В отношении смоленского драмтеатра произошла "не врачебная ошибка"

Культура

Вокруг критической статьи о Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова, опубликованной в «Литературной газете», разгорелись нешуточные страсти. В полемику включился писатель и драматург из Израиля, член Гильдии драматургов Америки Леон Агулянский.

   Леон, не оставшийся равнодушным, считает защиту достоинства театрального искусства в Смоленске делом чести. Ведь именно он является членом жюри Международного фестиваля «Смоленский ковчег» и знаком с «изнанкой» творческой «кухни» этого набирающего с каждым годом обороты смотра режиссерского и актерского мастерства! Предоставляем слово мэтру драматургии.

                 Не врачебная ошибка

«Постдраматический синдром» - такой диагноз поставил «д-р» Петр Тимошенков одному из старейших театров страны – Смоленскому государственному драматическому театру им. А.С. Грибоедова в «Литературной газете».

Диагноз обычно ставится на основании жалоб, объективного исследования, лабораторных анализов, рентгена и УЗИ.

Итак, начнем.

Жалобы

Нет, и не может быть критериев оценки творчества. Об этом говорят и пишут искусствоведы всего мира. И это, очевидно, правильно. Один и тот же спектакль вызывает у публики резко полярные впечатления. Одни уходят в первые двадцать минут. Другие в конце аплодируют стоя, со слезами восторга на глазах. Невозможно приготовить блюдо, которое понравится всем. А залы заполнять надо. Ух, как надо!

Совершенно очевидно, что зал в тысячу мест не годится для театра. Из последних рядов не видны глаза актеров. 200-300 – в самый раз. А что делать прикажете, если огромная сцена и зал театра Грибоедова – объективная реальность? Этой империей недостаточно владеть, ее нужно обслуживать. В этот зал нужно привести зрителя. Он не только ценитель искусства, но и «рубленосец», как в шутку говорил Андрей Миронов.

В городе Ришон Ле Цион (Израиль), в котором я живу, более 300 тысяч населения. Муниципального театра нет, и не предвидится. А в Смоленске, с таким же числом жителей, помимо театра Грибоедова, функционируют Смоленский камерный театр, Театр кукол им. Д.Н. Светильникова и еще Театр в Центре народного творчества. При этом грибоедовский театр заполняет зал на своих спектаклях. За творчество художественного руководителя Виталия Барковского публика «голосует ногами».

Объективное исследование

Мне посчастливилось сотрудничать с театрами в России и за ее пределами. Я еще не встречал такой организации работы, как в драмтеатре Смоленска. Здесь все делается по плану и без лишней суеты. Конечно, многое зависит от команды. Но команда ничего не стоит без командира. Людмиле Судовской удается направить работу этого гигантского организма, который не застрахован от внутренних болезней и внешних факторов.

«Фестиваль «Смоленский ковчег» - вот, пожалуй, зеркало Смоленского областного театра драмы. Детище театра Людмилы Судовской и главного режиссера Виталия Барковского не только создает впечатление, что театр драмы не хуже других, но и позволяет решать и ные задачи. В первую очередь, поощрять себя фестивальными наградами…», - пишет Петр Тимошенков. Друзья, если кто-то думает, что Судовская с Барковским из кожи вон лезут, организовывая фестиваль дабы завладеть какой-то (кстати, некоммерческой) премией, я приглашаю его очнуться. Этот театр, его труппа и руководители не нуждаются в дешевых эффектах.

Фестиваль «Смоленский ковчег» набирает обороты. Это культурное событие международного масштаба! Для участия в нем театры проделывают путь в тысячу и более километров. Между прочим, за свой счет. Им важно появиться на сцене театрального смотра, перед смоленской требовательной публикой, услышать мнение жюри и увидеть других конкурсантов. Я уже не говорю о том, какой подарок получают жители города и области.

Мне посчастливилось быть в составе жюри IV и V фестивалей «Смоленский ковчег». Судить предоставленные работы было непростой задачей. Обсуждение при закрытых дверях иногда проходило на повышенных тонах. Решения выносились на голосование. Дебаты в жюри V фестиваля были жаркими в отношении тройки лидеров: «Игра в Наполеона» «Московского театра на Юго-Западе», «Невероятная любовь» Орского ГДТ им. А.С. Пушкина и «видеть надо душой» хозяев «Смоленского ковчега».

«Призы фестиваля из года в год достаются и друзьям главрежа», - еще один симптом, выявленный Тимошенковым.

Да. У Барковского – связи с польскими театрами. Их он приглашает на фестиваль. Это что, криминал? Я тоже обзвонил своих знакомых – русскоязычные театры Израиля, Германии, Канады и США. Большинство, несмотря на заинтересованность, не смогли найти средств на поездку в Смоленск. Тем не менее, на четвертый фестиваль приезжал театр «Матара» из Израиля, а на пятый – NinaArt Thettre оттуда же. Давайте меня тоже обвиним, что тащу друзей на фестиваль!

Кстати, польский театр «День смерти Моцарта» представил интереснейшие работы на оба фестиваля.

«В Смоленске театр пока еще драматический, но друзья и единомышленники активно пытаются привить на землях, которые считают исконно своими, образцы «современного искусства» (это про польский театр), - читаем мы у Тимошенкова. Ущипните меня. Похоже, это очередной симптом «болезни» смоленского театра. В чужеземном нашествии замешан пан Барковский! Мне отрадно: не только евреев бьют, спасая Россию…

Рентген и УЗИ

Эти средства диагностики трудно обмануть. Они заглядывают внутрь в глубину организма, в самую суть.

Виталий Барковский останется Виталием Барковским, несмотря на чьи-то диагнозы. Это мастер-художник, чародей сцены. Его владение сценографией, музыкой, светом достойны специального изучения. Мне, как автору, знакома его работа с текстом. Деликатность и профессионализм в этой сфере творческой деятельности завораживают! Я часто говорю: «Даже если сгорит больница, я не перестану быть врачом». То же и с Барковским. Не театр для него – он для театра.

«Вероятнее всего, чиновники посещают в театре только мюзиклы и поп-концерты, контрамарками на которые ведает г-жа Судовская, да благотворительные концерты В. Гергиева – приглашения на них покрыты муаром элитарности», - еще один симптом. Ну да. Синдром – не болезнь, а комплекс симптомов. Израильские театры тоже сдают свои сцены как площадки для чужих культурных мероприятий. Иногда муниципалитет прописывает в договоре минимальное количество дней, на которые театр обязан предоставить свои мощности гостям. А позволить простаивать тысячный зал театра Грибоедова, когда на него есть спрос гастролеров и публики, - по меньшей мере, не умно.

Низкий поклон Людмиле Николаевне Судовской за то, что она, несмотря на все трудности, не дает Смоленскому ковчегу погрузиться в пучину морскую. А еще спасибо за то, что «Грибоедовский» держится не только на колоннах, но и на руках всех, кто живет и дышит этим театром.

Рекомендую

Диагноз отменить. Больного выписать без предоставления больничного.   


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
1 минуту назад
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
33 минуты назад
По итогам двух этапов конкурсного отбора было представлено д...
сегодня, 19:09
По словам очевидцев, инцидент имел место на рейсе Вязьма – К...
сегодня, 18:32
В частности, в нем губернатор Смоленской области рассказывае...
Новости партнеров