«Эпохальные кадры» Смоленщины представили горожанам

Культура
«Эпохальные кадры» Смоленщины представили горожанам

«И была жизнь…» - под таким названием в Историческом музее открылась выставка ветеранов смоленской фотографии.

В экспозиции собраны 75 фотографий 36 известных авторов, стоявших у истоков развития фотографии на Смоленщине с 1960-х по 1990-е годы. Все работы ранее принимали участие в различных региональных выставках. Самый ранний из представленных снимков сделан в 1966 году.
- Здесь представлена только часть коллекции двух смоленских фотоклубов - «Смоленск» и «Миг». Еще много работ нужно довести до выставочного формата, ретушировать, документировать, чтобы эту коллекцию передать нашему музею-заповеднику на хранение. Мы сами не вечны, но фотографии и пленочные негативы останутся надолго, - поведал на открытии выставки председатель Смоленской областной организации Союза фотохудожников России Игорь Чернов.
До начала 1960-х годов подготовкой и проведением выставок в нашем регионе занималась смоленская журналистская организация. Однако в это время наблюдается всплеск массового интереса к художественной фотографии. На волне «оттепели» открылись возможности субъективного взгляда на повседневную жизнь в СССР. Появились перспективы участия в международных конкурсах. В 1967 году в Смоленске при фотомагазине «Зенит» собралась группа единомышленников, создавших первый фотоклуб. В 1968 году это творческое объединение возглавил известный фотокорреспондент «Рабочего пути» Айвар Лиепиньш. Сообщество приобрело официальный статус, а базой для сборов стал Дом актера. Его название менялось со варианте звучало как клуб фотоискусства «Смоленск».
Айвар Лиепиньш – значимая фигура в истории смоленской фотографии. Многие из представленных на выставке авторов считают его своим первым наставником. С августа 1964-го по февраль 1989 года Лиепиньш работал фотокором «Рабочего пути». С 1974 года заведовал в нашей газете отделом иллюстраций. Его работы демонстрировались на всесоюзных и международных выставках, печатались на страницах центральных газет, в журналах «Советское фото», «Работница», «Крестьянка», «Огонек». Лиепиньш - лауреат нескольких премий Союза журналистов СССР.
В 1978 году из-за творческих разногласий клуб «Смоленск» покинула группа наиболее радикально настроенных и свободолюбивых фотографов во главе с Валерием Ковалевым. Они создали новое творческое объединение под названием «Миг», первая выставка которого состоялась в 1979 году.
Фотоклуб «Миг» стал центром притяжения талантливой молодежи. Годы его становления связаны с активным развитием фотоискусства в СССР. Обмен коллекциями, общение с фотографами других регионов, участие в зарубежных выставках, доступность иностранных журналов и книг привлекли в художественную фотографию новых авторов, видевших в ней не только хобби, но и способ реализации творческого потенциала.
Валерий Ковалев - еще одна легендарная личность, чье имя неразрывно связано с развитием художественной фотографии на Смоленщине. Какое-то время он был внештатным сотрудником «Рабочего пути» и активно публиковался на страницах нашей газеты. Именно Ковалев являлся основателем Смоленской областной организации СФ России, став ее первым председателем.
Параллельно продолжал свою деятельность и фотоклуб «Смоленск» - последняя выставка его участников прошла в апреле 1991 года. Возможно, она подводила черту под клубной историей, потому что в конце этого же года была учреждена Смоленская областная организация Союза фотохудожников России. С этого момента выставки в нашем регионе проходят под ее эгидой.
- Нам хотелось на выставке передать дух того оптимистического времени. Сейчас его называют эпохой застоя, но на самом деле люди работали, творили, любили… Возможно, мы не верили в построение коммунизма, но верили в светлое будущее. Фотоклубы представляли собой собрание творческих людей, которые часто не соглашались друг с другом ни по одной позиции. Все были талантливые, и у каждого был свой собственный взгляд на мир. В жестких творческих спорах рождались таланты, - сказал Игорь Чернов.
Большинство из представленных на выставке авторов в той или иной степени сотрудничали с «Рабочим путем». Одни работали фотокорами: Александр Стукалов, Евгений Бурак, Сергей Губанов, Валерий Воробьев. Другие были внештатниками - Петр Мотовилов, Всеволод Жевнеров, Валерий Цыркунов, Анатолий Тимошенков.
Особый интерес посетителей вызовут старинные фотоаппараты и фотоаксессуары, произведенные в СССР, а также трофейная немецкая фототехника. Все материалы предоставлены из архива Смоленской областной организации Союза фотохудожников России.
- По инициативе Смоленской организации Союза фотохудожников мы затеяли очень большую и нужную работу - собрать под крышей музея наследие всех фотографов, которые работали на Смоленщине. И я думаю, что постепенно, разными способами, но мы эту задачу выполним. Я очень рада, что мы положили начало серии серьезных фотовыставок в стенах музея, и, надеюсь, в дальнейшем будем придерживаться такой высокой планки, - отметила на открытии выставки заместитель директора по науке Смоленского государственного музея-заповедника Тамара Орлова.

МНЕНИЕ
Анна Зимина:
- Всем известно, что слово «фотография» переводится как светопись, рисование светом. Это свет, который идет из сердца фотографа. Хотелось бы в настоящее время видеть больше того, что создано на нашей смоленской земле. При взгляде на эти снимки мы вполне можем ощутить, как раньше существовала фотография, как люди жили и живут сейчас. Это не то, что мы потеряли, это то, что мы имеем.

Фото автора.


Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
20 минут назад
В Смоленской области полным ходом идет подготовка к конкурсу...
сегодня, 21:14
Такой предстала перед смолянином территория озера Каспля.
сегодня, 20:06
21 апреля спасателям поступило сообщение о возгорании в г. ...
сегодня, 20:06
В воскресенье в Смоленске завершился 55-й всероссийский турн...

Опрос

Сколько вы можете продержаться на том, что откладываете на "черный день"?


   Ответили: 458