Самая «нежная» пьеса Гришковца. Теперь и в Смоленске

Культура
Самая «нежная» пьеса Гришковца. Теперь и в Смоленске

Международный день театра Смоленский драматический встретил премьерой - спектаклем «Весы» по пьесе Евгения Гришковца.

В Смоленске Евгения Гришковца любят. На трогательных и откровенных постановках по пьесам драматурга - всегда полный зал! Именно поэтому я решилась на своеобразный эксперимент, взяв с собой на премьеру «Весов» знакомого и не сказав ему, что автор текста – Гришковец. Ради чистоты эксперимента хотелось понаблюдать за реакцией «подопытного» - нравится ему спектакль актера и режиссера драмтеатра Игоря Голубева, или нет.   

Человек смотрел на сцену с нескрываемым интересом. Проникся действом и актерской игрой. Переживал совершенно искренне! Смеялся, с энтузиазмом комментируя происходящее, испытывал грусть. Я заметила, что в финале его глаза блестели от слез…

Слез радости и печали, свидетельствующих о личностном, болезненном сопереживании и восторге от прочувствованного им.

Покинув зал, он сказал: «Ты знаешь, я так давно не видел человеческих спектаклей. Простых, незамысловатых, повествующих о проблемах, волнующих всех и каждого. Надоели до чертиков натужные, притянутые за уши ситкомы о чужой и непонятной мне жизни. Эти, как ты их называешь, «философские китайские шкатулки с тройным дном». Сегодня я смотрел «про себя»…. Эх, побольше б таких постановок!.. Добрых. Простых – о сложном».

Действительно, отец троих детей Евгений Гришковец назвал свою пьесу о ночи, которую четверо мужчин проводят в роддоме в ожидании малышей, «нежной». А вот о героях «Весов» драматург отзывался, что «они вовсе не неженки, а нормальные, земные мужчины, переживающие волнительное, важное и очень особенное для них событие»: «Эта пьеса про тех, кто встречает. Тот человек, который ждет рождения ребенка и старается быть поближе к жене – он не очень плохой!»

«Среди моих знакомых я не видел ни одного человека, для которого рождение ребенка не стало бы серьезным событием в жизни, - вторит автору «Весов» режиссер, заслуженный артист России Игорь Голубев. - Переломным, знаковым! Момент, когда твоя супруга сообщает о беременности, – самое счастливое время для человека. Об этом только можно мечтать!

Ко мне пришло осознание: мужики тоже… рожают, и для них это очень важно. Я понял, что они во время женских родов становятся невероятно сентиментальными… Нежными. Беззащитными. И я очень хочу это показать на сцене. Показать мужественность в слабости. Мужественность, она же в нежности проявляется! В отношении к женщине и ребенку».    

На сцене, в «приемном покое» в неизвестности мечутся трогательные, нелепые и абсолютно беззащитные мужчины. Артем (Евгений Ракицкий) ждет первенца и решился на ультрамодные партнерские роды, Алексей (Юрий Гапеев) явился в роддом с футбольного матча нетрезвый, прихватив с собой друга, и очень переживает, что в третий (!) раз опять не смог отвезти жену рожать. У двери «родильного отделения» сидит, пригорюнившись, пожилой мужчина (Анатолий Бибекин). «Профессор» не реагирует на пикантные колкости, которыми его осыпают подвыпившие мужики. Дескать, в столь почтенном возрасте можно обрюхатить разве что студентку или аспирантку.

У каждого из них – свой страх, и своя боль. От волнения и вынужденного безделья мужчины начинают общаться, тут-то и выясняется, что у них тоже есть обнаженное и беззащитное сердце. А в нем - совесть и стыд, любовь и нежность. «Профессор», «просто» пожилой Игорь, болеет душой за свою девятнадцатилетнюю дочь, которую кто-то обидел в далекой и бездушной Москве, и теперь новорожденному уготована безотцовщина…

Алексей мучительно совестится и переживает, простит ли его оплошность жена.

Разбитной Эдуард печалится об утраченной «первой» жизни. Когда-то у него был сынишка. Заболел – не доглядели, и умер в полтора годика. Тогда-то и разбилась жизнь Эдуарда вдребезги. Начал новую, и теперь патологически, болезненно боится потерять сына от второго брака. Хоть и, по словам Эдика, «и пахнет от него уже мужиком, да я сам готов ногу ему сломать, только чтобы в армию не пошел!»  

Кстати, в роли Эдуарда в «Весах» выступил сам режиссер. «Я никому не хотел Эдика отдавать, - признался Голубев. – Понравился он мне. Сыграю плохо или хорошо, но буду я! Мое право - я режиссер. Назначил распределение – точка! Моя это роль. Сложно, конечно, было: ты себя не видишь со стороны и можешь наломать дров. Ребята помогали! Я слушал актеров - им видней, пытался их рекомендации учитывать».   

Спектакль построен на обыденных спорах, переживаниях и сомнениях. Как назвать ребенка? Как сделать так, чтобы имя получилось красивым и не сломало человеку судьбу?.. Мужчин волнует многое, им хочется высказаться, поделиться друг с другом сокровенными тайнами, в то время как Женщина-Мать совершает подвиг, при виде которого они падают в обморок.

Актеры проживают (именно проживают!) монологи, обращаясь порой не к друг к другу, а в зал.

Игорь Голубев убежден: Евгения Гришковца нужно ставить в его жанре. Таким, какой он есть. Только так его переживания дойдут до зрителя:

«Гришковец умеет вытаскивать из твоего нутра чувства, метания и страдания, о которых и не расскажешь особо. В традиционной пьесе есть сюжет. А в его монологах – живые эмоции, которые, как мне кажется, немногим удается выразить».

Монологи точно бьют в цель, заставляя зрителя всей кожей ощутить боль другого человека, вызывая катарсис.  

Взволнованный рождением первенца Артем, задыхаясь, признается матери по телефону: «Я видел, как сегодня родился мой сын. А я уже такое про этот мир знаю…». Мы не знаем, кто этот «просто Артем», но в своем монологе молодой мужчина говорит, что успел поработать в следкоме и в прокуратуре. А значит, он ЗНАЕТ – мир опасен и страшен. Способен растоптать человеческую жизнь. И теперь Артем всерьез тревожится не за себя, а за малыша, который только что появился на свет. А ведь это он – «просто Артем» - привел нового человека в страшный и враждебный мир...

Ирина Голованова практически одновременно играет три женские роли - мать дочери, мать сына и медсестру. Каждый из воплощенных на сцене образов – синтетический. Мать и хозяйка, жена и любовница, философ и дипломат. По мнению режиссера, «у женщины гораздо больше образов. Основные – Мать и Богиня, которая продолжает жизнь, а мы перед ней преклоняемся. Какой-то «пчелиный» вариант у нас получился. Женщина – «пчелиная матка», а вокруг нее вращаются мужики!..

Ирина Голованова хорошо справляется с ролью - мне нравится, как она играет во всех трех ипостасях. Воплотить на сцене три разные роли за один спектакль – это большой опыт и профессиональное мастерство».

Сам Евгений Гришковец относится к гороскопам и знакам Зодиака скептически, с большой иронией. Его точку зрения озвучивает Водолей Эдуард. На «просто Эдика» возложена еще одна важная мысль, которую он должен донести до зрителя: «Мужчины зависят от семьи, а не семья от них…».

В «Весах» нет классического конфликта, но каждый из персонажей к финалу спектакля открывается зрителю с новой стороны, проявляя себя даже в моменты слабости по-мужски. А иначе и быть не может.

«В мужчине я уважаю мужчину, который в нужный момент берет ответственность на себя, - не скрывает Игорь Голубев. - Жизнь на каждом шагу доказывает, мужчина ты, или нет. В «Весах» Гришковца образы не колышутся вправо-влево. Они уже сформировались».

Поставить камерный спектакль по пьесе Евгения Гришковца на Большой сцене было делом безумно сложным. «Весы» - глубоко интимная вещь. Будем прорываться к зрителю сентиментальностью…», - произнес на прощание режиссер.

Прорваться удалось. После спектакля «Весы» буквально каждый зритель выйдет из зала с ощущением просветления и осознания великой тайны: на самом деле, люди – добрые!


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
По информации федерального оперативного штаба, прирост зараз...
25 минут назад
Мужчина был моложе женщины на 11 лет. Семейная криминальная ...
44 минуты назад
Грузовая  «Газель» «собрала» три легковушки и зады...
58 минут назад

Опрос

Ваш ребенок занимается в спортивной секции?


   Ответили: 341