Смоленский «Жюль Верн»

Культура

На прошлой неделе исполнилось 135 лет со дня рождения писателя-фантаста Александра Беляева. Александр Романович прославился романами «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ»…

Но, прежде чем он их написал, Беляев прожил достаточно яркую жизнь в Смоленске. И не просто прожил - он здесь родился. Журналист «Рабочего пути» побывал на познавательной лекции в Историческом музее и составил минипутеводитель по «беляевским местам» Смоленска.

Одигитриевская церковь

Одигитриевский храм, в котором служил священником отец писателя, располагался на пересечении тогдашних Большой и Малой Одигитриевских улиц.

matFczqYfSg.jpg

«Отец Александра Романовича Беляева - «отец Роман», как все его тогда называли, был в нашем приходе, одном из двух центральных в городе, населенном смоленской интеллигенцией, - вспоминал ТроицкийТрясоруков. - Он был вполне культурный, достаточно образованный руководитель своего прихода. В личной и семейной жизни он мог служить примером образцового поведения главы прихода и главы своего семейства. В семье и доме у него во всем был благоразумный порядок и чистота. Сам всегда был безукоризненносвященнически одет, длинные волосы расчесаны, примаслены, говорил всегда негромко, ровно, спокойно, ходил и двигался с неизменным сознанием достоинства священнического сана. Как и у всех священников того времени, в доме у отца Романа было достаточно книг, газет и журналов, и музыка - рояль.

С приходом и властями отношения всегда были в высшей степени корректные. В храме он совершал все, что полагается. Говорил проповеди. В каждом доме своего прихода он, как повсюду требовалось, бывал по два раза в год - в Крещенский сочельник со святой водой и на Пасху с красным яичком. Кроме того, по приглашению бывал в домах, вел беседы и помогал разрешать все житейские и душевные затруднения своих пасомых».

К сожалению, церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В начале 1960-х годов ее остатки были окончательно снесены в ходе подготовки к празднованию 1100-летия Смоленска.

Улица Докучаева, 4

Cq3sGVLdfGA.jpg

На этом месте когда-то стоял дом, в котором жили Беляевы.

«Дом №4 был церковный, то есть принадлежал Одигитриевской церкви, участок был заселен причтом нашей церкви, - вспоминал сын церковного старосты Одигитриевской церкви Алексей Троицкий-Трясоруков. - На улицу выходил хороший, в пять окон, на высоком подклете дом, назначенный для священника. Участок заключался весьма живописным садом, спускавшимся по крутому склону в вершину оврага, идущего далеко к Собору и по пути образующего улицу «Козловская гора». В саду, конечно, были поэтические лавочки и беседка, как по всему Смоленску. И вот тут-то легко было по вечерам, особенно при луне, возноситься своими мечтами в самые отдаленные фантастические высоты и дали.

В семье отца Романа было всего пять человек: он сам, матушка, два сына - Василий и Александра и дочь-подросток. Но в этой небольшой потогдашнему семье пришлось в юные годы Александру пережить два страшных удара. Его брат Василий, уже оканчивающий семинарию, утонул в Днепре. Как это случилось, подробностей я не знаю. А девочка умерла лет восьми от внутренней какой-то болезни. Говорит, что заразилась паразитами от собаки, которую очень любила ласкать. Собаку я хорошо помню. Это был великолепный громадный пес с волнистой шерстью пепельного цвета. Вероятно, это был сенбернар. Тогда все увлекались этой, теперь почти забытой, породой. Смерть этой девочки - белокурой, хорошенькой и веселой - произвела страшное впечатление на весь наш приход. И, конечно, Александр Романович это страшное семейное горе носил в своей душе до конца своих, тоже не очень долгих, дней».

Лопатинский сад

xXZr0k7OFys.jpg

Осенью 1973 года «Рабочий путь» опубликовал заметку Сергея Яковлева «Первые полеты в Смоленске»: «В июле 1893 года читателей газеты «Смоленский вестник» взбудоражило сообщение: «На днях в Лопатинский сад приедет воздухоплаватель, который будет подниматься на воздушном шаре на высоту 1000 футов и с парашютом опускаться на землю». И действительно, вскоре в Смоленск приехал пионер русского воздухоплавания и парашютизма Станислав Маврикиевич Древницкий со своей двадцатилетней ученицей Яниной Мей.

Когда высота подъема шара достигла нескольких сотен метров, на глазах замершей толпы от него отделилась фигурка Янины Мей. Сразу за этим над падающей девушкой раскрылся зонт парашютиста. Она стала плавно спускаться и приземлилась, как пишет газета, «в одном из садов Свирской слободы». Доставленную в Лопатинский сад героиню бурно приветствовали восхищенные зрители».

Как говорят, среди присутствующих был маленький Саша Беляев, которого с тех пор охватило безудержное желание летать. Он пытался это делать - например, прыгал с крыши сарая с отцовским зонтиком в руках.

«Прыжок не прошел даром, - пишет дочь писателя Светлана Беляева. - Отец приземлился на пятки. В спине что-то хрустнуло. Несколько дней спина болела, но потом боль прошла, и он забыл об этом. Но впоследствии у отца развился туберкулез позвоночника, и он стал инвалидом».

Гнездовские курганы

«Самыми прекрасными были путешествия в древнее Гнездово, за несколько километров от Смоленска, - вспоминала подруга первой жены писателя Вера Былинская. - Туда ездили на ночь, ночевали на сеновале у крестьянина, с которым был знаком Александр Романович, и рано утром, часов в 4 - 5, вооруженные лопатами, выходили из деревни по направлению к курганам. Эти курганы были местом очень древних захоронений и находились под охраной Археологического общества.

Курганов было много, и многие из них представляли собой очень большие сооружения, разрывать их без особого разрешения было запрещено. Мы решались разрывать только самый маленький курганчик, в котором нельзя было рассчитывать найти что-либо интересное (украшения, оружие). Мужчины начинали копать, и когда доходили до серого слоя, что указывало на присутствие пепла, работа передавалась в женские руки. Мы с Аней раскапывали руками очень осторожно и находили обычно небольшой глиняный горшок. Он был совсем мягкий, и его нужно было сначала два часа сушить, чтобы он не сломался, на солнце, которое в это время поднималось довольно высоко. Один раз мы нашли какие-то костяные бусы и небольшой обрывок кольчуги. Эти маленькие трофеи Александр Романович сдавал в местный краеведческий музей (Тенишевой). Нам нравился процесс этих раскопок, и жаль было, что удалось организовать эти поездки только два раза за лето».

Дом №43а по улице Большая Советская

EcL_3IkabhA.jpg

В этом здании размещалась редакция газеты «Смоленский вестник», в которой работал Александр Беляев.

В 1906 году на страницах издания появилась его первая статья - «О Хлудовской фабрике (Рассказ рабочего)». Однако на ниве социальной журналистики он долго не задержался - больше писал о театральных и музыкальных премьерах. Заметки выходили под псевдонимом «-В-la-f-» или подписью «Б.». С 1910 по 1913 год Беляева взяли в штат газеты. В это время он писал театральные рецензии и путевые очерки о поездках по Европе. В 1913 - 1915 годах Беляев работал секретарем редакции газеты.

При подготовке текста использовалась книга В.И.Грибоедова "Смоленские годы Александра Беляева".








Загрузка комментариев...
Читайте также
16 минут назад
С 28 апреля начнется обслуживание сезонных пригородных межму...
53 минуты назад
ПАО «Дорогобуж» (входит в Группу «Акрон») произвело пробную ...
сегодня, 14:15
Это связано с ликвидацией пожара, возникшего из-за атаки бес...
56 минут назад

Список предоставили в СОГБУ «Смоленскавтодор».

Новости партнеров