Виктор Булатов: «Влюбился в Смоленск еще весной»

Спорт

Виктор БулатовСмоленский «Днепр» начинает подготовку к сезону. Сверстан бюджет, определены цели и задачи клуба на 2010 год. А 19 декабря к работе приступил новый тренер команды Виктор Булатов. Бывший спартаковец стал, наверное, самым именитым специалистом в истории смоленского футбола: он трижды выигрывал чемпионат России, кроме того, в его активе победа в Кубке и шесть матчей за сборную. Но все эти заслуги принадлежат Булатову-игроку, а по тренерским меркам он еще совсем молодой человек, который лишь начинает карьеру.
Наше заочное знакомство с Виктором Геннадьевичем началось по телефону, а сразу после приезда в Смоленск он согласился встретится и рассказать о том, какие изменения ждут команду. При личном общении Булатов показал себя открытым человеком и интересным собеседником.

Родного города пока не нашел

- Приходилось ли вам раньше бывать в Смоленске? Какое впечатление произвел город?(*)
- Первый раз приехал в мае этого года, когда работал помощником тренера в «Нике». Еще тогда Смоленск полюбился. Была весна, и весь город утопал в зелени. Я решил прогуляться, сходил в Успенский собор.  Он произвел на меня большое впечатление. Потом узнал о том, что этот храм знаменит на всю страну.
- Вы верующий?
- Да. Я православный христианин.
- Карьера забрасывала вас во многие города. Какой-то из них стал по-настоящему родным?
- Родился я в Челябинске. Последнее время жил в Москве, но к столице у меня душа не лежит. Это сумасшедшее место. Того города, в котором я бы хотел жить и который стал бы мне родным, пока не нашел.
-  Вы рассматриваете «Днепр» как первый этап своей дальнейшей тренерской карьеры или планируете добиваться серьезных результатов и в Смоленске?
- Мой контракт рассчитан на два года. Это сам по себе серьезный срок. На дальнейшее я не загадываю. Может, все сложится удачно: клуб будет по-прежнему пользоваться поддержкой властей, появятся серьезные спонсоры и задача выйти в первый дивизион, которой нет сейчас… В любом случае, трудно планировать на два года вперед.
- Знаете, что в Смоленске начинал российский этап тренерской карьеры Курбан Бердыев?
- Да. Мне уже рассказали об этом…
- Не собираетесь повторить его путь?
- Это хороший пример (улыбается). Я бы не отказался от такой карьеры как у Бердыева.

Победитель всех лиг

- Вам как игроку принадлежит уникальное достижение. Вы не только поиграли во всех профессиональных лигах чемпионата России, но и становились их победителем…
- Могу сказать, что в этом году я улучшил это достижение. Играл на КФК за команду, которая выиграла чемпионат («Торпедо» (Москва) – прим. автора) и за ветеранов, ставшими лучшими в России. То есть завоевал еще два трофея (смеется).
- Самый значимый этап карьеры был для вас в московском «Спартаке»?
- Я достиг успеха в двух командах. Конечно, прежде всего, это «Спартак», где стал трехкратным чемпионом России, и «Терек», в составе которого выиграл Кубок России.
- В «Спартаке» вы играли на позиции опорного полузащитника. Кем еще приходилось быть на футбольном поле?
- Начинал карьеру игроком атаки. До 26 лет занимал позицию «под нападающими». Поменял амплуа только после перехода в «Спартак». Там сначала играл защитника, потом опорника.
- С чем связаны эти перемены? Каждый тренер видел вас в разной роли или вы просто были универсальным игроком?
- Наверное, моя позиция все-таки опорник. Я не обладал взрывной скоростью, выдающимися физическими данными. Но зато имел необходимое мышление. Тем более, когда я перешел в «Спартак» на позиции «под нападающим» играли Титов и Цымбаларь, а единственным вакантным местом из-за травм других футболистов, была позиция переднего защитника.
- Означает ли это, что, работая тренером, вы будете уделять особое внимание обороне?
- Нет. Если есть неплохие игроки атаки, то нужно делать акцент на них. Если футболисты не очень хорошо оснащены технически – строить игру от обороны.
У меня, конечно, есть свое видение идеального футбола. Но все-таки приходится отталкиваться от игроков, от их возможностей. Многое зависит того, кого ты пригласишь на слабые позиции.
- Что для вас важнее - победа или зрелищная игра?
- Думаю, что это взаимосвязано. Невозможно в длинном турнире, состоящем из 30 матчей, добиться результата, не показывая качественной игры. Выиграть, поведя в счете и отбившись, реально только пару раз. Да и то с большой долей удачи.  

Кто-то играл в карты, а я вел конспекты

- Время, проведенное в московском «Спартаке» много вам дало? Ощущается ли это влияние сейчас?

- Я думаю да. Главный плюс - в психологии. Только когда ты побеждаешь, приходит уверенность, что можешь быть первым. Надеюсь, это поможет и в тренерской деятельности.
- По натуре вы максималист. Собираетесь и от подопечных требовать максимального результата?
- Обязательно.
- Когда работали в «Спартаке» с Романцевым, вели конспекты?
- Да я записывал его тренировки.
- С какими тренерами вам еще доводилось работать?
- Я считаю, мне повезло. Моими наставниками были лучшие российские специалисты. Многое перенял от Талгаева. От Тарханова – упражнения по работе с молодежью. У него хорошая методика. Незря ведь у Александра Федоровича выросло много серьезных футболистов: Радимов, Хохлов, Каряка, Ковба, Бобер. Еще один тренер, который серьезно на меня повлиял – Юлыгин, хотя, может быть, он не так хорошо известен широкой аудитории. Я работал с ним пять лет в московском интернате, Астрахани и Ставрополе. Юлыгин был также первым тренером в профессиональной карьере Бердыева, и уже два года он работает в Казани, где выстраивает детско-юношескую школу.
- А с кем из известных специалистов вам хотелось бы поработать в одной связке?
- На первом месте почему-то Фергюсон. Еще Венгер. Из наших, как ни странно, - Красножан. Уникальный тренер –  каждый год собирает новую боеспособную команду.
- Многие игроки после того, как достигают определенного возраста, жалеют, что не вели в свое время конспектов. Почему вы этим занимались? Заранее видели себя в роли тренера?
- Да. Уже тогда задумывался об этой работе. Что такое российский футболист? Человек, который  300 дней в году проводит на сборах и на базе. Раньше ведь за 2,5 суток объявляли карантин перед игрой. Получается, что ничего, кроме того, как играть в  футбол, ты в жизни не умеешь. А после окончания карьеры остается пойти в тренеры…
- Сейчас главное развлечение спортсменов на сборах – ноутбук. Вы вели конспекты, потому что в ваше время подобных развлечений не было?
- Ну почему же, у нас были карты…бридж…
- А кто не хотел в карты, конспектировал тренировки?
- Пожалуй, да (смеется).
- Недавно вы закончили Высшую школу тренеров (ВШТ) и получили лицензию «Б», которая дает вам право тренировать команды второй лиги. Что представляла собой учеба в ВШТ?
- Срок обучения небольшой. Полтора месяца январь-февраль, и сейчас ноябрь-декабрь. То есть чистого времени три месяца. В перерывах между ними дают задания писать конспекты и рефераты по психологии и специализации.
- Планируете в дальнейшем получать лицензию «А», Pro?
- Конечно. Наверное, в следующем году продолжу обучение.

Со смолянами приятно работать

- Вы уже успели познакомиться с «Днепром» по видеозаписям и первым тренировкам. Какое впечатление произвела команда?
- Есть качества, от которых можно отталкиваться. Радует тот момент, что много местных воспитанников. Ребята способные, горят желанием играть в футбол. С ними приятно работать.
- Чего на ваш взгляд, прежде всего не хватило «Днепру» в минувшем сезоне?
- Больше всего – опыта. Насколько я знаю, для многих ребят тот сезон стал дебютным на профессиональном уровне. Просто нужно было время, чтобы они освоились в этом «мужицком» футболе второй лиги, что называется, пообтерлись. В следующем году им будет в психологическом плане уже гораздо легче.
- Стоит ли ожидать серьезных изменений в составе?(*)
- Все местные футболисты должны остаться. Но нужно и усиливаться. За три месяца можно найти пять-шесть хороших игроков.
- Остались ли у вас какие-то контакты с  московским «Спартаком»? Не планируете ли пригласить молодежь из спартаковской школы в «Днепр»?(*)
- Главный тренер дубля «Спартака» Дмитрий Гунько обещал, что если перед сезоном у него появятся неустроенные футболисты, способные усилить нас, он обязательно позвонит. - На данный момент из «Днепра» уже кто-то ушел?
- Козлов и Семенов находятся на просмотре в других клубах. Сейчас нет в команде Цимбала, Рыбина и Сойникова, которые играли в «Днепре» на правах аренды. Они уехали в свои клубы. Но судьба всех названных футболистов еще не решена.
- Контракты с игроками на новый сезон уже заключены?
- Нет. Этот процесс начнется в январе. Пока контракт есть только у Филиппенкова.
- Раньше были знакомы с Сергеем?
- Да. В составе сборной в 1998 году вместе играли против бразильцев в товарищеском матче.
- Как вам работается с бывшими «кристалловцами»?
- С Сергеем Гунько я тоже не был раньше знаком. У него контракт заканчивается, но очень хотелось бы, чтобы он остался в команде и помогал мне.

Гуру футбольной тактики – Слуцкий

- В последнее время неплохих успехов стали добиваться тренеры, которые раньше не были футболистами Слуцкий, Моурниньо. Как вы считаете, карьера игрока помогает или может быть, напротив,  мешает карьере тренера?
- Конечно, бывшему футболисту легче пробиться. Но все зависит от человека. Если есть логическое мышление, любознательность, можно много добиться и без «игроцкой» карьеры. Слуцкий начал работать тренером в 22 года и прошел все этапы, начиная с детско-юношеского футбола. Он очень много читает, занимается самообразованием. Из всех тренеров, что приезжали к нам в ВШТ на лекции, он произвел самое приятное впечатление своим знанием футбольной тактики, коммуникабельностью. А Моурниьо всем доказал, что необязательно иметь за плечами карьеру игрока, чтобы выиграть Лигу Чемпионов…
- Почему у многих бывших спартаковцев вашего поколения не задалась тренерская карьера?
- Еще рано говорить, что она совсем не задалась. У Ромащенко не получилось в Томи, но он недавно принял «Салют» (Белгород). Юран, перед тем как быть уволенным, вывел «Шинник» в Премьер-лигу…
- С другой стороны есть Карпин…
- Да. Вот хороший пример! Спасли меня (смеется).
У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Если проводит параллели с карьерой игрока, это можно объяснить тем, что бывшему футболисту «Спартака» очень трудно найти себя в другой команде. Я это испытал на себе. У красно-белых был собственный стиль. Приходя в другую команду, где партнеры уже не думали так же, как ты, перестроится было очень  тяжело. У многих карьера шла вниз. Может быть, также и с тренерами: «спартаковцы» пытаются перенести романцевский стиль на команды, где собраны не подходящие для этого исполнители.

Нынешнее поколение будет играть до 40

- Вам никогда не казалось, что в России футболисты слишком рано завершают карьеру?
- Из Высшей лиги я ушел из-за проблем со здоровьем. А закончил играть в 36 лет. Это рано?
- Но ведь в Англии или, скажем, в Италии даже в самых сильных клубах играют и до 40. Почему у нас на пенсию списывают уже в 32-33 года?
- В России очень трудно продержаться до 40 лет. В этом плане Сергей Филиппенков заслуживает большого уважения. Он находится в неплохой форме в свои 38. Но это скорее исключение. Причина в изнуряющих сборах. После чемпионата у нас был месячный отпуск, а затем с конца декабря и до марта проводили время на тренировках. Такого нет ни в одном европейском чемпионате! Плюс нас, мягко говоря, тренировали в это время неправильно. Гоняли просто безбожно. Такие физические нагрузки, повторявшиеся из года в год, очень сильно подрывали здоровье.
- Сейчас что-то изменилось или в России поменять систему подготовки невозможно?
- Таких сумасшедших нагрузок уже нет. Привлекаются новые технологии. При помощи компьютеров следят за состоянием футболистов. Нынешнему поколению будет легче доиграть до 40.
- Получается, в Европе тренируют меньше, а результат лучше?
- Да. Нагрузки там меньше, но они избирательные. Все дозируется и часто для каждого отдельного футболиста разрабатывается специальная программа. 
- Можно ли как-то применить достижения современной науки в условиях второго лиги?
- Хорошо, что со мной приехал грамотный тренер по физподготовке, надеюсь, что он останется в команде, будем проводить индивидуализацию нагрузок. На мой взгляд, это большой резерв современного  футбола. В команде два десятка игроков, у каждого особенный организм и тренировать всех одинаково нельзя.
- Еще один интересный факт из вашей биографии: вы прервали карьеру и какое-то время профессионально занимались мини-футболом. Расскажите об этом.
- В 92-м году я закончил сезон в Астрахани, и друг предложил мне поиграть за челябинский «Феникс». Провел там целый сезон и даже успел стать бронзовым призером чемпионата России.
- Мини-футбол дал вам что-то?
- Он может быть полезен зимой для поддержания формы. Мини-футбол развивает мышление, учить принимать быстрое решение на ограниченном пространстве. Если у тебя появляется навык быстрой работы с мячом на столь маленьком участке, то ты быстро мыслишь и на большом футбольном поле.
- «Днепр» будет играть в мини-футбол в этом межсезонье?
- Сейчас мы тренируемся на улице. Но в январе, наверное, будем играть и в зале.

Главное в работе Хиддинка – психология

- Что вы думаете о поражении сборной в стыковых играх?
- Конечно это большой минус нашему футболу. Но с другой стороны он отражает реальную картину. Пока у нас не выходит гарантированно становиться участниками всех главных турниров. Невыход сборной иллюстрирует все проблемы. Могло конечно и второй раз повезти, как в случае с победой Хорватии в Англии, но этого не случилось.
- Как вы оцениваете работу Хиддинка?
- Только положительно. Я видел его тренировки и много слышал о них. Ничего особенного там не было. Но как поменялась психология игроков! В этом его главная заслуга. Он умеет раскрепощать своих подопечных. Перед Европой у него было три недели и он доказал, что умеет выжать максимум из любых футболистов. Если же игроки приезжают из своих клубов в разобранном состоянии, он за три дня ничего не успеет поменять. Здесь психология уже не поможет. Тренер сборной очень зависим от клубов.
- Какой российский клуб для вас главный?
- «Спартак».
- А из зарубежных?
- Какого-то приоритета нет, но игра «Барселоны», «МЮ», «Арсенала», доставляет эстетическое удовольствие.
- В Смоленске у футбола хорошая посещаемость, у команды много болельщиков. Планируете ли вы провести перед началом чемпионата какую-то встречу с ними?
- Если смоляне этого захотят, я не буду против. Думаю, что игрокам  полезно пообщаться с болельщиками и посмотреть им в глаза. Потом будет стыдно проигрывать…
- Как вы относитесь к футбольным фанатам?
- Нормально. Лишь бы они вели себя в рамках закона. Не ломали кресла и прочее.
- Как вы считаете, в России уже научились болеть по-европейски?
- Пока еще нет и подтверждение тому - драки между фанатами после некоторых игр.
- Что пожелаете смоленским болельщикам в Новом году?
- Здоровьям им и их семьям. Успехов в работе, чтобы оставалось время, и они могли прийти на стадион и помочь любимой команде. Их поддержка нам будет нужна.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров