В российский прокат вышли «Танки» - приключенческий боевик от создателей «28 панфиловцев».
Фильм Кима Дружинина и Андрея Назарова заявлен как авантюрная военно-историческая драма, снятая «по мотивам реальных событий». Авантюризма в «Танках» и в правду с избытком, зато от исторических реалий остались жалкие крохи, хоть за основу и взят достоверный факт создания советским конструктором Михаилом Кошкиным легендарного танка №1 Великой Отечественной.
17 марта 1940 года Михаил Кошкин участвовал в показе Т-34 членам правительства в Кремле. Всесторонние стендовые и успешные ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Т-34 был рекомендован для экстренной поставки на производство, хотя организация серийного выпуска Т-34 требовала множества текущих доработок.
Танкопробег подорвал здоровье Михаила Кошкина – конструктор пытался вытащить из ледяной воды провалившуюся под лед машину, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. А работы не убывало - в это время в КБ-520
параллельно велась интенсивная работа над следующей моделью -Т-34М и намечался запуск перспективного танка с поперечным расположением двигателя Т-44.
Кошкин не выдержал перегрузок: конструктору удалили легкое. Михаила Ильича направили на реабилитацию в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где он скончался 26 сентября 1940 года - за девять месяцев до начала войны. Главным конструктором и руководителем КБ-520 назначили заместителя Кошкина Александра Морозова
.
Создателя легендарной «тридцатьчетверки» похоронили в Харькове, и до сегодняшнего дня его могила не сохранилась.
Подлинная история беспрецедентного танкопробега требует совершенно иного – серьезного, а не абсурдистски – легкомысленного подхода. И неслучайно в 1980 году о Кошкине был создан биографический фильм «Главный конструктор». И он куда интересней высосанного из пальца вымысла!
Так зачем было огород городить? Быть может, потому, что министр культуры РФ Владимир Мединский, поддерживающий творческий тандем Дружинин – Назаров, и сам одержим проблемой мифотворчества? Достаточно вспомнить его псевдоисторический и авантюрный роман «Стена», написанный для детей и юношества в духе «Трех мушкетеров».
Мифологических «28 панфиловцев», снятых Дружининым - Назаровым на народные деньги, трогать не будем. В первые дни войны стране, подмятой под железную пяту захватчиков, был нужен героический подвиг, поднимающий боевой дух. Или, если такового в реальности не было, хотя бы миф о подвиге. Непритязательная, но такая пронзительная кинолегенда о панфиловцах нашла отклик в сердцах зрителя. Чего нельзя сказать о снятых по кальке компьютерной онлайн-игры «Танчики» «Танках» Дружинина и Назарова, навязанных нам с легкой руки самого культурного министра в канун Дня Великой Победы.
Этот разухабистый инфернальный треш в стилистике «Неуловимых мстителей» не имеет ничего общего с историей Т-34. Даже времена года не совпадают – на экране авантюрное путешествие происходит летом. Где, простите, мартовская распутица и снежные заносы? Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Зрелищная и динамичная пустышка изобилует маразматическими сценами – дикой смесью из гонок на танках, засад и перестрелок. Разномастные враги народа лезут из всех щелей. Вредители еще на заводе откручивают вентиль на газовом баллоне в тщетной попытке поднять на воздух прототип боевой машины. Опытные образцы Т-34 берут на абордаж… выжившие из ума белоказаки во главе с засевшим в российской глуши подкулачником с каторжным прошлым, который без зазрения совести ворует народное добро целыми вагонами и цистернами.
Танкопробег пытаются сорвать карикатурные нацистские контрразведчики, засылающие в советский тыл группы железобетонных диверсантов, пытающихся сначала (ощутите всю глубину идиотизма!) выкупить у вражеских элементов взятый в плен опытный образец, а затем устраивающих бессмысленную и беспощадную пальбу. Я уже не говорю про группу боевых мотоциклистов во главе с арийской бестией с автогеном, которая на полном ходу прожигает в броне пилотного образца дыру, дабы отравить отважных участников пробега ядовитым газом…
Чтобы привлечь внимание дам к экрану, динамичный экшн разбавили сентиментальной историей любви обаятельного НКВД-шника (Антон Филипенко) к увязавшейся за Кошкиным девочкой из конструкторского бюро Лидой (Аглая Тарасова). Согласитесь, сотрудник НКВД, подглядывающий за бредущей к реке обнаженной наядой, это весьма эротично и пикантно!
Кульминация абсурда - продавшийся немцам танкист – испытатель, предпринимающий попытку соблазнить Михаила Кошкина благами европейской цивилизации.
Кстати, изначально эта разухабистая «клюква» называлась иначе – «Увидеть Сталина». Карикатурный, как и остальные персонажи картины (за исключением, пожалуй, Кошкина, очень убедительно сыгранного Андреем Мерзликиным, удивительно похожим на реального Михаила Ильича) Иосиф Виссарионович действительно появится в финальных сценах картины и, просветлев лицом при виде сверхпроходимых бронемашин, изречет: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил». Верховное божество благословляет перемоловшую гусеницами вредителей и диверсантов опытную «тридцатьчетверку», идут финальные кадры…
И хорошо, что хоть Вождя народов создатели боевика зацепили лишь опосредованно, не скомпрометировав генералиссимуса бездарным и бездумным кинофарсом под заглавием «Увидеть Сталина».
«Да, лажа!» - так и хочется раздраженно бросить в экран. «Это очень правильное кино»,- отозвался Владимир Мединский о фильме, в титрах которого значится и он сам.
Пожалуй, если и есть плюс у опереточных «Танков», так это мейнстрим-популяризация памяти о талантливом и самоотверженном Михаиле Кошкине, чье имя не мытьем, так катаньем запомнится современным юзерам гаджетов. Страна должна знать своих героев!
Других плюсов не вижу.