Что взвесит на "Весах" Гришковца смоленский режиссер и актер Игорь Голубев?

Культура

Евгению Гришковцу свойственно распутывать клубок эмоций и чувств, которые бурлят внутри нас. Распутать его и улыбнуться. В этом  есть его большое искусство, пробуждающее в человеке Человека.  Потому - то, как бы ни была сложна и запутанна наша жизнь, каждую ночь в приемном покое каждого родильного дома собирается компания подвыпивших мужчин и с нескрываемым волнением ожидает главного момента в своей судьбе.
«Мы ставим «Весы» Евгения Валерьевича на Большой сцене. Это очень сложно, потому что постановки по его пьесам камерные, глубоко интимные. Будем прорываться к зрителю сентиментальностью», - признался режиссер новой постановки драмтеатра Игорь Голубев.

- Само название спектакля глубоко символично. И оно вовсе не о знаках Зодиака – Евгений Гришковец не верит в гороскопы.

Однажды в одном интервью он признался, что «… родился в одном роддоме в один день с другим мальчиком. У нас разница была в полчаса. Потом мы жили в одном доме, а потом мы выросли и он убил четверых человек. Если кто-то мне скажет, что разница в полчаса может так повлиять на судьбы людей - я не поверю». Так о чем эта пьеса? И ваша постановка «Весы»?

- Я не знаю, о чем думает Гришковец. Я ставил спектакль «Его Донжуанский список», размышляя о женщине. «Весы» - о мужчине. Мужчина может быть сильным или слабым – неважно! Сам факт появления малыша на свет пробуждает в мужике мужчину. Поверьте, в любом случае! А потом уж как получится…

Среди моих знакомых я не видел ни одного человека, для которого рождение ребенка не стало бы серьезным событием в жизни. Переломным, знаковым! Момент, когда твоя супруга сообщает о беременности, – самое счастливое время для человека. Об этом только можно мечтать!

Говорят, что мужик «поучаствовал» вначале, взял на себя самый приятный момент процесса, а потом девять месяцев… гуляет. А я думаю, все наоборот! Женщина рожает физиологически, а мужчина… морально. Он тоже ждет, поэтому и… рожает! В каком-то смысле.

Захожу однажды в гримерку, а там - мой друг. Лежит пластом, весь зеленый. Спрашиваю у него: «Что с тобой?» - «Я рожаю». - «В каком смысле?» - «Не мешай мне!..».

«Я рожаю…». Эта фраза мне запомнилась навсегда. Ко мне пришло осознание: мужики тоже рожают, и для них это очень важно. Я понял, что они во время женских родов становятся невероятно сентиментальными… Нежными. Беззащитными. И я очень хочу это показать на сцене. Показать мужественность в слабости…    

- В «Весах» Гришковца, как и в любой другой его пьесе, каждый находит что-то свое. Что нашли для себя лично вы? Что будем взвешивать на ваших весах?

- Для женщины очень важно в самый интимный момент жизни ощущать любовь и заботу мужчины. Ведь ее главное предназначение – рождение ребенка, и ее «закодированность» на материнскую тему очень важна. В любом случае, отношение женщины к ребенку идет через мужчину. Иначе быть не должно!

Не помню кто, но в одной из программ кто-то очень умный заметил: «Выстраивая взаимоотношения в семье, многие женщины зацикливаются на детях и любят только их, а муж – побоку. Именно поэтому он начинает ходить на сторону, и семья рушится!»

Запал в душу ответ, который священник дал женщине: «Создайте семью, обеспечьте комфортом мужчину, и он никуда не денется. Будет к вам ласков, и детей станет любить…». Почему-то мне эти слова запомнились. Самое главное в женщине – быть любимой. Если у нее есть мужчина, она счастливая. Если его нет…

Об этом не будем.

- Когда Евгений Валерьевич писал свою пьесу, он, по его личному признанию, «усмехался, думая о том какие трудности и сложные для сценического воплощения задачи я придумываю для того человека, который будет ставить спектакль». С какими трудностями столкнулись вы?

- Да, есть такое дело! Я-то ведь и влюбился в его монологи после пьесы «Как я съел собаку»! Гришковец умеет вытаскивать из твоего нутра все чувства и переживания, о которых и не расскажешь особо. В традиционной пьесе есть сюжет. А в его монологах – живые переживания, которые, как мне кажется, немногим удается выразить. Это же со мной было!

Эта снежинка на варежке… Этот запах снега… Ощущение, когда выключили свет, а ты слышишь голоса: «Ангел спит, не надо его трогать…».

Именно поэтому я решил оставить в не столько смешных, сколько сентиментальных «Весах» «гришковцовские» монологи.

В спектакле будут зонги - наложим на музыку текст Евгения Валерьевича. Будет действие и игра, но авторским монологам все равно уделим особое внимание: актерам предстоит работать, обращаясь к зрителю (и общаясь с ним!).

Мне сказали: «Нельзя так делать, это неправильно!». Я не профессиональный режиссер, и не учился режиссуре, но я убежден: Евгения Гришковца нужно ставить в его жанре. Таким, какой он есть. Только так его переживания дойдут до зрителя. Это сложно! Надеюсь, у нас все получится.   

- Евгений Гришковец не только написал эту пьесу, но и сам поставил ее на сцене МХТ имени Чехова в марте 2017 года. Теперь и вы над ней работаете. Нет ли здесь соревновательного элемента? Здоровой режиссерской конкуренции, желания в чем-то превзойти автора?   

- Да нет никакой «соревновательности»! Я обожаю Гришковца и, если бы он пришел на премьеру, был бы только рад. Куда мне до него?..     

- Те, кто прочел «Весы», в один голос заявляют, что «у автора есть несомненный дар видеть человека изнутри». Кому адресован спектакль, который строите вы?

- Всем! В нем есть взаимоотношения друзей! Взаимоотношения зятя с тещей, матери с дочерью, мужа с женой, отца с дочерью и сыном – есть! Люди найдут в постановке все, что их волнует, тревожит, интересует. Да чего только в этих «Весах» нет!

- В текстах Евгения Гришковца давно заложен добрый фундамент смыслов говорить «просто о сложном». Как вы считаете, лично у вас получается вести на сцене разговор «от простого к сложному»?

- Я бы хотел, чтобы так получилось, и стремлюсь к этому.

- По мнению Гришковца, «человек, ждущий своего ребенка в роддоме, не может быть плохим». А что думаете по этому поводу вы?

- Согласен полностью! Не знал, что Евгений Валерьевич это сказал, но именно такие слова я говорил своим ребятам на площадке. Костя Юхневич обожает Гришковца и, узнав о распределении ролей, признался, что хорошо знает эту пьесу и очень хочет сыграть Алексея. Я поначалу не видел его Алексеем, но Костя меня убедил.

Самое главное, что каждый герой пьесы – добрый. Да все люди добрые! Если не относиться друг к другу по-христиански, ничего хорошего не получится. Даже в злодее нужно находить человека, что-то хорошее в нем искать! Поэтому я хочу, чтобы у меня в постановке все добрые были. В самых негативных проявлениях своих героев я понимаю, что они такие от слабости, от страха, от трусости. Не знаю почему, но человек совершает плохие поступки не потому, что он плохой, а потому, что иногда в нем плохое берет верх. Я надеюсь, что он сам по себе не такой.

- А почему вы Эдуарда решили сыграть?

- Да, сказал: «Никому не отдам!» Понравился он мне. Почему-то мне показалось – есть, что играть. Объясню, почему. Ты стареешь, режиссеры меняются, войтулевичей нет, и в тебе тоже чего-то… уже нет. Хочешь Ромео сыграть, а в тебе Ромео уже не видят. Что поделаешь, возраст! И Гамлет уже не по плечу, и страсти его тебя уже не взвинчивают и не пронзают, как раньше.

Время ушло.

Увы, но амплуа привязывается к человеку, и тебе дают одинаковые роли в трех-четырех спектаклях. Тексты разные, а образы те же самые. А мне хочется сыграть что-то другое…

А тут – бац, и повезло. Я – режиссер «Весов», значит, у меня появилась возможность блата. Как актер, я могу договориться с режиссером. Сам с собой! Сложно, конечно, бывает: ты себя не видишь со стороны и можешь наломать дров. Ребята помогают! Я слушаю актеров - им видней, пытаюсь их рекомендации учитывать.

- Все женские роли в спектакле, - а их там три, - играет одна актриса, Ирина Голованова. Ведь это же наверняка не случайно, и возможно, метафорично?

- Метафорично? Не знаю…

Изначально в контракте к пьесе Евгения Гришковца было требование: женскую роль должна играть одна актриса. Потом он это требование отменил. У автора есть и другие условия: спектакль играть без антракта. А жаль! Для смоленского зрителя нужен антракт, он устает.

Женщина для психологического «мужского» спектакля важна, не спорю. В спектакле три очень ярких, шикарных образа, но… роли такие маленькие!

Я понимаю, что молодая актриса с ролью не справится, нужно брать опытную. А разве прилично пригласить трех опытных актрис и дать им махонькие «ролюшки»?!

Не по-мужски как-то.

К тому же, мужчины бывают разными – слабыми и сильными, и т.д., и т.п. У женщины гораздо больше образов. Основные образы - Мать, Богиня, которая продолжает жизнь, а мы перед ней преклоняемся. Какой-то «пчелиный» вариант у нас получился. Женщина – «пчелиная матка», а вокруг нее вращаются мужики!..

Ирина Голованова хорошо справляется с ролью - мне нравится, как она играет во всех трех ипостасях. Воплотить на сцене три разные роли за один спектакль – это большой опыт и профессиональное мастерство.

- На вашем режиссерском «Весы» - уже второй спектакль. Первым был «Его донжуанский список». Почему вы пошли в режиссуру? Заматерели?..

- Да не шел я в режиссуру! От пьесы плясал. У меня нет амбиций, не подумайте, что я рвусь на сцену и непременно что-то хочу поставить. Чтобы быть настоящим режиссером, нужно быть Барковским и Войтулевичем.

Для этого необходимо учиться – раз! Театр – сложная вещь, и я это понял. Во - вторых, уметь быть репертуарным режиссером, который делает как минимум два спектакля в год. И, самое главное, знает, ЧТО ставить.

Прошло время, и мне по разным причинам не нравится множество пьес: многие переиграл их, другие - пересмотрел. Действую по принципу: нравится, или - нет. Гришковец и его пьеса «Весы» мне понравились, и я захотел в ней сыграть своего Эдуарда. И только когда понял, КАК поставить этот спектакль, пошел сам с собой договариваться.

Я не хотел Эдика никому отдавать. Сыграю плохо или хорошо, но буду я! Мое право - я режиссер. Назначил распределение –точка!    

- Зрители очень любят драматургию Евгения Гришковца и нетерпением ждут спектакли, поставленные по его пьесам. Каждая новая его постановка, как говорит сам Евгений Валерьевич, «забирает кассу у старых». Будет ли судьба ваших «Весов» успешна?

- Смоленский зритель обожает Гришковца - всегда полный зал! Есть, правда, один нюанс: людям нравятся пьесы Гришковца в исполнении самого Гришковца. А в интерпретации другого режиссера и других актеров – еще не факт. Как-то раз смотрел в «Балтийском доме» постановку по его пьесе. Должен был играть Гришковец, на сцену вышел другой актер, и мне не понравилось. То ли тема до меня не дошла, или потому что другой человек его словами говорил...

Когда на сцене Гришковец, это здорово! Он действительно собирает хорошую кассу. Вот и я хотел пойти по проверенному и проторенному пути: крупно написать на афише «Евгений Гришковец», поменьше – «Весы», а себя обозначить совсем маленькими буковками. А у нас все наоборот сделали. Будет ли судьба моих «Весов» успешной, посмотрим!       

- Какое качество Вы больше всего уважаете в мужчине?

- В мужчине я уважаю мужчину, который в нужный момент берет ответственность на себя. Жизнь на каждом шагу - неважно, пошел ты направо, или налево, - доказывает, мужчина ты, или нет.

Я сам себя очень часто ловлю на том, что в какой-то ситуации поступил неправильно. Может быть, этого никто не заметил, но я - то знаю и стыжусь потом… Срабатывают те же самые Весы - знаки Зодиака, в которые, как Вы сказали, не верит Евгений Валерьевич! Мне свойственна двойственность, потому что я Близнец по гороскопу. Что Близнецы, что Весы, - эти знаки вовсю колбасит вправо и влево. Весы колеблются в нерешительности, а Близнецы тянут друг друга в разные стороны.

В «Весах» Гришковца образы не колышутся вправо-влево. Они уже сформировались.

- Чего, по вашему мнению, остро не хватает нашим современникам – мужчинам?

- «Мужчинности»! Мужественность, она же в нежности проявляется! В отношении к женщине и ребенку. Кстати, я знаю лучше женщин, а не мужчин. На ваш вопрос лучше меня ответит женщина. Спросите у нее!..

Премьера спектакля «Весы» состоится 27 марта.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
29 минут назад
Более 3,5 тысячи активистов «Единой России», МГЕР и «Волонте...
сегодня, 12:16
Законопроект рассматривался на заседании комитета Смоленской...
сегодня, 11:40
Недавно «Рабочий путь» поднял проблему, сложившуюся вокруг в...
сегодня, 11:13
Возрастающий спрос на отдых и оздоровление превратил туризм ...
Новости партнеров