С японским акцентом

Культура
С японским акцентом

«Masсograd» - под таким интригующим названием в смоленском Доме художника открылась персональная выставка живописных работ Константина Павлова.

Маски - одни из загадочных и завораживающих артефактов, существующих в мире. Они являются важным элементом культуры всех народов. Противоречивая сущность масок всегда притягивала человека, влекла его в таинственный мир перевоплощений и магии.

Константин Павлов - один из немногих молодых смоленских художников, которые пытаются работать в русле актуального искусства. В своем творчестве он ориентируется не на сюжет отдельной картины, а на тему, реализуемую в серии произведений.

Выставку Masсograd художник подготовил в тесном взаимодействии с куратором Николаем Минченковым и искусствоведом Ириной Баловневой, которые дополнили экспозицию концепцией и пояснительным текстом.

«Проект Masсograd позволит зрителю ощутить поле подсознательного, где он пройдет путь инициации, преобразования себя настоящего в Я-лучшее через диалог с образом. Каждая из девяти работ серии Masсograd - это призрак домирового порядка, человекоподобная маска. Характерно, что маска и всевидяща, и безразлична, обитает везде и нигде, молчалива и сокрушительна», - написано в аннотации к выставке.

Инициация - это обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития. Для создания соответствующей ауры на вернисаже была обустроена специальная подсветка картин и звучала «живая» музыка, соответствующая общей идее выставки. Зрители внимали велеречивым заклинаниям заслуженных магистров искусств и, завороженные понятиями «сверхестественный» и «метамодернизм», бродили от картины к картине, используя современные ритуальные средства общения с нематериальными субстанциями - смартфонами, фотоаппаратами и видеокамерами.

Название выставки Mascograd явно обыгрывает слово «маскарад», проецируя лицедейство на масштаб абстрактного города. Живописная серия Павлова «Магические маски» составляет центральную часть экспозиции и несет на себе главную тематическую нагрузку.

- Первое мое впечатление от этой серии - я увидела нечто, что хранит в себе энергетику. Это энергия, которая существовала в нашем мире всегда, с самого рождения человечества, и будет существовать гораздо дольше, чем мы с вами. Каждая отдельная работа словно задает зрителю вопрос. Для меня этот вопрос звучал так: «Какой ты стала?» Я подумала о тех вещах, которые меня волнуют. Такое искусство не обязательно понимать дословно, его можно почувствовать. При этом каждый имеет право на собственное мнение, каждый видит абсолютно свое, - пояснила искусствовед Ирина Баловнева.

Символика маски на протяжении многих веков востребована в творчестве художников. Некоторые из арт-деятелей даже использовали элементы шаманизма в своих перформансах, ретранслируя архаичные практики в современные реалии. И тут возникает вопрос: обладает ли изображенный на холсте облик или постановочный спектакль реальными магическими свойствами, или это всего лишь воплощения фантомов художника, иллюстрирующих игры его подсознания? Маски на картинах Павлова ассоциируются не с первобытными обрядами, а с театральными действами, в духе европейских карнавалов, славянских скоморохов или японского театра Но. Лунолики образы припечатаны красками к холсту и через названия нагружены внутренним содержанием - «Агрессия», «Ущерб», «Поглощение», «Слезы», «Над бездной», «Черный дым», «Сделка», «Пустота», «Дух», «Призраки прошлого». Это скорее фантазии, фиксирующие творческие искания автора своего места в жизни, социуме и искусстве.

Надевая маску, человек скрывает свое истинное лицо, рисуя маску, творец обнажает свои внутренние противоречия.

Серии «Осмысление японского» и «Осмысление эпохи возрождения», представленные в соседнем зале, говорят о пути художника, устремленного к новым открытиям через осознание традиций. Девушки с раскосыми глазами и чувственными ртами отсылают к азиатским культурам. Японский акцент присутствует во всей экспозиции.

Даже в серии «Осмысление эпохи Возрождения» картина «Справедливость», цитирующая шедевр «Юдифь и голова Олоферна» Джорджоне, вызывает ассоциации с самурайским обрядом сеппуку. Настораживают англоязычные названия некоторых работ - типа On the eve of, Amara and childrens fears, Never alone и Will happen… Неужели они как-то иначе воспринимаются в русской транскрипции - «Накануне», «Амара и детские страхи», «Случится», «Никогда не одинок»?

Мы живем в эпоху карнавальной культуры, когда лицедейство стало нормой, а магия творится при помощи интернета и телевидения. Макияж и пластические операции изменяют лица до неузнаваемости. Всевозможные маски-шоу вуалируют повседневность в веселое развлечение. Своей выставкой Константин Павлов ставит ключевой вопрос: сохраняется ли волшебное воздействие искусства на человека в масс-медийном хаосе виртуальных ценностей?

Период работы выставки: с 18 января по 18 февраля 2019 года. Время работы: пн.-чт. 11.00 - 18.00, пт. - 11.00 - 17.00, сб. - вс. - выходной. Адрес: Смоленск, ул. Большая Советская д. 21. Вход свободный. 18+

СПРАВКА «РП»

Константин Павлов родился в 1990 году в Смоленске. С 2009 года участвует в областных выставках. В 2012 году стал лауреатом выставки-конкурса Международной Российской недели искусств (г. Москва) в номинации «Графический рисунок». В этом же году участвовал в молодежной художественной выставке в городе Хильдесхайм (Германия). В 2014 году занял первое место в номинации «Арт-прорыв» на Всероссийской выставке-конкурсе «Муза должна работать» (галерея «Артмуза», г. Санкт-Петербург). В 2014 году принят в объединение молодых художников при Смоленском областном отделении ВТОО «Союз художников России». В 2015 году участвовал во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» на территории Республики Крым. В 2016 году его работы демонстрировались на Всероссийской выставке «Молодость России» (г. Москва) и III Всероссийской выставке «Наука и космос на службе мира. Циолковский - Королев - Гагарин» (г. Смоленск). В этом же году состоялась его персональная выставка «Субъективное» в Доме художника (г. Смоленск). В 2017 - 2018 гг. участвовал в Международном выставочном проекте «Коллегиум» (г. Орша, Республика Беларусь).


Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
21 минуту назад
Он просто не захотел общаться со случайным прохожим.
47 минут назад
Заведующая платного садика заявляет, что «ничего не должна».
сегодня, 22:20
Начало сезона «тихой охоты» прибавило работы «Сальвару».
сегодня, 21:20
За сутки выпадет десятидневная норма осадков.  

Опрос

Как вы относитесь к бесконтактной оплате проезда в транспорте?


   Ответили: 500