Свет и тень смоленского мастера фотографии Айвара Лиепиньша

Культура

17 марта старейшей газете Смоленщины – «Рабочему пути» - исполнилось 102 года. Самое время вспомнить старых мастеров, «слонов» смоленской журналистики и фотоискусства!
19 июля 2019 года известному смоленскому фотохудожнику Айвару Лиепиньшу могло бы исполниться 85... Его жизнь трагически оборвалась более двух десятилетий назад.
Снимки Лиепиньша, штатного сотрудника газеты «Рабочий путь» (1964 – 1989 годы),  - это летопись Смоленщины. В областном архиве хранятся сотни негативов Мастера.
«Фотоработы Лиепиньша отличали высокое  профессиональное  мастерство,  острый психологизм, глубокое проникновение в тему», - отмечал близкий друг фотохудожника Виктор Крупенькин (главный редактор «РП» с 1997 по 2000 годы).
Айвар Германович – первый, кому удалось издать два высокохудожественных фотоальбома, посвященных Смоленску.

              «Повторить приемы Лиепиньша не смог никто…»

…Светлые, подстриженные под «косой боб – каре», набриолиненные волосы, лихо заброшенные назад. Тонкие черты лица. Про таких говорят: «Порода!..». Эффектный. Аристократичный. Похожий на европейца… Айвар Лиепиньш оставил после себя богатейшее наследие - тысячи метров пленки, отразивших в мельчайших подробностях и деталях жизнь советской эпохи.

Фотокамера Лиепиньша запечатлела Юрия Гагарина и его мать Анну Тимофеевну, маэстро Виктора Дубровского, памятники старины Смоленска и промышленные стройки века, сельские пейзажи. Он любил «щелкать на память» и простых жителей Смоленщины – стариков, молодежь... Не снимки – поэзия! Чего стоит портрет старушки на фоне цветущих вишен. Она словно забыла о прожитых годах и вся светится от внутренней тихой радости...

Андрей Завьялов, фотолюбитель и обозреватель «Рабочего пути»:

«Лиепиньш мастерски владел техниками «барельеф» и «соляризация» (эффект Сабатье), без фотошопа создавая очень яркие, контрастные снимки, наделяя ландшафт предельной жесткостью и четкостью. У него получалось весьма необычное, серебристое изображение. Айвар смело работал с черным цветом, в результате игры света и тени выходили удивительные портреты – казалось, глаза человека смотрят тебе прямо в душу…

Кстати, сам процесс изготовления соляризационного отпечатка весьма трудоемкий. Когда изображение начинает проявляться, фотограф извлекает снимок из проявителя и помещает его в лоток с водой где-то на десять секунд. Это замедляет процесс проявления.

Следующий шаг - повторная экспозиция снимка на свету, которая обычно длится где-то около двух секунд. Затем снимок вновь помещают назад в проявитель на оставшееся время проявки…

В результате недопроявленные участки рядом с уже проступившими темными начинают медленно возникать в негативе, картинка избавляется от полутонов и образовываются характерные белые тени. Фиксажная ванна и промывка. Все!

Казалось бы, разве трудно овладеть техникой, даже достаточно сложной? Однако повторить приемы Лиепиньша не мог никто. Ставили подсветку, но... Достичь желаемого эффекта не удавалось. А он не только студийные снимки выдавал, но и на натуре такие «финты» выделывал! А на природе, простите, искусственной подсветки быть не могло».

Действительно, не менее талантливые коллеги по смоленскому фотоцеху работали с Айваром Германовичем, применяя те же самые, известные в то время методики.

 «Многие фото Александр Стукалов печатал с «мокрым маскированием» (метод снижения контраста при печати), по этому признаку легко определить авторство, - так отзывается V.Motorin на портале pastvu.com о технике Лиепиньша. - То же делал и Айвар Лиепиньш, но он это делал, как мне кажется, более оправдано и разумно…».

                «Он открывал двери ногой…»

Рабочепутейцы не скрывали: как таковых, последователей у Айвара было очень мало. Единицы.

«Есть предположение, что он не хотел делиться секретами своего мастерства в полной мере, опасаясь конкуренции, - говорили те, кто знал его близко. - Его так за глаза и звали – «Всехдавишь». Характер у Лиепиньша был – не приведи Господь! Заносчивый, гордый, скандальный человек. Быть может, потому, что знали: Айвар Германович удостоился чести стать «личным фотографом» Ивана Ефимовича Клименко – одного из наиболее известных региональных партийных лидеров 1970–1980 годов, на протяжении семнадцати лет бессменно возглавлявшего Смоленский обком КПСС».

За время правления Клименко в шесть (!) раз вырос объем капитального строительства, в пять (!) раз увеличился промышленный потенциал региона. На территории Смоленской области были построены: домостроительный комбинат (1972 год), полиграфический комбинат (1975 год), Смоленская ГРЭС в поселке Озерном (1978 год), АЭС в Десногорске (в 1982 году пущен первый блок), Вяземский завод графитовых изделий (1983 год), и многие другие предприятия...

Ежегодно сдавалось около 800 (!) тысяч квадратных метров жилья, строились детские сады, школы, учреждения здравоохранения, открывались музеи, библиотеки, реставрировались памятники старины. Незадолго до ухода Ивана Клименко со своего поста исполнилась его заветная мечта: Смоленску было присвоено почетное звание «Город–герой» с вручением медали «Золотая Звезда».

«Мы с Айваром Германовичем все промышленные стройки Смоленщины объездили, - вспоминает водитель «РП» Анатолий Демченков.Видели, как поднимались сафоновские предприятия ЗАУ и завод пластмасс, Десногорская АЭС.

Помню, приехали в Десногорск, а там геодезисты в чистом поле разметку делают. Недели через две примчались продолжение репортажа делать, и глазам своим не поверили: на пустыре навалены горы земли, строительная техника землю роет! Какими темпами в те годы строительство шло!..

В 70-х широко применялась практика проведения ленинских «субботников» и «воскресников». И мы тоже выезжали на АЭС, чтобы задукоментировать для истории как первый секретарь обкома, Иван Ефимович Клименко личным примером десногорцев заряжает!

Я про Айвара могу только хорошее сказать.    

А как он с молодыми ребятами - Анатолием Егоровым, Толиком Тимошенковым в своем фотоклубе возился…

Мастер своего дела!»

…Завистников у Айвара Германовича и вправду было много. За его спиной шептались: «Ему все позволено. Открывает двери высокопоставленных лиц ногой, знает – Иван Ефимыч за него горой…».

Особое расположение Клименко, как это ни прискорбно, отложило негативный отпечаток на амбициозную, стремящуюся к творческому абсолюту личность Лиепиньша. Было дело – срывал редакционные задания. Его увольняли – восстанавливался по суду.

Однажды в фотолаборатории Лиепиньш повздорил с коллегой – Евгением Бураком. Не сошлись мужики в каком-то техническом вопросе, тут-то Айвар и дал товарищу по лицу…

Был и другой не совсем красивый эпизод. Коллега по цеху и Лиепиньш снимали футбольный матч - Айвар очень любил фотографировать спортивную динамику в кадре. Видать, помешал ему конкурент – заслонил спиной «картинку». Лиепиньш подошел сзади и с размаху впечатал ему ногой под зад.

С ним было лучше не спорить.

«Мастер фотографии – величайший! Таких больше нет, - не скрывает Андрей Завьялов. - Мы его уважали, но… старались обходить стороной».           

          Из истории смоленской фотографии

«В Клубе фотоискусства «Смоленск», руководимом Айваром Лиепиньшем, прошли школу мастерства едва ли не все смоленские фотохудожники и фотожурналисты старой школы - В. Ковалев, В.Кузьмин, Ф. Минеев, В. Исачкин, Б. Баринов, В.Боргулев, Ю. Галошин и многие другие, - вспоминает смоленский фотохудожник Алексей Лебедев. - А уж сколько авторов находились «под его творческим влиянием», и не сосчитать...

Это была школа мастерства, школа уважительного отношения к своему творчеству и к своему зрителю...».         

«Большую роль в развитии смоленских мастеров сыграла Прибалтийская школа фотохудожников – в то время одна из самых сильных и известных в СССР, - утверждает Игорь Чернов, председатель Смоленской областной организации Союза фотохудожников России. - Именно по инициативе Айвара Лиепиньша в 1968 году и был организован первый официальный фотоклуб в Смоленске. Мастер отличался сильным характером, упорством и принципиальным подходом к делу. Многие известные фотографы Смоленска прошли в его школу, и каждого он приучал к порядку и дисциплине, профессиональному подходу к фотографии. 

В 1975 году в Смоленске прошла первая областная фотовыставка членов фотоклуба Лиепиньша. Впервые для проведения фотовыставки использовался выставочный зал на улице Коненкова, впоследствии ставший постоянным местом демонстрации работ смоленских фотографов.
Как это нередко бывает в творческих коллективах, в фотоклубе наметился раскол, и часть его членов ушла/ Разделение фотохудожников было достаточно предсказуемым явлением.

Сам я близко с Лиепиньшем знаком не был. В смоленскую фотографию влился в 1980 году уже после раскола фотоклуба «Смоленск» (1978 год). Тогда клуб покинула группа наиболее радикально настроенных и свободолюбивых фотографов во главе с Валерием Ковалевым, создав свое объединение под названием «Творческая группа «Миг» (в этот фотоклуб я и пришел). Причина? Творческий стиль Лиепиньша молодым фотографам казался устаревшим, а работы излишне статичными и консервативными. Кроме того молодежь отталкивал авторитаризм Айвара...

…Надо представлять какое это было время – художественная фотография бурно развивалась, стали доступны зарубежные журналы и каталоги по фотографии, а на выходные можно было запросто смотаться в Ригу на международную фотовыставку!

Меня, правда, разногласия не касались, я ходил на встречи с Лиепиньшем и на выставки конкурентного клуба. Я видел большинство работ Айвара и слушал его рассказы о творческой кухне. Прошло немало лет с той поры и я, не то, чтобы кардинально изменил отношение к его творчеству, но уже не безапелляционен в суждениях. Устаревшая форма уже не так бросается в глаза, а в лучших его работах (особенно в портретах) чувствуется жизненная сила, люди на фотографиях думают и страдают, глаза живые, позы не вымученные. 
Стоит отметить, что свое отношение к фотографии как к большому искусству и непростому ремеслу Лиепиньш привил членам своего фотоклуба. И об этом мне не раз говорили мои друзья-фотографы, когда-то ушедшие от Айвара из-за творческих и личных разногласий».

Из воспоминаний скульптора Игоря Смоленского (Слободчикова): «Меня всегда удивляло, что, будучи прибалтом, Лиепиньш как мало кто, чтобы не сказать - как никто в Смоленске, - раскрывал жизнь и душу сугубо русской, старинной земли.

Помню, встретился с Айваром Лиепиньшем в Доме актера на персональной выставке его работ, приблизительно в начале 70-х годов.

Дело было под вечер…

Он сидел один и, наверное, ожидал вопросов от посетителей. Впервые подошел к нему, выразил искреннее восхищение его художественным видением, особенно подчеркнув проявленное в фотографии чувство Родины, родной земли, ее дыхания и значимости для осознания себя смолянином.

Разговорились.

Я поднял тему композиции кадра и вообще в искусстве. Айвар развернул тему и по-своему раскрыл интересующие меня тогда - студента ХГФ - вопросы. Конечно, уже не помнятся конкретно те его слова. Но смысл его краткого УЧЕНИЯ, наравне с наставлениями других моих Учителей запали глубоко и крепко в душу.

Ответы на вопросы относительно композиции в его фотоработах и явились для меня полезнейшим опытом - на всю жизнь».

                     Бремя страстей человеческих

Была у Айвара Германовича еще одна страсть – баня. Он по праву считался одним из самых лучших парильщиков Смоленска!

Александр Кухарков вспоминает: «Перепарить его не мог никто! С ним попариться – это была честь!.. Он оставался один – люди просто не выдерживали, вылетали из той парилки. На него было интересно даже посмотреть: он был очень сухой по телосложению, и когда выходил из парилки – светловолосый, белокожий, казалось – у него тело как географическая карта: вся в прожилках!..».

Говорят, он очень любил красивые вещи. Фотолаборатория Лиепиньша располагалась в подвале «сталинки», стоявшей в двух шагах от спуска, который вел к смоленскому планетарию. Не лаборатория - квартира! Ковры, предметы старины…

Он был скрытен. О личной жизни, семье никто ничего не знал.

Красота его и сгубила.

«Хоронить его пришлось нам с Виктором Крупенькиным, - вспоминает Анатолий Демченков. - Забирали тело из морга в субботу, 2 августа. На похоронах из редакции больше никого не было…».

             «Стойкий оловянный солдатик»

«...я случайно узнал об уходе Лиепиньша из жизни, - пишет Игорь Смоленский (Слободчиков). - Провожал его в последний путь. Мой венок, сплетенный накануне ночью, из ветвей ели и гроздей алой рябины, почему-то несли первым. И головки незамысловатых цветов  из моего букета клали под ноги несущих его...

С Владимиром Исачкиным и другими его учениками, признавшими и меня его учеником, мы прощались с прекрасным человеком, художником и гражданином города.

Беру в руки его альбомы «Смоленск», и «вижу» через проникновенные акварельные пейзажи те яркие и нежные годы студенчества, те дни в Смоленске, тех наставников. И в их числе – «стойкого оловянного солдатика» Айвара Лиепиньша, оставившего навсегда нам в своих фотографиях сердце Смоленска».

Поговаривали, что он трагически ушел из жизни из-за несчастной любви. Так ли это было на самом деле, можно только предполагать. Вынули Лиепиньша из петли спустя две недели после, того страшного дня, ставшего для него последним. 16 июля 1992 года.

Первыми пришли попрощаться с другом Виктор Крупенькин и Анатолий Демченков.

Похоронили Айвара Лиепиньша 2 августа 1992 года на Новом (Новодевичьем) кладбище в Смоленске.

                              Справка «РП»

Айвар Лиепиньш (19 июля 1934 года – 16 июля 1992 года) увлекся фотографиейв раннем детстве. Добившись высокого уровня профессионализма, сумел стать известным фотохудожником. Его работы демонстрировались на областных и региональных выставках, печатались на страницах центральных и местных газет, в журналах «Советское фото», «Работница», «Крестьянка», «Огонек» и другие.

Родился на хуторе Аматниеки Валмиерского района в Латвии. Окончил семилетку, ремесленное училище в городе Цесис. В 1950-1954 годах работал слесарем рижского завода «Саркана звайгзне». Одновременно занимался на вечернем отделении рижского индустриального политехнического техникума. В 1954 призван в Советскую Армию. Окончил полковую школу сержантского состава.

С августа 1964 по февраль 1989 года трудился в «Рабочем пути». С 1974 года заведовал отделом иллюстраций.

Участвовал в международных и союзных фотовыставках. Лиепиньш – лауреат нескольких премий Союза журналистов СССР. Его снимки использовались для иллюстраций произведений местных писателей и поэтов, работ смоленских краеведов-историков, при составлении различных буклетов, приуроченных к памятным датам и событиям. Айвар Германович Лиепиньш создал и долгие годы успешно руководил клубом фотоискусств «Смоленск».


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров