Восемь «панфиловцев» Слатины

Культура

21 марта в российский прокат вышла военно-приключенческая драма Андрея Волгина «Балканский рубеж».

«Балканский рубеж» позиционируется как главный отечественный экшн года, снятый по голливудским канонам. Бюджет картины – 230 млн. рублей, фильм выйдет на экраны в 35 странах. Продюсер Милош Бикович не скрывает: «Мы точно покажем кино в Сербии, Черногории и в той части Боснии, где живут сербы - Республике Сербской. Что касается боснийской части бывшей Югославии - Боснии, Хорватии и Македонии, - здесь показ остается под вопросом, поскольку политическая ситуация непростая и тематика «Балканского рубежа» очень горячая». Картина снималась при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Сербии, а также телеканала «Россия 1», прокат взял на себя филиал американской кинокомпании 20th Century Fox – «XX век Фокс СНГ».

Что само по себе неудивительно: пожалуй, в России впервые сняли качественный боевик с русскими Сталлоне, Ван-Даммами, Джеки Чанами, солдатами Джейн и Шварценеггерами! Динамика фильма бешеная, стремительная. Солидный хронометраж (практически два часа экранного времени) на восприятие не влияет – «Балканский рубеж» от длиннот не страдает и натужно затянутым не кажется. Смотрится на одном дыхании.

В политические интриги и провокации, перестрелки, взрывы и бомбежки органично вплетается история любви с классическим хэппи-эндом. Конечно же, ближе к финалу кто-то неизбежно погибнет, однако в противном случае фильм утратил бы драматизм и превратился в пародийный шарж в духе «Неуловимых мстителей».

Но главное достоинство и очевидное преимущество работы Андрея Волгина заключается отнюдь не в попытке скопировать соответствующий мировым стандартам шаблонный боевичок про бряцающих оружием «бесславных ублюдков». У нас ВПЕРВЫЕ сняли правдивый фильм о трагедии братского народа, по сути, ставшей предвестником третьей мировой войны. Ее шоковой прелюдией и холодным, расчетливым предупреждением Русскому миру о реальной возможности тотального уничтожения населения постсоветского пространства и окончательном и бесповоротном переделе политической карты мира.

Ковровые бомбардировки мирного Белграда в марте 1999 года впервые - со времен Великой Отечественной - всколыхнули генетическую память россиян. Вызвали шок, боль и растерянность от бессилия переломить ситуацию… Мы в ужасе осознали, что невидимки – «стелс» ранним утром могут ворваться и в нашу жизнь, перемолов живое и любимое нами в дымящееся кирпичное крошево. Многие просто онемели от кажущейся беспомощностью политики российского руководства: как же так?! Братскому народу режут глотки, вспарывают животы беременным женщинам и хладнокровно плюют на международные конвенции, а мы - безмолвствуем?..

Осознание того, что ввязаться в чужую войну – смерти подобно, пришло позже. Для ослабевшей ядерной державы это означало одно: своими руками открыть ящик Пандоры и ввергнуть мир в катастрофу…

«Балканский рубеж», основанный на реальных событиях и повествующий о секретной операции, предпринятой российской спецгруппой во главе с руководителем Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым, взявшей под контроль аэропорт Слатина в Косово в 1999 году, - это, своего рода, манифест. Громкое и, вместе с тем, предельно аккуратное и идеологически выдержанное заявление. Политологическая трактовка чужой войны двадцатилетней давности – вещь крайне сложная. Потому-то, наверное, тема противостояния России и НАТО как таковая в фильме отсутствует. Она дана пунктиром, читается между строк или в закадровом тексте. Вопросы, касающиеся исторических обстоятельств трагедии на Балканах, ненавязчиво, мельком отражены в телевизионной хронике. Основной лейтмотив фильма - противостояние отряда воинов - интернационалистов банде озверевшего боевика, по совместительству – албанца.

С одной стороны – нелюди, вырезающие сербов, с другой – провинциальный полицейский участок в Косово и российский спецназ в составе восьми человек. Руководителя группы «псов войны» играет Гоша Куценко, персонаж которого списан с Евкурова. По национальности он ингуш и его зовут Бек. Приветствуя сослуживцев, он сквозь зубы говорит «салам».

Пятеро асов из этого вооруженного до зубов спецподразделения в свое время были с треском уволены из рядов вооруженных сил и нелегалами укрылись от позора в Югославии. Им-то и предстоит выполнить секретную миссию – захватить и оборонять аэропорт Слатина в Приштине. Миссия практически невыполнима: интернациональная группа, которую и русской-то в прямом смысле этого слова трудно назвать - ингуш, татарин, белорус, узбечка, серб, албанец и пара русских, - дает себе полный отчет: дожить до рассвета и дождаться российских миротворцов, совершающих марш-бросок из Боснии в Приштину, вряд ли получится. Несмотря на профессионализм, силы неравны. Бандит – албанец решает отбить аэропорт, не считаясь с потерями.

Создатели фильма тактично подчеркивают: суть проблемы отнюдь не в национальном вопросе, вероисповедании или стремлении встать на русскую (или сербскую) сторону. Бесчеловечный монстр, который, не задумываясь, перерезает горло женщинам и детям в сербских селениях, может быть кем угодно. Чеченом, татарином, русским. Католиком, мусульманином, иудеем или христианином. Речь не об этих тонких и спорных материях – негодяи, звери и чудовища являются на свет вне зависимости от записи в метрике. Плохих национальностей нет – есть плохие люди! (Кстати, неслучайно с главарем банды в финале расправится его «кровник» - албанец, участковый полисмен). Крамольная экстремистская нетерпимость присутствует только в одной сцене – сцене убийства православного священника, который под дулом автомата отказывается произнести «нет бога кроме Аллаха».

«Балканский рубеж» предельно реалистично и пронзительно отражает ужасы войны, которая безжалостно и бесповоротно ломает людей. Войны, о которой сегодня на Западе стремятся не вспоминать. На съемках «Балканского рубежа» в Белграде побывала журналистка радио «Свобода», которая спросила у актера и сопродюсера фильма Милоша Биковича: «Зачем об этом снимать? Об этих бомбардировках все давным – давно забыли». Милош ответил ей: «Нет, не забыли. Мне было восемь лет, я слышал эти взрывы, я все помню. Люди, на которых впервые со времен Второй мировой войны летели бомбы, запоминают такие вещи на всю жизнь». И также не кажется случайным, что «Балканский рубеж» снимали в Сербии именно в тех местах, где в 1999 году проходили реальные столкновения.

Не забыли. Помним. И не дадим забыть! Репрессии в отношении сербского населения в Косово продолжаются.

В картине есть и весьма своеобразные актерские «изюминки», которые порадуют зрителя. Начальника участка косовской полиции играет Гойко Митич. 78-летний актер пребывает в прекрасной форме, а о его старых ролях в индейских истернах в фильме упоминается в виде шуток. Подчиненные Милича (Митича) за глаза говорят, что он еще совсем недавно «прыгал как Чингачгук». Органична и эпизодическая роль Эмира Кустурицы в роли бывалого белградского таксиста. Всемирно известный югославский режиссер признался: «Для меня участие в проекте «Балканский рубеж» - выражение моей любви к России, дань ее значимой роли в судьбе моей Родины. Мы с вами - братья, и этот фильм - об этом тоже».

И, конечно же, бесспорно хороша и убедительна Равшана Куркова, сыгравшая снайпершу – узбечку. Роль женщины на войне, ни на йоту не уступающей братьям по оружию, придала картине особую стальную пронзительность и достоверность.

Вывод: «Балканский рубеж» - антивоенный фильм, пропагандирующий веротерпимость и интернационализм. Быть может, пропагандистские нотки особенно сильны в финале, где русский миротворец весьма символично протягивает руку помощи сербам, которые встречают наши БТРы, как освободителей. Или прижимает к плечу маленькую девочку, подобно монументальному советскому воину в Трептов парке в Берлине.

«Да, возможно, кто-то скажет, что этот патриотизм – политический. Ну и пусть, - сказал в интервью «Известиям» Гоша Куценко. – Мы посвятили картину тем, кто работает и воюет за кадром, тем, о ком мы порой ничего не знаем. Нам бы хотелось, чтобы в кино восторжествовала правда. Русские не агрессоры, а миротворцы. Думаю, реакция в мире на этот фильм будет разной. У нас очень честное кино, мы не побоялись откровенно говорить на темы, о которых сегодня нарочито умалчивается».

«Балканский рубеж» дает надежду, что когда-нибудь мы увидим фильмы об осаде Славянска, трагедии в Одессе и освобождении Дебальцево.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
вчера, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

вчера, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров