Украсы смоленского археолога Клетновой

Культура

В СмолГУ открылась выставка-посвящение Екатерине Клетновой «Народный костюм и украсы Смоленщины в современном отражении».
Экспозиция приурочена 150-летию со дня рождения первой женщины – археолога нашего края.  

                                       Время первых

Екатерина Николаевна Клетнова (1869 – 1938) – археолог, историк, краевед и коллекционер, переводчик и литератор - разделила трагическую судьбу сотен тысяч русских людей, вынужденных покинуть Родину после Великого Октября. Имя Клетновой, как эмигрантки, поверглось забвению, долгие десятилетия ее заслуги в науке и культуры Смоленского края умалчивались. Сейчас можно говорить о том, что справедливость восторжествовала, и ее имя наконец-то заняло подобающее место в числе лучших представителей смоленской интеллигенции.

«Творческое наследие Екатерины Николаевны, ее научные идеи, ее личность продолжают привлекать внимание современных исследователей, и она представляется огромным айсбергом, большая часть которого скрыта», - говорит Татьяна Сергина. – В 1924 году Клетнова отправилась в научную командировку в Чехословакию и осталась там на постоянное жительство. Так она стала «невозвращенкой», вычеркнутой из всех официальных источников».

Однако в том же, 1924 году, Клетнова написала научную работу «Символика народных украс Смоленского края», в которой Екатерина Николаевна, изучив более тысячи (!) образцов тканей, расшифровала происхождение смоленского геометрического орнамента. Этот труд - один из первых, которые были посвящены семантике русской вышивки, при этом до сих пор он не потерял своего значения. 

Исследовательница ввела в научный оборот более 30 типов смоленской народной вышивки, подметив ее характерные особенности: инкрустированность узора, семантика, повторяемость одинаковых фигур. Коллекция одежды и вышивки, собранная Клетновой уникальна, ведь предметы народной материальной культуры стали собирать только в конце XIX века, и уже тогда они начали исчезать в связи с изменением крестьянского быта.

На открытии выставки в СмолГУ были представлены аутентичные крестьянские костюмы конца XIX – начала XX веков.

«Екатерина Николаевна, оставившая потомкам коллекцию народных костюмов, предметов обихода (рушники, скатерти), написала уникальнейший труд – всего лишь небольшую брошюру, которой нет цены, - не скрывает кандидат педагогических наук, научный куратор выставки Ольга Эрдман. – Вы полагаете, что наши предки встарь шили по полотну, ткали красной нитью? Черной! А одним из главных элементов символики был звенчатый крест. Именно его Клетнова детально описала в своей брошюре. Выставка необычна своей формой организации, так как призвана представить этнографию Смоленщины в картинках. Главная ее цель – почин в создании региональной программы по сохранению народного костюма и украс Смоленского края на началах, заложенных Екатериной Клетновой и Марией Тенишевой».

Екатерина Николаевна с детства привыкла вести дневники и записи о прочитанных книгах, о политических событиях, давая им свою оценку. Она писала в своих дневниках: «...Между тем настанет время, когда угаснет революционный пыл и страна обратится к мирной жизни, к мирному строительству. И тогда просвещенные массы обратятся к нам со справедливым упреком, почему мы, люди знания, не сумели собрать и сохранить для них все эти памятники народного творчества, зафиксировать все особенности угасшего быта».  

- Екатерина Николаевна Клетнова - замечательный человек, который составляет славу и гордость Вяземской земли, - говорит Татьяна Сергина, кандидат исторических наук ИА РАН (Москва). - Сфера ее деятельности была очень разнообразна, и что самое удивительное – успешная во всех начинаниях. Конечно же, исконные народные костюмы, начавшие исчезать в конце XIX – начале XX веков, собирала не только она, но и другие этнографы. Однако большая часть коллекции смоленских украс принадлежит Клетновой и представляет собой гордость Смоленского государственного музея – заповедника.

Наследие Екатерины Николаевны и ее крупный теоретический вклад в исследование символики народного орнамента неоценимы. Она обобщила идеи, витавшие в то время, и создала на основе опыта предшественников - искусствоведов свою, оригинальную классификацию орнаментики. Сегодня все, кто интересуется народным творчеством, обращаются к научной работе Клетновой «Символика народных украс Смоленского края».

Екатерина Николаевна собирала образцы рукотворчества в Вяземском и Духовщинском районах Смоленской губернии – в тех местах, которые находились неподалеку от ее имения в деревне Кочетово.

Но себя она позиционировала, как профессионального археолога, в 1914 году окончив с золотой медалью Московский археологический институт.

Клетнова всю жизнь боролась за право получения женщинами высшего образования и возможность занять ключевые посты в науке, которая в те времена была прерогативой мужчин. И она на собственном примере доказала, что женщины способны на многое, став одной из первых женщин-археологов. Екатерину Николаевну опередила лишь исследовательница из Твери.

Став в 1918 году профессором Смоленского университета, Екатерина Николаевна развернула кипучую деятельность и приложила много сил для создания кафедры археологии и археологического кабинета, куда вошли ее личные коллекции.  

С 1909 года Екатерина Николаевна участвовала в раскопках в Смоленске на Смядыни.  Раскопки проводились на деньги Тенишевой и Клетновой.

Она исследовала около десяти курганных групп по среднему и нижнему течению реки Вязьмы - на Русятке, у Литвиново, Относово, Хожаево, Тупичино и в долине реки Осьмы близ села Станище. Организовала и провела пробные раскопки городища у деревни Тупичино. Именно ей мы обязаны открытию неолитических стоянок в долине реки Вязьмы (Годуново, Иваново, Кочетово), а также первичным раскопкам и уникальному описанию городища на Русятке.

Раскопки этого важного памятника, которые проводились экспедицией Института археологии РАН, являются продолжением начатых Клетновой работ по выявлению и изучению археологических памятников в районе Вязьмы. При всей ущербности методики раскопок, бытовавшей в начале XX века, результаты ее работ значительны!

Многие из этих памятников не сохранились, поэтому сведения, добытые Екатериной Николаевной, подчас являются единственным источником по истории заселения долины Вязьмы кривичскими племенами в период ХI -ХIII вв.

Мой коллега из института археологии, Леонид Васильевич Алексеев одним из первых в конце 80-х написал, что имя Клетновой не должно быть забыто. Именно Алексеев вернул из небытия ее имя, вычеркнутое по идеологическим соображениям из истории отечественной науки.

Невероятно, но и в послереволюционную разруху Екатерина Николаевна занималась исследовательской деятельностью и выступала с лекциями о способах окрашивания одежды местными растениями. Она написала работу о местном чае, подготовила докладную записку о полезных ископаемых губернии, в которой указала и центры гончарных промыслов.

Читала лекции по археологии, истории первобытной культуры, истории Смоленского края, написала учебное пособие «Изучение родного края», претерпевшее четыре переиздания.

                           Вершки и корешки

Екатерина Николаевна Клетнова родилась в Москве 22 января 1869 года. Ее малышкой привезли в отцовское имение Кочетово, находившееся в 20 верстах от Вязьмы.

«Первоначальное образование получила дома, - напишет Клетнова в дневнике. - Матери обязана знанием языков, музыки, отцу человеку исключительного образования, обязана любовью и знанием естественных наук, рисованию, а также  и здоровым физическим воспитанием, в которое входило и умение владеть всякими орудиями: топором, косой, пилой и т.д. Любовью и знанием литературы немало обязана приятелю отца, часто к нам наезжавшему преподавателю Алферовской учительской семинарии Д.А. Зеленицкому».

 

В распоряжении девочки была огромная библиотека (несколько тысяч томов!), в которой были представлены труды по истории, философии, политике, географии и искусству, летописи, драматургия, биографии композиторов и писателей, специальная литература по ряду отраслей науки.

…В конце 1920-х годов чудом сохранившаяся часть библиотеки Клетновой поступит в Смоленское общество краеведения.

- Она не белоручкой была, - говорит Татьяна Сергина. – Вся в отца, инженера – технолога Николая Степановича Клетнова, представившего в 1893 году на сельскохозяйственной выставке в Чикаго ряд своих рационализаторских изобретений, а также образцы пеньки, льна и хлеба из своего имения. Ведь Кочетово специализировалось на выращивании зерновых культур, льна и производстве молочной продукции.

Хозяйственные заботы не вытесняли традиционного помещичьего досуга: Клетновы любили проводить семейные вечера за музицированием, пением, танцами и чтением книг.

«Все окружающие называли Екатерину Николаевну доброй барыней. Она любила деревенских детей. Всегда, когда возвращалась из поездки, привозила деревенским детям подарки: ленточки, шапочки, кофточки, ботиночки, книги с красивыми картинками.

На Новый год в барском доме ставили большую елку. Приглашали детей и угощали пряниками, конфетами, орехами. Дети водили вокруг елки хороводы, читали стихи. Было очень весело…», - пишет вяземский краевед Н.Г. Гурская.

Идея все время творить и совершенствоваться передалась ей от отца – Екатерина Николаевна не боялась нового и вслед за папой всерьез увлеклась дорогостоящей технической новинкой - фотографированием. До наших дней дошел большой фотоархив, запечатлевший хозяев и гостей усадьбы,  повседневную хозяйственную жизнь Кочетово и быт его обитателей.

Она много путешествовала, объездила весь Кавказ. Освоила верховую езду в совершенстве. «Я видела снимок, поймавший в кадр всадников, одним из которых была женщина, - вспоминает Татьяна Сергина. - Думаю, что это была Клетнова».

Путешествуя по Кавказу и Крыму, собрала минералогическую коллекцию, которая находилась в Московском университете и на Высших женских курсах. По результатам изучения геологии Смоленского края написала статью «Полезные ископаемые Смоленской губернии».

                     «Недурно, сударыня!»

На лекциях по археологии Татьяна Сергина первым делом спрашивает, знают ли студенты, кто такая Екатерина Николаевна Клетнова:

«К сожалению, у многих до сих пор не изжит классовый подход к роли личности в истории: «Она подвела университет, эмигрировала в Прагу!» Клетнова была абсолютно аполитична. Самое грубое слово, которое она скажет в адрес Советской власти, был неологизм «хамодержавие». Кредо Клетновой – наука и искусство. В одной из бесчисленных анкет, которые ей придется заполнить, в графе «Увлечения» Екатерина Николаевна напишет: «Наука, музыка, искусство».

Она в совершенстве знала немецкий, а также французский и английский, немного итальянский. В Праге выучила чешский. Екатерине Николаевне едва исполнилось 19 лет, а она уже начала активно публиковаться в печатных изданиях. Писала статьи на разные темы, делала переводы драматических произведений; переведенная Клетновой пьеса Коппе «Сокровище» ставилась на сцене Малого театра в Москве.  Клетнова прославилась в России как известный либреттист и в 1890 году стала членом Общества драматических писателей и оперных композиторов.

- Ее стихи были оригинальны, - говорит Татьяна Сергина. – Однажды послала свои произведения Петру Аркадьевичу Столыпину. В это трудно поверить, но известный политик ответил ей: «Недурно, сударыня!»

Умерла Е.Н. Клетнова 29 мая 1938 года в Ужгороде. Могила ее не сохранилась. Сгорела и ее усадьба в Кочетово…

Но память о женщине – ученом, неутомимой подвижнице и энтузиастке жива.

Выставка продлится до 25 мая.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
вчера, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров