Мелодия любви, или «Русский ответ Джеймсу Бонду»

Культура
Мелодия любви, или «Русский ответ Джеймсу Бонду»

Микаэл Таривердиев однажды записал в мемуарах: «У меня было много женщин. Осталась одна…» «Осталась одна» - это Вера Таривердиева, последняя жена композитора. Создателя мелодий к известным советским фильмам нет уже больше 20 лет. Все эти годы Вера Таривердиева продолжает его музыкальное дело: выпускает диски, организует конкурсы… В прошлые выходные она приехала в Смоленск, чтобы провести в филармонии концерт «Мгновения весны Микаэла Таривердиева».

«Таривердиев - человек модный»

- Для многих ваш муж - прежде всего композитор фильмов «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!»…
- Да. Хотя на самом деле он автор более 100 романсов, четырех опер, двух балетов и органной музыки. Когда органистам за рубежом говоришь, что Микаэл Леонович - автор 134 саундтреков, они удивляются: «Ка-а-ак? Таривердиев? Органный композитор?»
- Как начался роман Таривердиева с кино?
- Режиссер Сергей Соловьев однажды сказал: «Таривердиев - человек модный, а кино - это главная мода ХХ века». Он был студентом 4-го курса института имени Гнесиных, когда к нему пришли три человека - учащиеся ВГИКа. Они искали композитора для своей курсовой работы. Это были Эдуард Абалов, Михаил Калик и Эльдар Шенгелая. Вместе они сняли учебный фильм, в котором участвовала, кстати, Людмила Гурченко. Уже тогда она была звездой.
Единственный человек, который не отказался делать с ними кино, был Таривердиев. Он тут же стал очень популярным в кинематографических кругах. Более того, когда он окончил институт Гнесиных, его пригласили читать лекции во ВГИК. Представьте, 1958 год. Кино уже имело свою историю, но еще не имело своей поэтики. И вот в этом русле Таривердиев начал работать. Поэтому его знали Тарковский, Климов и даже Лиознова. И он первым пришел ей в голову, когда снимались «Семнадцать мгновений весны».
Таривердиев стал первым композитором, который обратился к поэзии Цветаевой. Это было в 1967-м, ее тогда еще не печатали. Он писал музыку на стихи Маяковского, Пастернака, Ахмадулиной, Евтушенко…
Микаэл Леонович жил в этом параллельном мире кино. Какую-то музыку сочинял прямо на съемках. Потом он стал дистанцироваться: последние 13 лет работал только в своей студии. По поводу кино у него было одно страдание: он боялся остаться композитором одного фильма - «Семнадцать мгновений весны».
- Многие сейчас вспоминают, что с режиссером Татьяной Лиозновой было непросто работать. А что говорил по этому поводу сам Микаэл Леонович?
- В последнее время возникло столько легенд, они появились непонятно откуда… Начинают высказываться люди, которые не имели к этому почти никакого отношения.
Всю историю знали только режиссер Татьяна Лиознова, сценарист Юлиан Семенов и композитор Микаэл Таривердиев, которые участвовали в съемках «от» и «до». Микаэл Леонович начинал сотрудничать с Лиозновой с огромным удовольствием. Но согласился не сразу, потому что здорово наработался перед этим над «Судьбой резидента». В конце концов и для «Семнадцати мгновений весны» он нашел свою тему…
Да, проблемы были. Вроде бы Лиознова претендовала на то, чтобы быть сценаристом, а ее не поддержали ни Семенов, ни Таривердиев. Остались какие-то обиды… Но, в принципе, они прекрасно совместно работали. Об этом свидетельствует неумирающая популярность этого фильма.
- Это правда, что Эльдар Рязанов сначала не знал, что автор одной из мелодий к «Иронии судьбы, или С легким паром!» - Таривердиев?
- Это факт. Микаэл Леонович часто ездил отдыхать в Сухуми, написал там много музыки. А в 1974 году он очутился в Доме творчества кинематографистов в Пицунде. Учил там Эльдара Александровича, как и многих других, кататься на водных лыжах. Рязанов был единственный, кого он на эти лыжи не поставил, потому что режиссеру мешал вес и он моментально погружался под воду.
Однажды Микаэл Леонович проходил мимо столовой и увидел Рязанова, окруженного людьми. Эльдар Александрович был человеком, вокруг которого всегда собирается народ...
В тот раз Рязанов рассказывал про свой новый проект, который собирается снимать - то есть про «Иронию судьбы». «Там будет много музыки. Хочу вот одну песню взять. Жаль, что она народная». И он стал напевать: «На Тихорецкую состав отправится...» А эту мелодию написал Таривердиев для хора в опере «Кто ты?». В свое время ее подхватил Высоцкий, пел в своих концертах...
Так вот, это услышал Таривердиев, который по иронии судьбы проходил мимо, и сказал: «Элик! Какого черта? Я - автор этой музыки».

«Запомни, жуку так же больно…»

- Вы впервые в Смоленске?
- Да. Я в абсолютном восхищении. Въезжаешь и сразу удивляешься: как у вас сохранилась старинная архитектура? Как она здесь живет?
- Бывал ли тут ваш муж?
- Наверняка, он много гастролировал. Правда, в последний год от этого отказался.
- Были ли у него особые города?
- Микаэл Леонович - человек, родившийся в Тбилиси. При этом появившийся на свет в армянской семье. Когда мне надо что-то сказать об армянах, я вспоминаю, что они - те самые люди, которых вырезали во время Османской империи, а они спасали детей и… книги. Все. Про них можно больше ничего не говорить.
Всю свою профессиональную жизнь Микаэл Леонович провел в Москве и Сочи. Сочи - это место его ухода... Город моря, без которого он не мог жить. Город кинофестиваля «Кинотавр», на который невозможно было не ездить. Я вот езжу уже который год… Без него. Но вручаю премию его имени. А Тбилиси - город детства Таривердиева, атмосфера артистизма, грузинского многоголосия, первых впечатлений… Его там помнят и любят.
В 2016 году Таривердиеву исполнилось бы 85 лет. Отмечали в Тбилисском театре оперы и балета им. Палиашвили. Это я настояла: на этой сцене у Микаэла Леоновича был дебют в 17 лет. Так вот, зал на концерте был забит битком…
- Когда я читала о детстве Таривердиева, мне показалось, что его достаточно жестко воспитывали…
- «Жестко» - все-таки не то слово, нужно другое. Мама, Сато Григорьевна, его просто обожала. Он был смыслом ее жизни. Тем пронзительнее история с жуком, которую вы, скорее всего, читали. Сато Григорьевна шла по двору, а ее пятилетний сын с другом поджаривали жука. Спичками поджигали, чтобы посмотреть, что будет... Она засунула палец любимого сына в огонь и сказала: «Запомни, жуку так же больно…». С этой прививкой от мамы он прожил всю жизнь. Поэтому у него такая пронзительная музыка.
- Он был принципиальным человеком?
- В 1961 году вышел фильм Михаила Калика с музыкой Таривердиева «Человек идет за солнцем». Их с большой делегацией пригласили на фестиваль в Париж. В группу входили Евгений Евстигнеев, Михаил Калик, Микаэл Таривердиев и Иван Пырьев, который возглавлял делегацию. Накануне вылета собрали их у гостиницы «Метрополь», выдали всем паспорта и билеты. Всем, кроме Калика. Потому что он четыре с половиной года провел в сталинских лагерях. Таривердиев лететь без него отказался. Композитора предупреждали: «Поезжай, иначе будут неприятности». А он не слушал. Его уговаривал сам Калик. Но он все равно не поехал. После этого Таривердиев 12 лет был «невыездным».

«Минеральный директор»

- Вера Гориславовна, несколько лет назад вы стали директором кафедрального собора в Калининграде… Говорят, отказались от зарплаты. А какова была мотивация занять такую должность?
- Меня заставили это сделать. В Калининграде проходит конкурс органистов имени Таривердиева. Это проект всей моей жизни. Я им занимаюсь с 1999 года. Уже 20 лет будет… И вот два года назад в кафедральном соборе сложилась аховая ситуация, под угрозой был самый большой орган в России (162 регистра)… Меня начали уговаривать возглавить собор. Выбора не было. Мне не дали бы заниматься конкурсом.
- То есть это была вынужденная мера?
- Да! Я и в страшном сне не могла себе этого представить. Знаете, когда слышу слово «директор» в отношении меня, хочется спрятаться под стол. У меня даже есть прозвище - «Минеральный директор».
Место там, конечно, потрясающее. Кафедральный собор стоит на острове Канта. Там, где похоронен философ. Так что это совершенно мистическая точка. Собор как волшебный, и Кант таинственным образом участвует во всех процессах…
- Говорят, что вы составили завещание, по которому ваша квартира будет превращена в музей…
- Собственно, она и сейчас как музей. Хотя официально еще не функционирует как учреждение. Да, это правда.
- Что послужило толчком?
- Я обожаю наш дом. И не хочу, чтобы он был разрушен.
Через стенку у нас жила звездная пара - актриса Джемма Фирсова (Катиш в «Войне и мире», Лилиан в «Алых парусах») и кинооператор Владислав Микоша, лауреат семи Сталинских и прочих премий. Владислав Владиславович - лучший оператор Второй мировой войны, он всегда снимал с плеча... Когда он прилетел в Нью-Йорк в 1960-е годы, Чарли Чаплин пригласил его в гости.
Так вот, у них была уникальная квартира со своим уникальным миром. В свое время мы мечтали с Джеммой, что сделаем общий музей. Но умер Микоша. У них была такая же разница в возрасте, как у нас с Микаэлом Леоновичем. Джемма осталась. Она была полна сил, много чего организовывала. Но умерла мгновенно, не успев написать завещание. И их квартиру разрушили, а заодно и тот уникальный мир, в котором жил лучший фронтовой оператор со своей женой невероятной красоты - Эрнст Неизвестный лепил с нее Анну Франк! Портреты Джеммы висели по периметру всей гостиной… А с новым хозяином все было выметено. Я не хочу, чтобы такое произошло с нашим домом и с нашим миром.
- Вы довольны судьбой творческого наследия Микаэла Таривердиева?
- Его музыка звучит - это главное. В сентябре в Лондоне мы два дня подряд показывали фильм «Семнадцать мгновений весны» - все 12 серий. Это было приурочено к выходу седьмого нового винила и компакт-диска. Британцы были сражены. На следующий день вышла газета The Guardian с таким заголовком: «Русский ответ Джеймсу Бонду. Стал бы Путин президентом, если бы он не любил этот фильм».
В 2016 году большие фестивали музыки Таривердиева прошли в Нью-Йорке, Тбилиси, Ереване, Париже и Уфе. В Башкирии в тысячном зале все билеты были проданы за месяц до концерта. Люди, привыкшие ходить в Уфе на концерты, приходили и думали, что купят билет, но их не было... И даже подавали жалобы прокурору. Так вот, я хочу, чтобы жалобы прокурору подавались только по этому поводу.
- Вы как-то сказали о том, что иногда музыку Таривердиев слышал во сне… А вам он снится?
- Редко. Только тогда, когда хочет о чем-то предупредить. Такое случалось два-три раза, и после этого в моей жизни что-то происходило. Я понимала: это - предупреждение.

Автор: Мария Демочкина


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
11 минут назад
Об этом руководить МБУ «Зеленстрой» Виктория Майстренко расс...
28 минут назад
Так она прятала опасную «синтетику», предназначенную «для со...
47 минут назад
По предварительной версии возгорание произошло из-за неостор...
сегодня, 10:24
В течение нескольких часов транспорт не сможет проехать по у...

Опрос

Устраивает ли вас количество отпускных дней в году?


   Ответили: 92