«Драгоценные откровения» в Смоленске

Культура
«Драгоценные откровения» в Смоленске

«Золотой поцелуй» - так называется выставка трех гениальных художников ХХ века: Густава Климта, Анри де Тулуз-Лотрека и Альфонса Мухи, - открывшаяся в КВЦ им. Тенишевых.

Творчество этих выдающихся мастеров принято относить к стилю ар-нуво (от французского art nouveau, в переводе - «новое искусство»), другое название этого направления - «модерн». В экспозиции представлены 64 репродукции работ в технике жикле, снабженных описанием сюжетов и историей создания каждой картины.

ЗОЛОТО КЛИМТА

Ярким представителем искусства модерна является Густав Климт - один из самых оригинальных художников Aвстрии конца XIX - начала XX века. Основными чертами его творчества можно считать четкий силуэт и склонность к орнаментализму. В работах Климта затрагиваются такие темы, как жизнь и смерть, старость и любовь. Затуманенность символов, которые использовал художник, неоднозначность прочтения композиций служили тому, что они не поддавались одной, точно устанавливаемой трактовке.

В 1897 году Климт вместе со своими единомышленниками основал и возглавил группу «Сецессион», в которую вошли революционно мыслящие художники. Это было движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения. Наиболее известен «золотой период» Климта. Произведения этого времени, написанные с использованием настоящего сусального золота, стали самыми знаменитыми и дорогими работами мастера. Вдохновленный старинными византийскими мозаиками, он начал дополнять свои картины великолепными позолоченными орнаментами.

Климт прописывал в портретах только лица и руки - в обрамлении фантастического декора, заменявшего одежду и фон, они были похожи на иконы в золотых окладах. Одним из шедевров «золотого периода» является картина «Поцелуй», название которой носит выставка.

Климта называли женским художником, дамским мастером. Во всех работах с изображением красавиц он возвышает их фигуру над миром и второстепенными персонажами. Женский образ представляет собой обобщенное представление об идеале, хотя портретное сходство во многих работах очевидно.

О сексуальных аппетитах и темпераменте Климта ходили легенды. Моральный аспект мало интересовал художника, впрочем, как и вопросы здоровья. В результате Климт вполне ожидаемо получил венерическое заболевание, одно из самых распространенных в Европе того времени.

К концу жизни, в 1917 году, Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий. Он был очень одаренным художником, но целью своего творчества считал не раскрытие индивидуального взгляда на мир, а создание определенного стиля, общего для изобразительного и декоративного искусства.

РОСКОШЬ МУХИ

Альфонс Муха - чешский художник и дизайнер. Он выполнял портреты на заказ, делал эскизы инкрустаций, работал маляром, художником-декоратором, иллюстрировал книгу, но успех пришел к нему после того, как художник взялся за рекламный плакат к спектаклю.

Характерный стиль художника очаровал парижан, и томные «женщины Мухи» стали моментально расходиться тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Его декоративные элементы в лучших традициях модерна причудливо расцветают в сказочных сюжетах с изображениями элегантных дев.

Ключевую роль в творчестве Альфонса Мухи сыграло сотрудничество с блистательной актрисой Сарой Бернар, для которой он делал афиши. Она была в восторге от его работы и заключила с художником шестилетний контракт.

Несмотря на популярность, Муха, в отличие от многих своих коллег, не пользовался ее легкими плодами. Женщин в его жизни было очень мало, и о своих романах он не распространялся. По сути, до 43 лет художник жил аскетом. Позже в письмах своей будущей жене Марии Хитиловой художник признавался, что до этого любил лишь однажды, в 16 лет.

Женщина, по мнению Альфонса Мухи, воплощает все прекрасное, что существует на земле, даже и само искусство, которому художник служил всю свою жизнь. Это отражено в серии декоративных панно «Искусства», которую мы можем увидеть на выставке. На отдельных его частях аллегорические женские фигуры представляют Поэзию, Музыку, Танец и Живопись.

Помимо растительных форм, Муха вдохновлялся театром, с которым была связана вся его жизнь. Костюмы, многоцветные декорации, раскрашенные актеры - все это не могло не наложить отпечаток на его творчество.

Другим источником впечатлений для художника стала религиозная эстетика – орнаменты и шрифты церковных книг, мозаика и символика (нимбы и кресты).

Альфонс Муха, который был широко известен своим патриотизмом, был включен в список врагов Третьего рейха. 78-летнего художника несколько раз арестовывали и таскали на допросы. Все это окончательно подорвало здоровье старика. Во время одного из допросов Муха сильно простудился и заболел пневмонией. И, тем не менее, судьба была опять благосклонна к художнику: он умер не в тюремной камере, а в собственной постели, рядом с любимой Марушкой.

ГЕНИАЛЬНЫЙ УРОДЕЦ

Творчество Анри де Тулуз-Лотрека уже знакомо смолянам по нескольким выставкам, проходившим в нашем городе. Он имел косвенное отношение к стилю ар-нуво, его творчество причисляют к постимпрессионизму, который развивался в те же годы. Направление работы Лотрека возникло под влиянием импрессионизма и является уникальным сочетанием различных приемов, которые нельзя причислить ни к одному направлению.

Отец художника граф Альфонс де Лотрек происходил из рода крестоносцев. Он женился на своей двоюродной сестре Адель. От этого близкородственного брака появился на свет будущий гений Анри де Тулуз-Лотрек. Супруги не подумали о возможных последствиях кровосмешения. Мальчик рос талантливым, умным, но очень хилым и болезненным.

В 13 лет он сломал шейку бедра левой ноги. Кости не желали правильно срастаться, что привело к ужасным последствиям. Болезнь обрекла его на долгую неподвижность. А что оставалось делать лежа в постели целыми днями? Рисовать.

На выставке представлены ранние живописные работы Лотрека («Черная графиня», «Жокеи»…). Темы его первых картин определяла страсть отца к лошадям и охоте. В это же время юный Анри увлекся миром цирка, где его особенно привлекали укротители и экзотические животные.

Лечение победило неподвижность, но ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, при этом тело продолжало развиваться.

К 20 годам Анри превратился в карлика и уродца. Рост его не превышал 150 сантиметров. Но молодой человек мужественно переносил свою болезнь, компенсируя ее самоиронией. Лотрек постепенно сблизился с другим будущим гением - Винсентом ван Гогом. Несмотря на разницу характеров, их многое роднило. Ван Гог тоже чувствовал себя отверженным. Как и Лотрек, он не пользовался благосклонностью женщин. Двухфранковые девицы, бордели - вот был их удел.

Переселившись на Монмартр, Лотрек окунается в богемную жизнь. Благодаря его афишам, рекламирующим местные кабаре, к нему пришла известность. Он стал одним из зачинателей искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера смогла быть применима в наилучшем виде.

Лотрек часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, ведя соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.

Вот что писал о нем один из литераторов-анархистов: «В его рисунках, как и в его красках, все откровенно. Огромные черные, белые, красные пятна, упрощенные формы - вот его оружие. Точно, как никто другой, он сумел передать тупые морды буржуа, изобразить слюнявых девок, которые лижутся с ними только ради того, чтобы выжать из них побольше денег.

«Японский диван» и два, посвященные кабаре Брюана, - вот и все плакаты Лотрека, но они потрясают своей дерзостью, силой, злой насмешкой, от них, как от чумы, шарахаются всякие кретины, которым подавай розовый сироп!»

За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунка, несколько керамик и витражей. При жизни критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.

Посетить выставку (16+) можно до 3 марта 2019 года. Стоимость билета - 200 рублей; льготный (школьники, студенты, держатели дисконтных карт Profkom Discount, пенсионеры) - 150 рублей; группы от 10 человек - 100 рублей с человека. Дети до 3 лет, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны могут посетить выставку бесплатно. Предоставляется экскурсионное обслуживание стоимостью 300 рублей (для группы до 25 человек). Фото- и видеосъемка - бесплатно. Справки по телефону 20-54-16.

В рамках выставки пройдет тематическая встреча. 2 марта можно ближе познакомиться с картиной «Золотая Адель» Густава Климта. Во время встречи запланированы экскурсия, на которой расскажут о творчестве Альфонса Мухи, Густава Климта и Анри де Тулуз-Лотрека, фильм, а также мастер-класс по созданию своей «золотой» музы. Мероприятие пройдет с 15.00 до 17.30. Стоимость билета - 300 рублей.


Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 16:31
В канун Дня защитника Отечества в Сквере Памяти героев состо...
сегодня, 17:50
Жительница Гагаринского района сообщила в полицию о конфликт...
сегодня, 17:00
Общественники провели рейд и увидели переполненные мусорные ...

Опрос

Что мешает ведению частного бизнеса?


   Ответили: 203