"Но мы забыли, что такое слезы..." Фильм "Коридор бессмертия" в Смоленске

Культура
"Но мы забыли, что такое слезы..." Фильм "Коридор бессмертия" в Смоленске

В канун Дня победы в прокат вышла военная драма Федора Попова «Коридор бессмертия»

27 января Россия отметила 75-летнюю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, длившейся 872 дня. День слезный, горький, скорбный, ибо общее количество человеческих жертв, сгинувших от голода, холода и тотальных бомбежек, не сосчитано и поныне. Статистика оперирует приблизительной цифрой - от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек.

Кинематографисты отметили полную безутешного горя и страдания дату как водится. По - «датски». Отметились в прокате драмой Алексея Козлова «Спасти Ленинград», весьма поверхностно затронувшей трагедию, произошедшую в ночь на 17 сентября 1941 года на Ладоге, в результате которой погибло более 1000 человек. По числу потерь и драматизму событий катастрофа баржи №725 (в некоторых источниках - №752) считается одной из крупнейших в истории мореплавания и по масштабу не уступает крушению «Титаника».

По всей видимости, зацепившись за слово «Титаник» как за ключевое, Алексей Козлов снял свою интерпретацию – симулякр в стиле слезоточивого блокбастера Джеймса Камерона, посмотрев которую, очень хотелось протереть глаза и спросить: что это было?! Какое отношение имеет к трагедии и, тем более, спасению Ленинграда эта опереточная мелодрама, к тому же пропитанная изысками в духе «утомленного солнцем» Никиты Сергеевича Михалкова? Тогда-то у меня и создалось полное впечатление, что наши современники не способны осознать, прочувствовать, нащупать болевые точки психологии людей того времени. Понять, что «они сражались за Родину», а не за женщину, как это было продемонстрировано в драме Федора Бондарчука «Сталинград».

Именно потому совершенно оправданны слова режиссера театра и кино, продюсера и сценариста Юрия Грымова, не скрывающего своего отношения к нынешнему военному массово - кассовому мейнстриму: «Если бы я когда-нибудь решился сделать фильм о войне, у меня и в мыслях не появилось бы сделать его приключенческим блокбастером. Мне кажется, что военное кино - это драма и подвиг, это горе и счастье, это жизнь и смерть - все в одном месте, в одно время.

Создавая сегодня фильмы про войну, мы должны опираться на прекрасную традицию советского кинематографа - выстраданную, «вычищенную» живыми свидетельствами актеров и режиссеров-фронтовиков, слезами «Белорусского вокзала», пронзительной любовью «Жени, Женечки и Катюши», тяжелейшим климовским «Иди и смотри», не говоря уже о многих других великих картинах - «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Отец солдата» и прочих. В этом - опора для нашей кинематографической культуры».

Потому и скользнув взглядом по не трейлеру фильма Федора Попова «Коридор бессмертия», приняла твердое решение: смотреть не буду. Хватит, надоело! Уже до тошноты обрыдло глумиться над выморочными, слепленными второпях поделками наподобие «Танков», «Несокрушимого» и «Т-34». Второй пластмассовый экшн - катастрофа «Спасти Ленинград» мне не нужен.

Хорошо, нашлись понимающие люди, которые сказали: «Иди и смотри. Оно того стоит». К тому же, картин, хотя бы краем затрагивающих подвиг железнодорожников, у нас, по большому счету, не снимали. «Край» Алексея Учителя с его ориентированными на западного зрителя шаблонами («шапка-ушанка, медведь и самогон в самоваре») не в счет. Голливудские академики подняли «учительский истерн» на смех. И правильно сделали!

Один факт того, что о строительстве сверхсекретной железнодорожной «Дороги жизни» решили снять художественный фильм, заслуживает пристального внимания.

О чем на протяжении двух с половиной часов неспешно рассказывает «коридор бессмертия»? Блокадница – ленинградка Маша Яблочкина (Анастасия Цыбизова), пережив чудом голодную зиму 1941–1942 года, приходит на железнодорожные курсы в надежде набраться сил. Девушку вместе с подругой, флейтисткой Соней Вишневской (Светлана Смирнова). отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землей и находящейся «на ладони» у фашистских артиллеристов. Юные героини, которым предстоит совершить не менее 50 ходок туда и обратно по «Коридору смерти», шагнув в бессмертие, попадают в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС.

Попадают в самое пекло. Сначала строят магистраль под прицелом пикирующих истребителей, выкашивающих штабелями женщин и стариков, а потом становятся живыми семафорами трассы, давшей надежду на выживание обескровленному городу.

«Прежде всего, хотелось показать девчонок, вчерашних школьниц, которые пришли на курсы «Девушки на паровоз» не за геройством, а за теплом и пайком - чтобы самим выжить и маме кусочек хлебушка отнести, - говорит в одном из интервью режиссер Федор Попов. - Показать, какой путь они прошли и как превратились в настоящих граждан своей страны. А еще захотелось вновь повторить одну простую мысль: победу ковали не полководцы – над ее приближением работали простые люди, которые каждый день своей жизни проживали в режиме подвига».

          Засекреченная страница истории

12 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов началась операция «Искра», в ходе которой 18 января была прорвана блокада Ленинграда. В результате образовался узкий «коридор», в котором Государственный комитет обороны Союза ССР решил в кратчайшие сроки построить железную дорогу. Новая железнодорожная ветка должна была связать Ленинград по суше с остальной страной, заменив ладожскую «Дорогу жизни».

Стратегическая линия Шлиссельбург - Поляны была построена в тяжелейших условиях под огнем противника за рекордные 17 суток и введена в эксплуатацию 5 февраля 1943 года.

Железнодорожников катастрофически не хватало – вместо погибших от голода машинистов составы сопровождали вчерашние школьницы и студентки. Девочкам на подмогу присылали опытных путейцев с фронта.

До окончательного снятия блокады в январе 1944-го по шлиссельбургской колее прошло несколько тысяч поездов с продовольствием и военным снаряжением. Один состав провозил грузов как 1000 (!) полуторок по Ладожской дороге жизни. В сутки в Ленинград проходило до 35 поездов, что позволило накопить силы и разбить врага на высотах близ осажденного города.

Этой строго засекреченной трассы, сыгравшей важную роль в освобождении Ленинграда, не было на картах СССР. О ее деятельности не упоминали в сводках Совинформбюро, и мало кто знает о ней и сейчас. Официально магистраль называлась «Дорога Победы». Сами железнодорожники, поставлявшие ценой смертельного риска в Ленинград 75 процентов всех грузов, из-за огромного количества жертв называли этот путь «Коридором смерти». При интенсивных обстрелах шансов на выживание у людей, ведущих по ветке поезда, было меньше, чем на фронте.

Фильм снят просто. Предельно просто, по канонам качественного повествовательного советского кино, что нисколько не умаляет его художественный уровень. Очень важно, что прототипами главных героев фильма (а это – вся бригада состава) являются реальные участники тех событий.  И их здесь не меньше шести, не считая Яблочкиной и Вишневской. Это и начальник поезда, матрос Георгий Федоров (Артем Алексеев), и приблатненный картежник с Лиговки Багдадский (Александр Яценко), испанский мальчонка Родригес и эстонка Береза, проводница Клавочка и вологодский «плюшкин» Собакин…

Они спасают Ленинград, жертвуя жизнью. Искренне, человечно, без театрального надрыва. На экране мы видим простую, безыскусную народную драму. И нет в нас ни грамма сочувствия к сбитому фашистскому летчику, которого на земле забивают лопатами бабы. Забивают за лютый голод и холод. За бомбежки. За ежечасное, ежеминутное убийство мирных граждан. И сердце дрогнет еще не раз – камера постоянно делает акцент на микроскопических кусочках хлеба, которые эстафетой один блокадник передает другому, не думая о себе. Отдает частицу жизни, частицу своего истощенного тела…

Есть место и любви, но не той, альковной, которой нас вдосыть закормили в военных мелодрамах. Любви обреченной и чистой, лишенной стереотипов.

Кульминация картины – последний, опасный рейс. Поезд вывозит из Ленинграда курчатовскую научную разработку, предназначенную для создания ядерной бомбы, и вагон с прозрачными от голода детьми. Немецким артиллеристам удается разорвать состав пополам. Сверхсекретный циклотрон проскочил просеку, а вагон с 27 малышами откатился назад...

Возникает трагическая дилемма: как быть? Что важнее? Дети – будущее. Но и циклотрон, необходимый для создания ядерного щита, – единственная надежда защитить миллионы будущих детишек от ужасов войны. Матрос Федоров вступает в неравный бой с фашистом, простреливающим опасный участок, и гибнет. Будет и героизм, и предательство. Трусость и чувство долга…

И слезы. Но лишь в финале. Слезам на войне не место.

           Только факты

Историческим и литературным консультантом фильма стал недавно ушедший Даниил Гранин - писатель, фронтовик, Почетный гражданин Санкт-Петербурга. «Коридор бессмертия» создавался при поддержке Министерства культуры РФ, Фонда Кино и Российского военно-исторического общества. Однако средств на съемки, стартовавшие в декабре 2015 года, все равно не хватило, и драму удалось завершить на «народные» деньги.

 Съемки завершились в июле 2017 года. Они проходили в Санкт-Петербурге, на озере Ильмень в Новгородской области, на военном полигоне в Луге, в Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.

Сценарий картины написан Режиссером Федором Поповым в соавторстве с писателем Дмитрием Каралисом, отец которого был политруком и начальником поезда 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС.

Фильм «Коридор бессмертия» - пронзительное и чистое кино о войне, которое можно смотреть всей семьей. Увы! Я смотрела картину в «Современнике» в полном одиночестве. Подобное со мной уже случалось – в 2015 году сидела в зале одна на показе артхаусной драмы Германа- младшего «Под электрическими облаками». Но это – совсем другая история. Обидно и больно, что «Коридор бессмертия» смоленские подростки на большом экране, возможно, и не увидят. И дело тут не в пренебрежении прокатчиками историей. Они сделали все, что могли.

Снимать с уроков малолетних ценителей «вселенной» «Марвел» и вести на фильм о подвиге железнодорожников, по всей видимости, и не собирались. А зачем, если голливудские «Мстители» органично вписываются в матрицу жующего попкорн подрастающего поколения, для коего фантастический примитивизм комиксов куда ближе, чем реальный исторический факт – непревзойденный поставщик сюжетов для кино?

Они уже давно живут в альтернативной Вселенной. Прошлое для детей – мертвое, трагедия народа переродилась в «танчики» и игрища в духе «Т-34». Немецкий и русский мальчики с азартом меряются - у кого ствол длинней, тот и молодец. Помятуя о разрывающих душу блокадных строках Ольги Берггольц, звучащих в картине и ставших ее лейтмотивом, мы действительно забыли, что такое слезы. Мы голосуем рублем за поделки, с легкостью собирающие в прокате огромные суммы денег и уже по факту, априори считающиеся прорывом в российском кино. Прорывом в духовную дыру.  

«Содрогнитесь, поплачьте, прочувствовав, хотя бы отчасти, всю нечеловеческую тяжесть того времени, заполучите хотя бы один седой волос от прикосновения к той  трагедии, - и только тогда, может быть, вы сможете повторить что-то похожее на великое военное кино прошлого, - пишет Юрий Грымов. - Сегодня зритель перестал плакать в кинозалах, даже на военных фильмах. А и правда: с чего бы? Авторы умудряются создавать кино, в котором некому сопереживать, в котором никого не жалко. Разок глянуть - пойдет. Вот и получается, что плачем мы сегодня, лишь смотря новости по телевизору…».

Добавить к сказанному нечего.

А тем временем живая, трепещущая история, которая, вопреки усилиям неравнодушных людей и создателей «Коридора бессмертия», превращается в симулякр. В безжизненный, заполненный поверхностной атрибутикой миф. В прах невостребованный 27 миллионов советских людей.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
6 минут назад
Невнимательность едва не стоила жизни 70-летнему жителю обла...
41 минуту назад
Такова статистика регионального управления Роспотребнадзора ...
сегодня, 18:58
Экс-сотрудника УФССП подозревают в служебном подлоге.
сегодня, 18:31
Напомним, сегодня почти 4 тысячи смолян остались без света и...

Опрос

Аналитики сервиса «Авито» назвали среднюю стоимость базового набора российского школьника (пенал, школьная форма, рюкзак) – 2619 руб. Сколько вам нужно денег, чтобы купить ребенку эти вещи к 1 сентября?


   Ответили: 24