушкине

Культура
К 220-летию великого поэта. Смоляне – о Пушкине

Как отразился гений А.С. Пушкина на творчестве смоленских поэтов и прозаиков.

В канун дня славянской письменности и культуры в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось вручение Патриаршей литературной премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Присутствуя на этом впечатляющем действе в зале церковных соборов знаменитого кафедрального Храма вместе с другим смоленским литератором – председателем правления областной организации Союза писателей РФ Олегом Дороганем (по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора нас включили в состав региональной делегации священнослужителей и клириков, которую возглавил митрофорный протоирей Михаил Горовой), мы, конечно же, ожидали, что Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своём приветственном слове остановится и на характеристиках творчества номинантов (их в коротком списке осталось только семь), и на их произведениях, глубинно связанных с Православием, однако Его Святейшество, отметив особую для отечественной словесности значимость главного православного литературного конкурса, активность и высокий творческий потенциал писателей XXI века (только в длинный список претендентов на премию, присуждаемую нынче уже в девятый раз, после строгого отбора было включено 43 номинанта), подчеркнул, что критерием настоящей литературы является не изощрённость форм и новаторство писательской техники, а устремлённость к Небу, творческий поиск Божественной правды, ведь очевидно, что любая форма, сколь бы совершенна она ни была, без нравственного наполнения остаётся пустой и бесплодной. Но это совсем не означает, что при оценке творчества мы игнорируем форму, в которой воплощается литературный замысел. Заметив это, Предстоятель Русской Православной Церкви, опираясь на изречения философов-литературоведов Ивана Ильина и Льва Шестова, далее заговорил о гении Александра Сергеевича Пушкина:
«Ильин считал Пушкина «главным входом в классическую русскую культуру, подчёркивая при этом, что без осознания этого невозможно правильно воспринимать творчество всех последующих классиков отечественной литературы, Пушкин стал оплотом, родоначальником русской классической литературы, подарившей миру Гоголя, Достоевского и Толстого, - литературы, которую немецкий писатель Томас Манн устами одного из своего героев назвал святой».
Процитировав И.А. Ильина, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, обратился к аудитории, в которой только профессиональных писателей было не менее трёхсот, с вопросом: «Так за что же мы так ценим Пушкина? Почему от Пушкина ведём отсчёт классической русской литературы и современного русского литературного языка?»
И ответил: «Очевидно, что одно только художественное совершенство не позволило бы Александру Сергеевичу претендовать на столь значимую роль в нашей культуре. Творчество любого художника – это его духовная биография. Неслучайно Спаситель сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка говорят уста его. Творческий путь Пушкина – это путь к свету и добру. Воспитанный в европейской культуре, Пушкин был, безусловно, человеком нового мира. Это очень хорошо заметно на примере его ранней лирики, отличающейся резкостью суждений и острой жаждой свободы. Но постепенно что-то сомнительное, злое, не самое удачное со временем отпадает, как шелуха. И он пишет «Капитанскую дочку», «Отцы-пустынники и жёны непорочны»; «Памятник», отыскивает в русской жизни Татьяну и - Онегин уходит от неё пристыженный, ведь ему самому ещё нужно было до неё дорасти, чтобы стать достойным её.
Пушкину удалось показать, что идеалы могут жить и в реальном мире, что далеко не всегда торжествует неправда, а если она и торжествует какое-то время, то в итоге всё равно побеждают истина и добро.
Лучшие люди Европы не смогли найти в жизни того, что бы примирило неправду действительности с невидимыми, но всем бесконечно дорогими идеалами... Этот вопрос поставила и разрешила русская литература… Пушкин первый не ушёл с дороги, увидев перед собой страшного сфинкса… Сфинкс спросил его: как можно, глядя на жизнь, верить в правду и добро? Пушкин отвечал ему: да, можно – и насмешливое и страшное чудовище ушло с дороги, напишет Лев Шестов.
Будучи писателем исключительно светским, Пушкин в то же время отразил в своём творчестве христианский взгляд на мир, смог восстановить духовную родословную русской культуры, прерванную произошедшим в результате Петровских преобразований резким разворотом на Запад и разрывом личных связей с нашей многовековой традицией. Пушкин сумел примирить новый мир со старым, вернее, с вечными основами бытия.
Он сумел выразить этот хрупкий баланс удивительно точным и образным языком, вобравшим в себя богатства церковнославянского и меткость разговорного народного языка».
Развёрнутое резюме Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о непреходящем влиянии на литературу нашей Державы А.С. Пушкина было встречено овацией, что более чем закономерно: мы ведь аплодируем Александру Сергеевичу Пушкину всю сознательную жизнь, причём, чем старше становимся, тем чаще в нашем сердце звучат аплодисменты Гению. Как тут не согласиться с нашим земляком, знаменитым и самым авторитетным русским советским поэтом Александром Твардовским, написавшим в далёком теперь уже 1949 году (год 150-летия Поэта): «…у каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».
И чуть ниже философско-житейское: «Но если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».
А более чем уважительное отношение смоленских поэтов и прозаиков к Таланту А. С. Пушкина проявилось ещё при жизни Поэта.
Фёдор Глинка, прочитав даже пока не полностью написанную (всего две песни) поэму « Руслан и Людмила» , воскликнет в 1819 году:

Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!…

Через десять лет, в 1829 году, другой смоленский Глинка, Сергей, в экспромте «Русскому Байрону, А.С. Пушкину» пророчествует:

Орлом за Байроном ты вьёшься в облаках,
Любезностью сердца пленяешь,
Пером, умом, душой ты будешь жить в веках,
И русский наш Парнас собою украшаешь.

Двадцать лет творческой дружбы связывали А.С Пушкина и другого Гения — основоположника русской классической музыки М.И. Глинку. Оба, по выражению В. В. Стасова, создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке. А итогом их вдохновенных отношений стала не только опера «Руслан и Людмила», но и потрясающие романсы «В крови горит огонь желанья», «Адель», «Где наша роза», «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье» и другие. «Мгновенье» посвящено дочери А.П. Керн, Екатерине Ермолаевне, которой Михаил Иванович был увлечён… И наш Николай Иванович Рыленков скажет о дружбе гениев как о кровном родстве:

Среди имён, что дороги нам с детства,
В чьих звуках гордость родины слышна,
Есть два особо дорогих для сердца —
То Пушкина и Глинки имена.
Их кровное родство, а не соседство
На вечные связало времена.
В том, что от них осталось нам в наследство,
Душа родной страны воплощена.

В 1937 году, когда народы Советского Союза, откликаясь — помните — на завет из «Памятника» («И назовёт меня всяк сущий в ней язык!»), отмечают 100-летие памяти А.С Пушкина, 27-летний Александр Твардовский напишет стихотворение « К портрету Пушкина». Вот три финальные строфы из этого произведения:

Земля, где дружба всех наречий
Так нерушима и тепла,
Где правда жизни человечьей
Впервые на землю пришла;
Земля, где песни так живучи,
Где их слагает и поёт
Сам неподкупный, сам могучий,
Сам первый песенник-народ.
Земля такая не могла ведь,
Восстав из долгой тьмы времён,
Родить и нынче гордо славить
Поэта меньшего, чем он…

А ещё в том же 1937 году во всех (!) областных центрах Союза Советских Социалистических Республик были поставлены памятники Поэту всех времен и народов.
А потом «...над страною война запылала» - этой строкой начинается стихотворение смоленского поэта Георгия Ладонщикова – и Пушкин помогал воевать. И помогал не только духовно.
Г.Ладонщиков пишет:

Подруга мне счастья тогда пожелала
И Пушкина томик в дорогу дала.
Я с ним замерзал,
У костров обжигался,
В дыму задыхался,
От грохота глох,
Но смерти тогда я не очень боялся,
Казалось, что Пушкин спасти меня мог,
Особенно сильно поверил я в это,
Выйдя однажды живым из огня,
В котором был ранен томик поэта
Осколком снаряда, летевшим в меня.

Юрий Пашков, плодотворно служивший, более полувека смоленской литературе, скажет в стихотворении: « У Фонтанки»:

Словно птиц, выпускал на свободу
Из разжатой ладони слова,
И они обнимали природу —
Небо, берег, волну, дерева.

Этот мир, что когда-то был создан,
Обновила, согрела строка:
Как сверкают по-пушкински звёзды,
Как по-пушкински блещут снега!

Почётный гражданин города-героя Смоленска Юрий Васильевич Пашков, основавший почти сорок лет назад наше литобъединение «Родник», которое теперь носит его имя, человек с классическим университетским образованием, конечно же, знал работу Н.В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине». Напомню, что сказал Гений о Гении: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное, явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт выпуклой поверхности оптического стекла . Самая его жизнь совершенство русская …»
Двадцать лет назад Юрий Пашков вместе с директором издательства «Смядынь» Алексеем Мишиным, также почётным гражданином нашего города-героя, и писателем Андреем Максименковым, сделал всей читающей Смоленщине великолепный подарок, выпустив к 200 летнему юбилею Гения сборник «Смоляне – Пушкину», собрав под единую обложку около семидесяти литературных посвящений наших земляков главному поэту России.
В этой книге строки Анатолия Лукьянова («И Пушкина стозвонный стих»); Михаила Голешева («О, сколько знает мир творцов, но всех светлее Пушкин-гений»); Веры Ивановой («Но есть стихи, как вечные рассветы, как небо солнцу, мир просторен им! / Вне времени и вне пространства / Как дал вам Бог любимой быть другим»); Владимира Фирсова («Осиротели песни наших дней / С последний песней вещего поэта»); Анатолия Запрягаева («Царствует чёрное время! / …Смутой столица кипит… / Но над планетой, /  Над всеми / Пушкина гений – горит…»); Ивана Воробьёва («В твоём имени две святыни, / Их Сияние всё родней — / Безначальность / Твоей России и твоя бесконечность в ней»); Виктора Смирнова («Наивного ребёнка / Жизнь грозно стережёт. / И под одну гребёнку / Эпоха всех стрижёт. / А после —   пылью пудрит, / Лишает диких сил. / Свои златые кудри / Лишь Пушкин сохранил…»); Тамары Лосевой («Так пусть же торжествует имя – Пушкин!»)...
Николай Бондарев в какой-то степени подводит в XX веке черту восклицаниям смоленских поэтов, посвящённых А.С. Пушкину:

Кто выше жизни ставит честь, –
Тот, как всегда, на мушке.
Стихов убитых с ним не счесть,
И всё ж, пока Россия есть,
В ней есть и будет – Пушкин.

А что говорят смоленские поэты уже в XXI веке?
Вот несколько завершающих катренов из большого стихотворения «Лукоморье» Наталье Егоровой, которая трижды (2016-2018 г.г.) по версии «толстого» литературного журнала «Наш современник» признавалась поэтом года:

Бредём мы тропой незнакомой
В пустой виртуальной пыли,
Не видя ни леса, ни дома,
Ни неба, ни звёзд, ни земли.

И Богом реальности новой,
Заполнившей весь окоём,
Горит электронное Слово
Под ржавым кислотным дождем.

А всё ж в своём горе спящем
Готовы мы клясться порой,
Что не было чище и слаще
Мечты об Отчизне земной.

Что где-то в Перуновой чаще,
Над тленом гниющих болот,
О Родине непреходящей
Ночная русалка поёт.

И меркнет холодное горе
В сиянии пушкинских строк.
И снова волна Лукоморья
Ложится на влажный песок.

По-женски искренна Татьяна Бакланова (Рославль):

Мы с Пушкиным сегодня просидели
Всю ночь, пока не начало светать.
На снежной гуще бойкие метели
Пытались мне судьбу предугадать.

А я была — то рыбкой золотою,
То вредною старухой не у дел,
Лебёдушкой-красавицей с косою,
В которой месяц ослепительно блестел.

То барышней-крестьянкой — вольной птицей,
То Ольгой, то Татьяною самой.
То ехала на бал, чтобы влюбиться,
Но не пылал любовью мой герой.

Я с няней побеседовала, с другом,
Я видела царя и бунтаря...
Закрыта книга. Приутихла вьюга.
В окно взглянула юная заря. —

Мы с Пушкиным сегодня просидели...

У Владимира Глухова (Печерск) есть целый цикл, посвящённый Гению — «Пушкин — первый космонавт словесности». Из этого цикла мы приводим два четверостишия (стихотворение «Ангелы»):

Заглядывают в лист из-за плеча
Два Ангела, и непременно оба
Наперебой пытаются вещать
О тайнах вечности и сути гроба.

Два тайных спутника падений и побед,
В веках ушедших и ещё грядущих.
Как ненавидел вас и как любил поэт —
Великий Александр Сергеевич Пушкин!

А вот откровение руководителя литературного объединения «Родник» имени Ю.В. Пашкова, лауреата национальной премии «Поэт года — 2018» Любови Сердечной:

Что ж Вы, великий Пушкин, жизнь свою не пощадили?
Что ж Вы, светило Пушкин, вспыльчивы так и вольны?
Из-за красивых женщин (как же Вы, Пушкин, забыли?)
Были не только дуэли – битвы Троянской войны!

Знаю, ревнивец Пушкин: честь для Поэта важнее,
Чем продолжение жизни, чем продолженье стихов...
Знайте, мой милый Пушкин, (Как я могу? Как я смею?)
Я бы любила Вас, Пушкин, не будь между нами веков…

В 27-ой средней школе города Смоленска преподаёт русский язык и литературу Наталья Исаенко. Ниже — её стихотворение:

Нам Пушкина златые письмена
Достались как великое наследство.
И сила слов могучая дана
В той каждой строчке, что мы знаем с детства

Мы постигаем мудрость и талант
В созвучье слов, простых и многогранных.
Поэзия- бесценный бриллиант,
Творцом Поэту при рожденьи данный...

А что же смоленские прозаики?
Здесь наиболее выпукла многолетняя работа Николая Чугункова-Кривича о связях А.С. Пушкина с нашей малой родиной. В своём произведении «Могучих предков имена» (в двух книгах), вышедшем на стыке веков в издательстве «Маджента», Николай Фёдосович, в прошлом году отметивший своё 80-летие, в литературно-художественной форме исследовал родословную великого поэта, его многочисленных сородичей по линии Акинфа Великого (Бутурлиных, Замытских, Мятлевых), по материнской линии (Ржевских) и написал многоплановый портрет Евстафия Пушкина, воеводы и посла времен Иоана Грозного. А в 2018 году Н.Ф. Чугунков-Кривич издал новый 300-страничный любопытнейший по своей фактуре труд под названием «Через века» — о пребывании А.С. Пушкина на российских постоялых дворах и почтовых станциях.
Эти произведения Николая Чугункова-Кривича правление Смоленской областной организации Союза писателей РФ выдвинуло на соискание Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского 2019 года, и на днях конкурсная комиссия, возглавляемая вице-губернатором Полиной Хомайко, своим решением поддержала просьбу правления: Н.Ф. Чугунков-Кривич – лауреат престижной премии. Поздравляем!
А мы вернёмся к вручению Патриаршей литературной премии в Храме Христа Спасителя в Москве. Её лауреатами стали: член Союза писателей РФ профессор исторического факультета МГУ, автор 30 книг из серии «ЖЗЛ» Дмитрий Володихин, член Союза писателей РФ, специалист по Серебряному веку, историк русской культуры, библиограф Александр Стрижёв (Москва), прозаик и поэт, лауреат премии «Ясная Поляна» в номинации «XXI век» Михаил Тарковский (Красноярский край).
Прежде чем вручить лауреатам высокую литературную награду, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл произнёс, обращаясь к многочисленной аудитории:
« – Нам нужны новые Пушкины, которые могли бы «чувства добрые лирой пробуждать», не идеализируя, но и не опошляя при этом мир существующий, а свидетельствуя о высших истинах, стремиться к познанию которых призван каждый человек.
…Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим ее литературы. Если не будет по-настоящему русской литературы, не будет и настоящей глубинной России ,которую мы любим и которой так дорожим. Очень надеюсь, что усилиями Церкви, писателей и неравнодушных к судьбам отечественной словесности людей в нашем обществе будет возрождаться роль литературы как важного пространства духовной жизни народа.»
Смоленщина – территория Большой литературы, и нам, сегодняшним мастерам слова, следует, стараясь продолжать традиции Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Рыленкова, Бориса Васильева, Александра Беляева, преклоняясь перед великим талантом А.С. Пушкина, необходимо стремиться изо дня в день неравнодушной и образной строкой оправдывать надежды и пожелания столь уважаемого смолянами Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который вскоре после своей интронизации и учредил в 2011 году Патриаршию Литературную премию имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Владимир Королёв,
член Союза писателей России.



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:34
Наш земляк Илья Иванюк на «отлично» выступил на коммерческих...
вчера, 21:40
вчера, 20:30
На трассе «Москва-Минск» белорусский большегруз стоклнулся с...
вчера, 21:19
В социальных сетях жители Смоленска высказали возмущение по ...

Опрос

Как часто вы употребляете алкоголь?


   Ответили: 1099