Мелодия любви, или «Русский ответ Джеймсу Бонду»

Культура

Микаэл Таривердиев однажды записал в мемуарах: «У меня было много женщин. Осталась одна…» «Осталась одна» - это Вера Таривердиева, последняя жена композитора. Создателя мелодий к известным советским фильмам нет уже больше 20 лет. Все эти годы Вера Таривердиева продолжает его музыкальное дело: выпускает диски, организует конкурсы… В прошлые выходные она приехала в Смоленск, чтобы провести в филармонии концерт «Мгновения весны Микаэла Таривердиева».

«Таривердиев - человек модный»

- Для многих ваш муж - прежде всего композитор фильмов «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!»…
- Да. Хотя на самом деле он автор более 100 романсов, четырех опер, двух балетов и органной музыки. Когда органистам за рубежом говоришь, что Микаэл Леонович - автор 134 саундтреков, они удивляются: «Ка-а-ак? Таривердиев? Органный композитор?»
- Как начался роман Таривердиева с кино?
- Режиссер Сергей Соловьев однажды сказал: «Таривердиев - человек модный, а кино - это главная мода ХХ века». Он был студентом 4-го курса института имени Гнесиных, когда к нему пришли три человека - учащиеся ВГИКа. Они искали композитора для своей курсовой работы. Это были Эдуард Абалов, Михаил Калик и Эльдар Шенгелая. Вместе они сняли учебный фильм, в котором участвовала, кстати, Людмила Гурченко. Уже тогда она была звездой.
Единственный человек, который не отказался делать с ними кино, был Таривердиев. Он тут же стал очень популярным в кинематографических кругах. Более того, когда он окончил институт Гнесиных, его пригласили читать лекции во ВГИК. Представьте, 1958 год. Кино уже имело свою историю, но еще не имело своей поэтики. И вот в этом русле Таривердиев начал работать. Поэтому его знали Тарковский, Климов и даже Лиознова. И он первым пришел ей в голову, когда снимались «Семнадцать мгновений весны».
Таривердиев стал первым композитором, который обратился к поэзии Цветаевой. Это было в 1967-м, ее тогда еще не печатали. Он писал музыку на стихи Маяковского, Пастернака, Ахмадулиной, Евтушенко…
Микаэл Леонович жил в этом параллельном мире кино. Какую-то музыку сочинял прямо на съемках. Потом он стал дистанцироваться: последние 13 лет работал только в своей студии. По поводу кино у него было одно страдание: он боялся остаться композитором одного фильма - «Семнадцать мгновений весны».
- Многие сейчас вспоминают, что с режиссером Татьяной Лиозновой было непросто работать. А что говорил по этому поводу сам Микаэл Леонович?
- В последнее время возникло столько легенд, они появились непонятно откуда… Начинают высказываться люди, которые не имели к этому почти никакого отношения.
Всю историю знали только режиссер Татьяна Лиознова, сценарист Юлиан Семенов и композитор Микаэл Таривердиев, которые участвовали в съемках «от» и «до». Микаэл Леонович начинал сотрудничать с Лиозновой с огромным удовольствием. Но согласился не сразу, потому что здорово наработался перед этим над «Судьбой резидента». В конце концов и для «Семнадцати мгновений весны» он нашел свою тему…
Да, проблемы были. Вроде бы Лиознова претендовала на то, чтобы быть сценаристом, а ее не поддержали ни Семенов, ни Таривердиев. Остались какие-то обиды… Но, в принципе, они прекрасно совместно работали. Об этом свидетельствует неумирающая популярность этого фильма.
- Это правда, что Эльдар Рязанов сначала не знал, что автор одной из мелодий к «Иронии судьбы, или С легким паром!» - Таривердиев?
- Это факт. Микаэл Леонович часто ездил отдыхать в Сухуми, написал там много музыки. А в 1974 году он очутился в Доме творчества кинематографистов в Пицунде. Учил там Эльдара Александровича, как и многих других, кататься на водных лыжах. Рязанов был единственный, кого он на эти лыжи не поставил, потому что режиссеру мешал вес и он моментально погружался под воду.
Однажды Микаэл Леонович проходил мимо столовой и увидел Рязанова, окруженного людьми. Эльдар Александрович был человеком, вокруг которого всегда собирается народ...
В тот раз Рязанов рассказывал про свой новый проект, который собирается снимать - то есть про «Иронию судьбы». «Там будет много музыки. Хочу вот одну песню взять. Жаль, что она народная». И он стал напевать: «На Тихорецкую состав отправится...» А эту мелодию написал Таривердиев для хора в опере «Кто ты?». В свое время ее подхватил Высоцкий, пел в своих концертах...
Так вот, это услышал Таривердиев, который по иронии судьбы проходил мимо, и сказал: «Элик! Какого черта? Я - автор этой музыки».

«Запомни, жуку так же больно…»

- Вы впервые в Смоленске?
- Да. Я в абсолютном восхищении. Въезжаешь и сразу удивляешься: как у вас сохранилась старинная архитектура? Как она здесь живет?
- Бывал ли тут ваш муж?
- Наверняка, он много гастролировал. Правда, в последний год от этого отказался.
- Были ли у него особые города?
- Микаэл Леонович - человек, родившийся в Тбилиси. При этом появившийся на свет в армянской семье. Когда мне надо что-то сказать об армянах, я вспоминаю, что они - те самые люди, которых вырезали во время Османской империи, а они спасали детей и… книги. Все. Про них можно больше ничего не говорить.
Всю свою профессиональную жизнь Микаэл Леонович провел в Москве и Сочи. Сочи - это место его ухода... Город моря, без которого он не мог жить. Город кинофестиваля «Кинотавр», на который невозможно было не ездить. Я вот езжу уже который год… Без него. Но вручаю премию его имени. А Тбилиси - город детства Таривердиева, атмосфера артистизма, грузинского многоголосия, первых впечатлений… Его там помнят и любят.
В 2016 году Таривердиеву исполнилось бы 85 лет. Отмечали в Тбилисском театре оперы и балета им. Палиашвили. Это я настояла: на этой сцене у Микаэла Леоновича был дебют в 17 лет. Так вот, зал на концерте был забит битком…
- Когда я читала о детстве Таривердиева, мне показалось, что его достаточно жестко воспитывали…
- «Жестко» - все-таки не то слово, нужно другое. Мама, Сато Григорьевна, его просто обожала. Он был смыслом ее жизни. Тем пронзительнее история с жуком, которую вы, скорее всего, читали. Сато Григорьевна шла по двору, а ее пятилетний сын с другом поджаривали жука. Спичками поджигали, чтобы посмотреть, что будет... Она засунула палец любимого сына в огонь и сказала: «Запомни, жуку так же больно…». С этой прививкой от мамы он прожил всю жизнь. Поэтому у него такая пронзительная музыка.
- Он был принципиальным человеком?
- В 1961 году вышел фильм Михаила Калика с музыкой Таривердиева «Человек идет за солнцем». Их с большой делегацией пригласили на фестиваль в Париж. В группу входили Евгений Евстигнеев, Михаил Калик, Микаэл Таривердиев и Иван Пырьев, который возглавлял делегацию. Накануне вылета собрали их у гостиницы «Метрополь», выдали всем паспорта и билеты. Всем, кроме Калика. Потому что он четыре с половиной года провел в сталинских лагерях. Таривердиев лететь без него отказался. Композитора предупреждали: «Поезжай, иначе будут неприятности». А он не слушал. Его уговаривал сам Калик. Но он все равно не поехал. После этого Таривердиев 12 лет был «невыездным».

«Минеральный директор»

- Вера Гориславовна, несколько лет назад вы стали директором кафедрального собора в Калининграде… Говорят, отказались от зарплаты. А какова была мотивация занять такую должность?
- Меня заставили это сделать. В Калининграде проходит конкурс органистов имени Таривердиева. Это проект всей моей жизни. Я им занимаюсь с 1999 года. Уже 20 лет будет… И вот два года назад в кафедральном соборе сложилась аховая ситуация, под угрозой был самый большой орган в России (162 регистра)… Меня начали уговаривать возглавить собор. Выбора не было. Мне не дали бы заниматься конкурсом.
- То есть это была вынужденная мера?
- Да! Я и в страшном сне не могла себе этого представить. Знаете, когда слышу слово «директор» в отношении меня, хочется спрятаться под стол. У меня даже есть прозвище - «Минеральный директор».
Место там, конечно, потрясающее. Кафедральный собор стоит на острове Канта. Там, где похоронен философ. Так что это совершенно мистическая точка. Собор как волшебный, и Кант таинственным образом участвует во всех процессах…
- Говорят, что вы составили завещание, по которому ваша квартира будет превращена в музей…
- Собственно, она и сейчас как музей. Хотя официально еще не функционирует как учреждение. Да, это правда.
- Что послужило толчком?
- Я обожаю наш дом. И не хочу, чтобы он был разрушен.
Через стенку у нас жила звездная пара - актриса Джемма Фирсова (Катиш в «Войне и мире», Лилиан в «Алых парусах») и кинооператор Владислав Микоша, лауреат семи Сталинских и прочих премий. Владислав Владиславович - лучший оператор Второй мировой войны, он всегда снимал с плеча... Когда он прилетел в Нью-Йорк в 1960-е годы, Чарли Чаплин пригласил его в гости.
Так вот, у них была уникальная квартира со своим уникальным миром. В свое время мы мечтали с Джеммой, что сделаем общий музей. Но умер Микоша. У них была такая же разница в возрасте, как у нас с Микаэлом Леоновичем. Джемма осталась. Она была полна сил, много чего организовывала. Но умерла мгновенно, не успев написать завещание. И их квартиру разрушили, а заодно и тот уникальный мир, в котором жил лучший фронтовой оператор со своей женой невероятной красоты - Эрнст Неизвестный лепил с нее Анну Франк! Портреты Джеммы висели по периметру всей гостиной… А с новым хозяином все было выметено. Я не хочу, чтобы такое произошло с нашим домом и с нашим миром.
- Вы довольны судьбой творческого наследия Микаэла Таривердиева?
- Его музыка звучит - это главное. В сентябре в Лондоне мы два дня подряд показывали фильм «Семнадцать мгновений весны» - все 12 серий. Это было приурочено к выходу седьмого нового винила и компакт-диска. Британцы были сражены. На следующий день вышла газета The Guardian с таким заголовком: «Русский ответ Джеймсу Бонду. Стал бы Путин президентом, если бы он не любил этот фильм».
В 2016 году большие фестивали музыки Таривердиева прошли в Нью-Йорке, Тбилиси, Ереване, Париже и Уфе. В Башкирии в тысячном зале все билеты были проданы за месяц до концерта. Люди, привыкшие ходить в Уфе на концерты, приходили и думали, что купят билет, но их не было... И даже подавали жалобы прокурору. Так вот, я хочу, чтобы жалобы прокурору подавались только по этому поводу.
- Вы как-то сказали о том, что иногда музыку Таривердиев слышал во сне… А вам он снится?
- Редко. Только тогда, когда хочет о чем-то предупредить. Такое случалось два-три раза, и после этого в моей жизни что-то происходило. Я понимала: это - предупреждение.

Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
30 минут назад
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
37 минут назад
сегодня, 20:16
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
Новости партнеров