Тулуз-Лотрек и его «зеленые феи» абсента

Культура

17 августа в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка литографий «Анри де Тулуз-Лотрек. Paris, Paris» из частных европейских коллекций.

Многие считали Анри де Тулуз-Лотрека вызывающе публичным человеком. Говорили, что его жизнь пестра, как наряды танцовщиц кабаре «Мулен Руж».

Тулуз-Лотрек - самый незаурядный представитель творческой элиты Парижа конца XIX века, постимпрессионист, трагически оставивший мир в возрасте 37 лет. Художник, который всю свою жизнь ненавидел пейзажи, потому что… ненавидел природу. Природу, которая оттолкнула его, превратив в колченогого урода.

Анри, родившегося «с серебряной ложкой во рту», называли «маленьким сокровищем». Его предки, богатые французские аристократы, заполняли бесконечный досуг охотой, дуэлями и романами. Такая же участь была уготована и малышу Анри-Мари-Раймону де Тулуз-Пари-Монфа, сыну Адель и Альфонса.

Все изменилось в одно мгновение, когда 14-летний Анри упал, сломав бедро. Гипс, инвалидная коляска. Вердикт врачей: «Остановить течение болезни невозможно». Причина генетической аномалии - родство матери и отца, которые были кузенами. Болезнь развивалась стремительно. Буквально за год подросток превратился в отвратительного, толстогубого карлика ростом не выше полутора метров. Фатальное превращение и сделало Тулуз-Лотрека художником.

Глубоко несчастный, он понял: живопись - его личный пропуск в мир, где можно укрыться от мучительных страданий. Увидеть реальную жизнь, в которой было так много слез и боли.

«Подумать только, будь мои ноги чуть длиннее, я бы никогда не занялся бы живописью», - воскликнул однажды Анри.

Так оно и было. Ведь он мечтал о любви. Но на что можно надеяться, когда ты настолько безобразен?.. Не лучше ли похоронить мечты и пуститься в безудержный развратный канкан, оставаясь для друзей остряком, смеющимся (в том числе и над самим собой) веселым карликом?

«Хотел бы я увидеть женщину, любовник которой еще уродливей, чем я», - произносил Лотрек эти беззаботные слова и хохотал первым, а за ним и его бесшабашные собутыльники.

Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. Он рисовал постоянно, одержимо, стремясь изобразить мимолетное выражение чьих-то глаз, чью-то усталую гримасу. Жадно наблюдал жизнь вокруг себя - и стремился запечатлеть ее мгновения. Он приехал на Монмартр, в парижский район художников и поэтов, со временем превратившийся мир богемы, в 1894 году.

Именно здесь он провел свой самый плодотворный, но такой короткий период творческой жизни, и создал целый калейдоскоп неповторимых образов. В конце XIX века Лотрек увлекся литографией – новой модой времени. Работал без устали, не думая о будущем… Влюбленный в Монмартр, он стал его певцом - безумный ребенок с ранимой душой, каким и остался до конца своих дней.

Художник не питал иллюзий в отношении праздничной мишуры Монмартра: его работы предельно откровенны, а за показным блеском творческого экстаза зрителям открывается истинное, не всегда приглядное лицо реальности. Максимально, порой беспощадно Тулуз-Лотрек стремился передать яркую характеристику модели.

Монмартр… Райское место, где будущие великие художники и поэты, литераторы и актеры снимали квартиры и студии, устраивали диспуты и создавали пока еще не признанные шедевры. А Тулуз носил с собой бумагу и карандаш и делал зарисовки.

«Смотреть! Смотреть!» - в этой лихорадочной, пропитанной абсентом атмосфере Лотреку становилось легко и радостно. Одной линией он начинал с головы и продолжал рисовать, не спуская взгляда с людей, которые толпились в зале. Он замечал вызывающие жесты женщин, видел завязывающиеся романы и заканчивающиеся здесь же любовные «сделки»…

В его крошечном, исковерканном недугом теле таилась гигантская мощь: современники вспоминают - он вообще не спал! После бессонной, пропитанной парами абсента ночи Анри спешил в театр на премьеру. И его совершенно не интересовали бульварные пьесы, он смотрел на лица актеров, необычные ракурсы, взгляды. Смотрел и рисовал, нанося на бумагу свои впечатления. Потом снова, рюмку за рюмкой, ловил волшебные впечатления. И мир вокруг становился добрей, с языка начинали слетать перченые остроты…

Здесь, на Монмартре, в объятиях танцовщиц «Мулен Руж» он не чувствовал себя изгоем. Только тут над ним не смеялись, принимая щедрые подношения Лотрека.

Художника тянуло к этим исковерканным судьбам, испитым лицам и истинной доброте отвергнутых обществом отщепенцев. Только на Монмартре над ним не издевались, как над «недомужчиной», не позволяли себе бросать на маленького Анри сочувствующие взгляды. Он был своим в богемных кабачках, окруженный такими же, как и он сам, некрасивыми людьми.

Надирался до беспамятства в шумной компании друзей, а когда ночь медленно скатывалась к рассвету, ковылял в публичный дом, где знал по имени каждую кокотку. И снова рисовал. Своих Иветт Гильбер, Жанну Авриль, Луизу Вебер - «Ла Гулю», Шао-Ю-Као.

«Тулуз не мог оторвать свой взгляд от Джейн Авриль - маленькой, красивой и хрупкой женщины с грустным лицом падшего ангела, с меланхоличным взглядом и кругами под глазами, которые еще больше подчеркивали эту меланхоличность. Это была утонченная натура, наделенная каким-то особым аристократизмом. Цвет ее платья и белья был всегда подобран с удивительным вкусом. Авриль танцевала одна, без партнера, полностью отдаваясь музыке и ритму…

…С застывшей, загадочной улыбкой, грезя о красоте, вскидывая ноги из стороны в сторону, она заканчивала танец, держа ногу в вертикальном положении…»

Впоследствии ее новаторский, похабный и безыскусный танец назовут канканом. Благодаря творчеству Лотрека роскошные плакаты, на которых изображена (Жанна, Дженет, Жанет) Авриль, станут впоследствии визитной карточкой Парижа. Он изобразил ее - звезду Монмартра, законодательницу моды, прославившую длинные черные перчатки выше локтя, - на 20 картинах, 15 рисунках, двух плакатах и одной литографии.

В каждом лице, самом юном и прекрасном, художник находил нечто болезненное, какую-то червоточину - в этом и заключалась особенность его рисунка, который узнавали с первой секунды: «Это - Лотрек!»

Но далеко не все были в вос-торге от его полотен. Он высвечивал суть, характер, индивидуальность, не льстил, а порой даже подчеркивал скрытую суть человека. Единственное, с чем не мог поспорить никто, - в работах постимпрессиониста была энергия, сама сила жизни!

Одна из первых наиболее известных литографий Тулуз-Лотрека датирована 1891 годом. Это плакат, запечатлевший звезду «Мулен Руж» Луизу Вебер, танцевавшую канкан в знаменитой «Красной мельнице», совладельцем которой и был Шарль Зидлер, ставший всемирно известным благодаря драме База Лурмана «Мулен Руж».

Луиза Вебер - та самая «Ла Гулю» - «большеротая», «обжора». Голубоглазая волшебница с лицом-сердечком, вылизывавшая бокалы гостей. Ей всегда было мало… Если бы не Тулуз-Лотрек, кто бы узнал об этой удивительной женщине, «королеве парижской чувственности», прославившей искусство канкана? Так Ла Гулю, кружащаяся в танце с Валентином «Бескостным», и стала визитной карточкой «Красной мельницы».

С легкой руки Лотрека мир узнал о еще одной «изюминке» Монмартра – таинственной Шао-Ю-Као. Она была единственной женщиной, о которой с восторгом отзывался Валентин «Бескостный». Сегодня уже неизвестно ни ее настоящее имя, ни годы жизни, ни факты биографии.

Об этой циркачке и клоунессе напоминают лишь рисунки Тулуз-Лотрека, сделанные в борделе. Он восхищался этой женщиной, сделавшей выбор в пользу классической мужской профессии и не боявшейся признаться в своей нетрадиционной ориентации. Так возникла серия «Они», состоящая из 10 литографий - 10 сцен из жизни борделя парижского «Мулен Руж».

Выставка «Париж, Париж…» дает возможность широкому кругу зрителей познакомиться с творчеством истинного певца Монмартра с карандашом и стаканом абсента в руках - Тулуз-Лотрека. Увидеть и понять его яркий и трагический мир борделей и «японских диванов»…

СПРАВКА «РП»

Выставка «Анри де Тулуз-Лотрек. Paris, Paris» (12+), на которой вы сможете увидеть более 50 литографий знаменитого мастера, предоставлена пространством «Арт-Банк» (Санкт-Петербург).

Афиши легендарных парижских заведений, портреты танцовщиц и артисток кабаре, зарисовки из повседневной жизни куртизанок, а также эпизоды из «цирковой» серии Анри де Тулуз-Лотрека позволят прикоснуться к атмосфере роскошной и безмятежной поры, именуемой La Belle Époque - прекрасной эпохой.

Выставка продлится до 7 октября 2018 года. Воспользуйтесь уникальной возможностью разделить с художником исполненный восхищения и горечи честный взгляд на легендарное время...

Стоимость билета - 250 рублей. Для школьников (по усмотрению родителей), студентов, пенсионеров, держателей дисконтных карт Profkom Discount предоставляется льготный билет за 150 рублей. Ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды могут посетить выставку бесплатно.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров