«Ну что, балабол, пойдешь на Тобол?»

Культура

В прокат вышел приключенческий экшн «Тобол» Игоря Зайцева, снятый по мотивам произведений современного летописца Сибири Алексея Иванова.

Положа руку на сердце, идти на «Тобол» не хотелось. Не любитель я псевдоисторических мистификаций, снятых в духе «Золотой Орды» или «Великой». Быть может, это покажется снобизмом, но сцены, в которых русичи в «начале всех начал» с азартом лакомятся картошкой, служивые «галантного века» щеголяют на балах изысканной трехдневной «небритостью», коей добиться можно лишь в нынешнем модном салоне, и перекидываются шутками-прибаутками в лексической стилистике XXI века, не только тешат анекдотизмом, но и раздражают. Режут ухо и глаз.

Однако, узнав, что «Тобол» снят по роману Алексея Иванова –лауреата премии Правительства России в области культуры и множества других литературных наград, автора культовых произведений «Географ глобус пропил», «Ебург», «Ненастье», «Сердце Пармы», «Хребет России» и многих прочих, благодаря которым писателя по праву провозгласили летописцем Сибири, - пришлось пойти на попятную.

Подумалось: не может Иванов, принявший участие в работе над сценарием фильма, заявленного как «грандиозная эпопея», схалтурить! К тому же и рекламные трюки подогрели интерес к картине. Историю освоения и покорения Сибири в петровскую эпоху, представленную в романах «Тобол. Много званых» и «Дебри» провозгласили едва ли не аналогом американского фантаста Джорджа Мартина «Игра престолов»! Если копнуть глубже, Алексей Иванов являет собой новый тип романиста, который работает в инновационном литературном жанре пеплум, совмещая в историческом произведении, насыщенном как реально существовавшими персонажами, так и вымышленными героями эпос, мистику, фэнтези и детектив.

Писатель убежден, что «такой формат исторического видения – успешный итог развития постмодернистского искусства».

Убедили, короче! Фильм с бюджетом 390 млн. рублей, который профинансировали «Газпром» и Фонд кино, выделив средства с целью еще и сериал на ТВ в недалеком будущем запустить, не может быть откровенно дешевой профанацией.

Так оно и вышло. Яркий, «лакокрасочный» и весьма динамичный экшн, представляющий собой лихую нарезку из материалов, готовых «лечь» под многосерийный увлекательный сериал, откровенного отвращения не вызвал. Типичный развлекательный блокбастер «выходного дня», который смотрится на одном дыхании. Особенно если отдаться всеядному «клиповому мышлению» и не особо вдаваться в изощренную патетику смысловых коллизий, предлагаемых режиссером Игорем Зайцевым.

Дивные виды просторов Сибири, масштабные панорамы «лесов, полей и рек», нашедшие отражение в довольно качественной графике и местной экзотике, воинственные орды таинственные джунгарцев, интриги, измены, битвы за золото, разведывательные экспедиции, азиатская жестокость и вероломство… Топоры, стрелы и пушки. Плюс - куда же без них! – приторные поцелуйчики и прочие нежности в кибитках.

…Молодой офицер петровской гвардии
Иван Демарин по указу царя отправляется в первую столицу Сибири - Тобольск. Здесь Иван встречает свою любовь - Машу Ремезову, дочь известного историка Сибири  Семена Ремезова.
Главные герои вместе участвуют в экспедиции полковника Бухгольца (1714-1716), отправившуюся на поиски торгового города  Яркенда в Кашгарии 
и золотых месторождений реки Раскемдарьи.
Основанную Бухгольцем на Иртыше Ямышевскую крепость осаждают полчища джунгаров, вторгшихся из монгольских степей, помощи ждать неоткуда...

Такова эта фантазийная история, которая интересу к истории способствует и два часа экранного времени держит зрителя в тонусе, не давая зевать со скуки.

Так почему Алексей Иванов в категорической форме настоял на том, чтобы его фамилии не было в титрах? Казалось бы, известный романист целый год работал над сценарием фильма, лепил мозаику взаимоотношений между героями, разрабатывал сложные схемы их поведенческих мотиваций и выстраивал неоднозначные характеры своих героев, отступив от примитивного принципа «черное - белое, и никаких полутонов». Увы! Авторский сценарий сочли неудобоваримым и сложным, в угоду прокату и максимального расширения зрительской аудитории решив его «модернизировать». Предельно упростить, закрутить фабульные перипетии вокруг двух довольно банальных любовных историй, базирующихся на интриге государственного толка с коррупционным подтекстом и батальных сценах.    

Вульгарный выход в сюжетную плоскость с заранее предсказуемыми игровыми ходами и хорошо отработанными штампами возмутил писателя.

«Дело не только в нарушении исторической правды, - отметил в одном из интервью Алексей Иванов. - Это еще можно принять до определенной степени, все-таки кино не учебник истории. Однако в режиссерской версии событий персонажи лишились личностей, а их поступки потеряли человеческую логику. Мне, конечно, горько. Разумеется, я не желаю фильму провала, но особых надежд питать не приходится…».

Обиженного в своих лучших чувствах и намерениях писателя можно понять с человеческой точки зрения, однако создатели фильма «Тобол» придерживаются иного мнения – картина имеет все шансы завоевать не Сибирь, так прокат.

В первый же уикенд драма об освоении сибирских просторов заняла четвертое место в списке лидеров кинопроката России и стран СНГ. Только за три дня «Тобол» собрал около 80 млн. рублей, в два (!) раза обогнав в гонке за зрительским рублем оскароносную «Зеленую книгу» (33 млн. рублей). Так что продюсеры историко-приключенческого блокбастера с элементами фэнтези всерьез строят грандиозные планы, замахнувшись на кассу в 500 млн. рублей. А там и до миллиарда рукой подать!

У нас ведь какой зритель? Ему актерский «букет» подавай! А в «Тоболе» таковой присутствует. Тут и Евгений Дятлов в роли коварного интригана, «заигравшегося» губернатора Сибири Гагарина, и Дмитрий Назаров, и Дмитрий Дюжев. Александр Лазарев, Екатерина Гусева, КВН-щик Андрей Бурковский и Павлик Табаков…

Не хватает разве что Димы Нагиева для остроты ощущений.

«Букет» в наличии, да вот «розы»… актерской игрой не свежи.

Начать с одномерного Дюжева, любимца Игоря Зайцева («Комедия строгого режима»). Дюжев в «Тоболе» весьма неубедительно примерил камзол Петра I, выступив в роли какого-то придурковатого придворного шута, а не особы царских кровей. «Он то плачет, то смеется, то щетинится, как еж…». Глаза пучит и ведет себя, словно буйно помешанный, будто уже в те времена пристрастился к запретному амстердамскому курительному товару.

Князь Гагарин – фигура историческая, немало сил вложившая в развитие сибирской земли, вылеплен Зайцевым как хитрован - коррупционер, закутавшийся в меха и запутавшийся в собственных интригах, кои его до виселицы довели. Меняющий парики неунывающий весельчак Дятлов комичен, и только.

Еще хуже дело обстоит со сметливым да талантливым русским мужиком Семеном Ульяновичем Ремезовым – архитектором и картографом, оставившим для потомков подробный атлас Сибири и лично построившим в Тоболе каменный Кремль. Ремезов – человек уникальный, который не только разработал чертежи и рассчитал смету, но и стройкой руководил, не давая разбазарить деньги.

Дмитрий Назаров как актер хорош, да вот беда: играет одинаково.

Кого мы видим на экране? Невесть откуда взявшегося колоритного пьяницу – самодура. Иначе изобразить Семена Ульяновича Назарову с его амплуа характерного актера не по силам. Потому и возникает ощущение дежавю: Назаров, он же шеф-повар в полюбившемся зрителю ситкоме «Кухня», не выходит за пределы «зоны комфорта». Того и гляди, заорет: «Игуанодоны! Огузки! Инвалиды!» Чем он, собственно говоря, и занимается. Бегает и швыряет в неприятных ему людей все, что попадается под руку. И глушит горькую: в финале картины народный герой Ремезов лежит во дворе на дровнях, пребывая в горести от выпитого надысь.

Так что требовать с Андрея Бурковского, загримированного под пленного свободолюбивого романтика-шведа Йохана Рената, и главного героя Ильи Маланина – глуповатого и воинственного «недоросля» Ивана Демарина? Оба по пояс деревянные. Саблями машут, и любовь с прелестными блондинками крутят. Барышни – еще те затейницы! Одна на глазах у всего Тобольска, как нитка за иголкой, тянется за пленным шведом: «Йохан, я целовать тебя хочу». Другая, пассия Демарина и по совместительству дочка Ремезова, на глазах у всей честной братии не только хочет, но и целует страстно офицерика, отправляющегося в разведывательную экспедицию за золотом… Такие нравы при Петре I царили. Долой домострой и кухонное рабство! Даешь крепкую шведскую семью!   

И смех, и грех, и смотреть интересно. «Я ничего не понимать, но делать все, как вы говорить», - преданно шепчет возлюбленная Йохана, немка Бригитта. Если взять эти слова за слоган «Тобола», то фильм, безусловно, удался!

С чем и вас поздравляем. Хорошее кино, смотри - и ни о чем не задумывайся.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
42 минуты назад
24 минуты назад
Сегодня губернатор Смоленской области с командой работает в ...
сегодня, 13:58
Дети с огромным интересом рассматривают личные вещи красноар...
сегодня, 14:03
Пока без холодной воды остаются 9 домов в Ленинском районе г...
Новости партнеров