Может ли смоленский ВК "Феникс" зарабатывать деньги

Спорт

В конце декабря в гости к СГАФК-«Фениксу» пожаловал в какой-то степени самый необычный клуб Высшей лиги «Б» - пермский ВК «Прикамье». Его покровители из краевого Правительства в строгом соответствии с библейскими сюжетами дают коллективу не готовую рыбу на блюде, чтобы тот мог чувствовать сытость, а удочку - и ловля добычи автоматически становится задачей клуба.

Большой волейбол - к стенке!

В роли добычи, как несложно догадаться, выступают все те, кто может принести в клубную казну хотя бы один рубль. И каждую частную инвестицию бюджет Пермского края удваивает за счет регионального бюджета. В условиях, когда отечественные профессиональные клубы все без устали клеймят за иждивенчество, но когда, в тоже время, иные средства к нормальному существованию у спорта отсутствуют, пермский опыт выглядит хорошим способом приучить клубный менеджмент к самостоятельному поиску инвесторов.
Правда, в самой Перми такой подход чуть было не поставил большой волейбол к стенке. Спонсоров «Прикамье» не нашло (это в регионе-доноре!), и Правительство симметричным образом отказало клубу в финансировании. Потом, впрочем, властные мужи пошли на уступки, и авансом выделили-таки деньги. Но очевидно, что долгой прогулка по лезвию бритвы у команды не будет. Либо ее боссы найдут частные деньги, любо все сегодняшние усилия по выходу в Высшую лигу «А» окажутся тщетными. Понятно, что это проблема тех самых пермских боссов. Но если их шкуру примерить на весь отечественный профессиональный волейбол, есть основания полагать, что делить выжившие клубы на дивизионы федерации будет незачем...

«Лейбл» - как звездочка на фюзеляже

Смолянам за примерами далеко ходить не надо. Горячо любимый на берегах Днепра «Феникс» в столь жесткие рамки, как его соперник по Высшей лиге «Б» не поставлен, но и возможностей для широкого маневра по большому счету лишен. И чтобы совсем уж не стать на грань выживания, клуб, кончено, как может, вертится. Если взглянуть практически на любую европейскую команду в игре, в глазах сразу начнет рябить от спонсорских нашивок на форме у волейболистов. В Европе с бюджетными дотациями у профессионального спорта отношения изначально как-то не сложились, и потому каждый спонсорский «лейбл» на майке, будто звездочка на фюзеляже у истребителя - показатель эффективности клубного менеджмента. Так вот у «Феникса», что не может не радовать, места на форме уже и не осталось практически! Другое дело, речь далеко не во всех случаях идет о генеральных спонсорах - иногда и просто обо всех тех, кто небезучастен к смоленскому волейболу.
Но в этой связи не стоит забывать и о том, что с само понятие «клубный менеджмент» в стан «апельсиновых» пока никоим образом не внедрено. Реальность такова, что на плечах фактически трех человек сегодня в «Фениксе» держится абсолютно все: от тренировочного процесса до взаимоотношений с прессой; от работы с болельщиками до трансферной политики. И если сосредоточенный на всем главный тренер команды Андрей Петров взвалит на себя еще титанический труд по созданию привлекательных условий для потенциальных инвесторов, их попросту не к чему станет ангажировать.

Что не потрачено, то заработано


Но если все же прикладывать пермское лекало к «Фениксу», то получается, что как минимум на первую лигу клуб себе зарабатывает. Во-первых, и это выглядит роскошно на фоне очень многих команд из самых разных дивизионов, у «апельсиновых» есть титульный спонсор - Академия физической культуры, спорта и туризма. Понятно, что она дает клубу не только свое название, но и самую большую ценность в инфраструктуре всего волейбола - зал со всеми прилегающими апартаментами. Сколько на этом экономит клуб, детально не подсчитано, но очевидно, речь идет о нескольких миллионах рублей за каждый сезон.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить стоимость аренды стадиона «Спартак» футбольным клубом «Днепр», составляющую около сотни тысяч рублей. Ведь по сути, как и «Спартак», СГАФКСиТ - монополист, и может выставлять любые условия потенциальным арендаторам. Все равно, в другое место те не уйдут. Когда перед матчем с тем же ВК «Прикамье» на домашней арене «Феникса» потекла крыша, и командам пришлось перебираться в зал на Покровке, главный тренер пермского клуба Владимир Путин поначалу даже отказывался там играть. Ведь при всех достоинствах этого недавно отремонтированного зала, уложенное на полу покрытие современным высоким критериям не соответствует.
Как отмечают в самом клубе, важно не только то, что «Феникс» зарабатывает за счет своих учредителей. В общем бюджете необходимо учитывать и то, на что клуб не тратит. Здесь речь также идет о колоссальных суммах: проведение сборов, например, исчисляется сотнями тысяч рублей. Это только если исходить из стандартной стоимости проживания любой команды на туре: питание и проживание к цифре с пятью нулями приближаются стремительно! Но ведь на сборах-то волейболисты ищут не ночлега и пропитания, а в первую очередь все-таки условий для игровых занятий, работы на тренажерах и восстановительных мероприятий. Да и длятся сборы на четыре дня, само собой.

53 тысячи за светлое будущее
 

Если же вести речь непосредственно о том, на чем клуб может заработать живые деньги, то первым делом на ум, естественно, приходит трансферная деятельность. Когда «Феникс» вышел в Высшую лигу «А», спрос на его игроков был колоссальным, и на этом, конечно, можно было бы сыграть - даже после того, как команда вылетела из дивизиона. Каким образом распорядилась выпавшими возможностями предыдущая клубная администрация остается тайной. Но не секрет, что ряд представителей того поколения «апельсиновых» уходили из клуба по окончании срока действия контракта. Это значит, что их новые работодатели в строгом соответствии с волейбольными законами должны были внести в кассу предыдущих только оплату за лицензии игрока - символические по меркам профессионального спорта несколько тысяч долларов. Другое дело, жгучий интерес какого-то клуба к тому или иному игроку при действующем соглашении. Тогда цена - предмет торга, и окончательная сумма много превышает стоимость лицензии. Известно, что таким образом из «Феникса» уходил Андрей Асташенков, дав возможность воспитавшему его клубу что-то заработать.
Предвидя спрос на нынешних игроков, в стане «апельсиновых» склонны к заключению долгосрочных контрактов. Например, Антон Карпухов уже входит в сферу интересов некоторых команд, но, узнавая о действующем пятилетнем контракте этого волейболиста, дальше любопытства руководители потенциальных приобретателей прав на доигровщика смолян пока не идут. Они, безусловно, начнут прицениваться сразу же, как только Карпухов убедит их в собственной необходимости. Но пока его команда проваливает один за другим матчи сезона, в качестве кандидата на усиление он, надо полагать, никем особенно не рассматривается.
Тем не менее, определенные возможности закрывать бюджетные позиции за счет реализации прав на игроков, у «Феникса» есть. Например, отдав в аренду Анатолия Лазуткина, клуб заработал 53 тысячи рублей и слегка разгрузил зарплатную ведомость. Не бог весть, какие деньги, конечно, но без этого невозможно было бы подписать соглашение с Павлом Афониным. В свою очередь, без него было бы гораздо сложнее выходить из игрового штопора. Ну а уже при отсутствии результатов ничтожно мала цена на других  лидеров команды, каждый из которых потенциально может принести «Фениксу» существенную прибыль. Если это все же произойдет, уникальным в лиге станут считать вовсе не «Прикамье», которое, если уж сказать, положа руку на сердце, часть средств зарабатывает тем, что попросту распродает имущество клуба.
Вот только, даже если «Феникс» станет эталонным в плане привлечения спонсорских ресурсов, без средств регионального бюджета ему все равно не обойтись. Таковы реалии.








Загрузка комментариев...
Читайте также
2 минуты назад

Напомним, инцидент произошел в Ярцевском районе. Очевидцы...

38 минут назад
Планируется, что в этом году в нормативное состояние приведу...
сегодня, 12:29
База «Соколья гора» теперь не существует. «Парам-парейро» бо...
сегодня, 12:52
Новый сезон автопоезда «Здоровье Смоленщины» стартовал в Гаг...
Новости партнеров