Смоленская областная общественно-политическая газета (выходит с марта 1917 года)

Четверг, 28 марта 2024 года

Сегодня

Пасмурно, температура 8..10 С, давление 730..732 мм рт.ст., ветер Юго-Восточный, 2 м/с

Завтра

Малооблачно, температура 13..15 С, давление 728..730 мм рт.ст., ветер Юго-Западный, 3 м/с

Валюта

Официальный курс ЦБ
на 28 Марта
$34,0654, €13,3801

Там висит особый «редакторский» запах, запах чернил, бумаги, трескотня печатных машинок…

Столетие газеты все ближе и ближе! Сегодня вспоминаем  20-е годы. Именно в то время в нашем издании работали будущие классики русской литературы
Михаил Исаковский и Александр Твардовский.

Как знаменитые поэты трудились в «Рабочем пути» 

Сначала на пороге редакции появился юный Исаковский - в 1921 году его перевели из Ельни на работу в смоленскую губернскую газету «Рабочий путь». Михаил Васильевич трудился на разных должностях: был выпускающим редактором, секретарем, заведующим литературным отделом… Почти ежедневно к нему шли жители далеких деревень - «за правдой». Он выслушивал каждого, давал советы и помогал - хлопотал, звонил и писал письма во все инстанции. 
«Первый раз я встретился с Александром Трифоновичем Твардовским, а точнее с Сашей Твардовским, зимой 1926 года, в январе или феврале, тогда ему было неполных 16 лет, - писал Михаил Исаковский. - В Смоленске проводился губернский съезд селькоров, на который пригласили и Сашу Твардовского - селькора с почти уже двухлетним стажем. 
Во время обеденного перерыва на съезде ко мне в редакцию газеты «Рабочий путь» он и пришел. Это был стройный юноша с очень голубыми глазами и светло-русыми волосами. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Шапку он держал в руках. 
Сейчас не сохранилось того дома в Смоленске, по улице Карла Маркса, в котором помещалась редакция «Рабочего пути». Но я отлично помню, в какой комнате мы встретились. Помню большой стол, покрытый почему-то черной клеенкой, за которым я работал и за который рядом со мной - плечом к плечу - сел Твардовский. Он дал мне несколько старательно переписанных стихотворений, и я стал читать их…» 
Исаковскому стихи Твардовского понравились. Уже на следующий день они были опубликованы на страницах «Рабочего пути». Да не просто так, а с иллюстрацией - художник Фомичев нарисовал карандашный портрет «селькора Александра Твардовского». Домой 15-летний юноша возвратился поэтом, которого опубликовала губернская газета. Саша Твардовский загорелся желанием работать в «Рабочем пути», но… места будущему великому поэту здесь не нашлось. 
«В следующий раз я встретился с Твардовским в 1928 году, под осень, - вспоминал Михаил Исаковский. - Он приехал, чтобы устроиться на работу. И конечно же больше всего ему хотелось работать в газете. Об этом он просил и меня. 
Однако ни я, ни кто-либо другой ничего не могли сделать. В то время существовала еще безработица, и желающих найти работу было много. А у Саши не было к тому же никакой специальности. 
Что касается редакции газеты «Рабочий путь», то взять его туда было тоже невозможно. В то время весь штат редакции состоял из восьми или десяти человек. Включить в штат еще хотя бы только одного человека газета не могла: она и без того приносила убыток и никаких дотаций ни от кого не получала. И было поэтому не до расширения штатов». 
Твардовскому предложили писать заметки в хронику, но это не гарантировало постоянного заработка. Летом 1929 года, когда многие сотрудники «Рабочего пути» ушли в отпуск, его загрузили работой, посылая с разными заданиями в командировки. 

Из дневника Александра Твардовского:  

«Доберусь в Смоленск… Вот приеду... Редакция «Рабочего пути»... Низкие и темные комнаты ее мне как-то нравятся. Там висит особый «редакторский» запах, запах чернил, бумаги, трескотня печатных машинок. И самое главное, добрые, улыбающиеся сквозь очки глаза Исаковского. Он наклоняется над столиком (так как он очень длинен, то мне кажется, он, сидя на одной стороне стола, может, перегнувшись, достать рукой пол на другой стороне), пишет, замарывает листки, печатанные на машинке...»  
Прибавились заработки, расширился круг его знакомств, в том числе литературных. Твардовский воспрял духом и даже решил послать свои стихи в Москву. Михаилу Светлову так понравились его стихи, что он напечатал их в журнале «Октябрь».  
Очень скоро и Исаковский понял, что ему тесно на ниве смоленской журналистики. «Недоволен я новым редактором, - писал он своему другу Памфилову. - По отношению ко мне он уже успел дважды применить «экономическую репрессию». Последнюю на днях. Я, как член правления РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей. - Прим. автора), был на пленуме почти неделю, и редактор отдал приказ, чтобы с меня за эту неделю удержали жалованье, так как я якобы ездил по своему желанию и вообще редакция к этому РАППу непричастна. Я человек мирный и скандалить не люблю, но с большим удовольствием уйду из редакции, если Литфонд удовлетворит мое заявление... Такие же репрессии и по отношению к литстранице. Она изгнана, хотя формально редактор за литстраницу, но фактически бракует лучшие произведения наших авторов, в том числе и мои... В общем, атмосфера работы нездоровая и нехорошая...» 
В 1931 году Михаил Васильевич переехал в Москву - перспективного поэта заметили и назначали на должность редактора журнала «Колхозник». Но это уже совсем другая история… 

Возврат к списку