Судоходство по Днепру: прошлое и будущее

Новости
Судоходство по Днепру: прошлое и будущее
По словам руководителя департамента по природным ресурсам и экологии Смоленской области Романа Захарова, в этом году планируется расчистка русла Днепра в черте города Смоленска на протяжении 7,5 км - от устья реки Вязовенька до очистных сооружений СМУП «Горводоканал».
Деньги на это в сумме 82 млн. рублей выделяет федеральный центр. В 2013 году уже освоено 12 млн., на которые построены четыре площадки для складирования донного грунта. Производство основных работ возложено на республиканское белорусское предприятие «Днепро-Бугский водный путь».
В его задачу входят приведение в порядок русла реки по ширине в 35 м и вырубка кустарника на береговой линии. Это позволит проектировать укрепление берегов за счет федеральных средств.
В 2014 году по греко-варягскому пути из Могилева в Смоленск придут две баржи с оборудованием. Работа пойдет поэтапно - от устья Вязовеньки до Чуриловского ручья. Так что Днепр вновь может стать судоходным, как это было полвека назад.
Напомним, до 70-х годов прошлого столетия речной трамвайчик был для смолян самым обычным транспортом. Им с удовольствием пользовались жители отдаленных деревень Кардымовского и Смоленского районов, его любила молодежь, отправлявшаяся по выходным вниз или вверх по Днепру на пикники, на нем удобно было приезжать на Колхозный рынок...
После Великой Отечественной войны речной транспорт перевозил грузы и пассажиров на участке протяженностью 134 км: от деревни Бовшево (расположена на границе с Белоруссией) до Дорогобужа. Особенно удобно добираться до Смоленска было жителям прибрежных деревень - Боровики, Лопино, Ратчино, Сырокоренье, Немыкари.
Вот какие речные маршруты приведены в путеводителе 1963 года: Смоленск - Бовшево (теплоходы «Десна» и «Енисей»), Смоленск - Боровики («Енисей» и «Дон»), Смоленск - Лопино («Днепр» и «Дон»), Смоленск - Ратчино («Дон»), Смоленск - Красный Бор («Десна», «Дон», «Енисей» в воскресные дни).
К 40-летию Победы в Смоленске даже начинали строить парадную набережную. Но деньги закончились, а потом, весной 1986-го, произошел взрыв в Чернобыле, и Днепр оказался рассечен надвое. Набережную забросили, проект заморозили.
«Еще в школьные годы, в 1972 году, школьников возили на пароходе в палаточный лагерь в Краснинский район. Поездка длилась около часа с небольшим и стоила в те годы около 10 копеек, что было соизмеримо с ценой полбуханки хлеба, - поделилась воспоминаниями читательница «РП». - Теплоход отправлялся от пристани около сегодняшнего автовокзала, что на улице Дзержинского, и принимал на борт не более 25 человек».
Сегодня за расчистку русла Днепра взялись вновь. Возможно, при производстве работ поднимут из воды и поставят на какой-нибудь постамент корпус старого трамвайчика.
Автор: Андрей ЗАВЬЯЛОВ.
СКАЗАНО
Бывший председатель Смоленского облисполкома Алексей Иванович Орлов:

- Речные трамвайчики регулярно выполняли рейсы от деревень Кардымовского района вниз по течению до села Сырокоренье на границе Смоленского и Краснинского районов. «Порт приписки» у них был в Смоленске, на Рачевке, где потом расположилась спасательная станция. Второй причал располагался у нынешнего автовокзала. Население деревень, в которые тогда не ходили автобусы, куда не было дорог, с удовольствием пользовались удобным и дешевым водным транспортом. Одни ехали по делу, другие - просто покататься по Днепру.
Для обеспечения судоходства русло реки постоянно чистили два земснаряда. Речной транспорт считался перспективным, поэтому строились планы по его развитию. В городе должен был появиться речной вокзал. Перед началом проектирования набережной были достигнуты договоренности с Госпланом и Минэнерго СССР о строительстве за Смоленском плотины, которая повысила бы уровень Днепра, и гидроаккумулирующей электростанции. К сожалению, этому не суждено было сбыться.
СПРАВКА РП
В 1977 году Смоленский областной Совет депутатов трудящихся своим Решением №348 от 07.06.1977 г. запрещает использование теплоходов, катеров и моторных лодок на водоемах области с 1 июня 1977 года, ссылаясь на Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 29.12.1972 г. №898 «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Представляется, что исполком преследовал цель в первую очередь ограничить судоходство из-за разрушения берегов.
В течение последующих 20 лет в Смоленске и на территории области любительское и профессиональное судоходство приходит в полный упадок. Тысячи судов сдаются в металлолом владельцами, процветает воровство лодок из цветных металлов для их дальнейшей утилизации.







Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
По итогам двух этапов конкурсного отбора было представлено д...
48 минут назад
По словам очевидцев, инцидент имел место на рейсе Вязьма – К...
сегодня, 18:32
В частности, в нем губернатор Смоленской области рассказывае...
сегодня, 18:16
Самый вкусный театр «Вишневый пирог» привез две награды с пр...
Новости партнеров