«Кристалл» на самом деле жив!

Спорт

«Кристалл» на самом деле жив!Пожалуй, более сложных редакционных заданий прежде получать не доводилось. Только представьте, что в газетном формате, а по сути - в паре слов, требуется описать треть жизни. Причем ту, события которой оставили такие глубокие отметины в душе и на сердце, что и десять лет спустя говорить о них без дрожи в голосе невозможно. А именно столько времени прошло с момента последнего матча футбольного клуба «Кристалл». Неповторимого и влюбившего в себя настолько, что чувства к нему не смогут угаснуть никогда. И вот как их перенести на газетную страницу? Как, в конце концов, определить, что в первой любви нравилось больше всего, и рассказать именно об этом? Это кажется за пределами реальности...
Зато несложно понять, чего не стало с ее уходом. Трагедия «Кристалла» разделила футбол и жизнь его поклонников на «до» и «после». И насколько романтичным, ярким и вечнозеленым было «до», настолько же хмурое, безликое и убогое «после». Не хочется выглядеть старым брюзгой, утверждающим, дескать, раньше и вода была мокрее, и сахар слаще... Нет, конечно. И строение молекулы Н2О с тех пор не изменилось, и рафинада в чай мы все так же бросаем два кусочка. Но вот, согласитесь, все, с чем связаны футбол и околофутбольная жизнь сегодняшнего дня, стало как-то более легковесным. Как-то легче ровно на девять граммов. Говорят, именно на столько сдвинется стрелка весов, положи мы на них душу.
Но в воспоминаниях о временах, когда душа каждого разрывалась от каких-то нелепиц вроде кубковых поражений от какого-нибудь бестолкового щелковского «Спартака», нет ни толики упрека в адрес героев сегодняшних баталий, разворачивающихся в пределах зеленых прямоугольников. Нельзя же в самом деле поставить в вину то обстоятельство, что пробираться к сердцам болельщиков им до сих пор приходится по руинам империи. Главное в другом - еще раз ощутить, чего мы теперь лишены.
...История циклична. Когда меня сегодня спрашивают, за какую команду я болею, ответ неизменен. Только за смоленский «Кристалл»! Кто-то недоуменно может крутить у виска, кто-то сочувствующе пусть отводит глаза. Но ведь есть еще и такие люди, кто понимающе кивнет. И вот этих последних задолго до рождения «Кристалла» уже подбадривал Владимир Высоцкий: «Еще не вечер, еще не вечер...» И придет время, когда не будет повода исполнять панихиду по любви, - взамен представится немало случаев воспеть здравицу «Кристаллу». И эта вера жива! А раз так, то и «Кристалл» на самом-то деле жив.
«Столыпинский» вагон на трибунах
Сейчас в это даже не верится, но когда-то нижнекамский «Нефтехимик» считался чуть ли не изгоем в первой лиге. Страшно сказать: посещаемость его домашних матчей едва превышала отметку в 3 тыс. зрителей на игре. Сегодня ему все завидовали бы. А тогда «Волгарь» (Астрахань) порой не мог позволить себе показатель ниже 25 тыс. человек на матче, а липецкий «Металлург» и пермский «Амкар» через раз переходили рубеж в 20 тыс. А ведь были еще «Факел» и «Рубин», «Кубань» и «Сокол».
В Красноярске в минус 10 градусов 12-тысячник забивался «под завязку»... Правда, нередко приходилось принимать во внимание тот факт, что на соответствующую цифру в протоколе у инспектора оказывал влияние патриотизм на местах.
Помнится, промозглым осенним вечером на трибунах тольяттинского стадиона «Торпедо» собрались от силы пара тысяч человек, а в утренних газетах красовались более или менее приемлемые 5 тыс. зрителей. В Смоленске подобными вещами тогда не занимались. Не зачем было - местный «Спартак» порой принимал гораздо больше людей, нежели официально заявленная вместимость. На матч против пермского «Амкара» в 1999 году пришли 18 тыс. человек! Это надо было просто видеть: людское море затопило все островки проходов между секторами, разлилось вокруг поля и густо забрызгало склоны Восточной трибуны. Ну и поскольку пластиковых сидений на арене тогда не было, плотность сидящих на деревянных скамьях была практически увеличена до рекордных отметок печально знаменитых «столыпинских» вагонов, возивших арестантов ГУЛАГа: до 18 человек в четырехместном купе.
Сувенирная лавка на поле «Спартака» 
Выход «Кристалла» в Первую лигу в 1996 году хранится в памяти как самая эпическая победа. Это могло случиться и годом ранее, но тогда на пути смолян к дерзкому повышению в классе встал «Спартак» (Нальчик). Точнее - судья решающей встречи в Смоленске. К 90-й минуте «Кристалл» вел 1:0, и к основному времени было добавлено еще три отрезка по 60 секунд. Но реально команды сыграли семь минут. И провели бы на поле еще больше, не забей «Спартак» гол. Гол, выведший южан в Первую лигу, а исполнение мечты «Кристалла» отложивший на год... Чтобы после этого судья смог выйти из судейской комнаты административного здания стадиона, пришлось прибегать к помощи ОМОНа. Осаждавшие корпус несколько сотен болельщиков жаждали расправы. До такой степени, что даже провожали «конвоируемого» на вокзал арбитра. ОМОНу пришлось сажать бедолагу в поезд и ждать отправления. В справочнике на следующий год тот поединок вспомнили строками: «Мы на одном футбольном матче посидели, но за один футбольный матч мы поседели. Пришел на стадион мужик, пришел и мальчик. А ушли седые деды: Смоленск - Нальчик...»
И когда осенью 1996-го в решающем матче против ижевского «Зенита» на 90-й минуте Вадим Александров с подачи Виктора Карачуна забил победный гол (2:1), весь стадион дал-таки выход целый год копившимся эмоциям. Не дожидаясь финального свистка, болельщики высыпали на поле и готовы были растащить кумиров на сувениры. Из раздевалки до автобуса игроков после матча выносили на руках!
«Канарейки» - в строгом оперении
Христо Стоичков - великий болгарин из «Барселоны» - писал в своей автобиографии, что его сердце навсегда останется гранатово-синим. По цветам клуба, в котором он стал мировой звездой. Свой жизненный путь «Кристалл» тоже заканчивал в красно-синей форме, доставшейся в наследство от времен объединения с «Искрой», после которого в учредителях значились Вооруженные Силы, а команда обросла «отчеством» - ЦСК ВВС. Но начинали-то смоляне желто-зелеными. Их бы по образу и подобию французского «Нанта» легкомысленно прозвать «канарейками», но в форме неизменно присутствовал строгий синий цвет.
В первый сезон синими были трусы основного комплекта формы, в  последующие годы в синих тонах выполнялась резервная амуниция. В 1997 году «Кристалл» предстал в своем самом запоминающемся и совершенно неповторимом образе: желто-салатовые футболки и салатово-желтые трусы. В том же году (9 октября) команда одержала одну из самых крупных побед в собственной истории - 6:0 (для справки: тремя годами ранее со счетом 7:1 был повержен «Дон» из Новомосковска). Любопытно, что поверженным в тот день оказалось «Динамо» (Ставрополь), которое облачилось в форму «Кристалла». Южная команда прибыла в Смоленск без запасного комплекта.
А основной - практически копировал форму смолян, только вместо зеленого доминировал бирюзовый цвет. В первом тайме смотреть на это было невозможно: две команды с вертикальными полосами на футболках, с ярко-желтыми элементами на всем одеянии...
В перерыве «Кристалл» пришел на помощь своим незадачливым оппонентам и нарядил их в собственные синие комплекты. Пришедшие ко второму тайму, наверное, сходили с ума: внешне выглядело так, что «Кристалл» громит сам себя, а 10 тыс. зрителей этому неистово радуются.
Радиорубка для тысяч ди-джеев
Это сегодня на трибунах во время матчей разворачивается параллельное действо, где баллом правят фанаты. Тогда в Смоленске о таком явлении не слышали, но потенциальные лидеры торсиды уже, конечно, имелись. Едва ли не талисманом «Кристалла» был удивительный Валера Бобин. Он взял за правило в перерыве каждого домашнего матча выбегать на поле, отбирать мяч у запасных и забивать его в те ворота, которые во втором тайме предстояло защищать соперникам смолян.
Как правило, примета работала. Но имелись и более солидные заводилы секторов. Первые самопальные «заряды» были просты и наивны: «Ребенок родился, на ноги встал и первое слово промолвил: «Кристалл». Но постепенно поэты с Восточной трибуны раскрывали новые грани своих талантов. Чего стоил только многоминутный спич в стихах, начинавшийся громогласным и протяжным: «Ди-на-мо Тби-ли-си». Требовалось на каждую новую (всенепременно зарифмованную!) пару слов кричать «Нет». Что только не сотрясало воздух: «финские унитазы - японские противогазы»... Особым шиком для оратора считалось убаюкать публику бесконечным перечислением всего того, что она отвергает, а потом вдруг после ничем непримечательного, скажем, «солдат-строитель», на максимуме человеческих возможностей провозгласить: «Кристалл - победитель». И тут уж почти десяток тысяч глоток не стеснялись собственной мощи, порывом восклицая: «Да»! Есть свидетели, что это «Да!» хорошо было слышно в Ситниках. «Спартак», напомним, стоит на ул. Дзержинского...
Рваные раны на теле «Кристалла»
Начало августа 1998-го - самая трагическая страница в истории «Кристалла». Игроки возвращались с тяжелого выезда Краснодар - Майкоп, а в Смоленске убили отца-основателя клуба Александра Шкадова. И все как-то сразу поняли, что пули, выпущенные по Александру Ивановичу, попали в самое сердце команды. Полученные повреждения были вроде бы совместимы с жизнью, но утраченные с ранением беспечность и кураж так до конца никогда больше к «Кристаллу» и не вернулись. Накануне в Майкопе он уступил 0:5 - до того момента его никто подобным образом не унижал. Армен Адамян вдобавок допустил осечку в своем 33-м пенальти кряду, хотя прежде среди голкиперов оппонировавших команд даже теоретизирование на тему возможного парирования удара с «точки» от Армена считалось бесперспективным занятием. Сослагательное наклонение неуместно, но спросите любого - убийство Шкадова поставило крест на мечтах команды пробиться в Высшую лигу. После этого «Кристалл» лишь однажды формально приблизился к верхней части таблицы Первой лиги.
В 2000 году он занял пятое место, но всерьез рассматривать его в качестве соискателя пропуска в высший свет не приходилось - отрыв от проходной второй позиции в итоге составил 19 очков. Годом ранее команда заняла одиннадцатое место, в 2001-м и в 2002-м годах - десятое. Об итогах сезона-2003 и вспоминать не хочется...
Как «Кристалл» обокрал сборную России
Пожалуй, чебаркульский метеорит должен был бы упасть где-то на Валдайской возвышенности, чтобы в смоленском футболе появился второй Соляник. Это как раз явления одного порядка. В 1993 году, когда «Кристалл» ворвался в профессиональный футбол, ему было уже 26 лет. Быть может, не заработай главный бомбардир Смоленска всех времен осложнения на фоне простуды в 18 лет - и наша живая легенда не стала бы таковой, мы бы на него смотрели по телевизору. Не было бы счастья, как говорится... Тренер «Рубина» Волчок уверял, что Соляник - потеря для сборной России. А еженедельник «Футбол» выдал как-то строки, перечитанные преданными поклонниками таланта (а точнее - гения!) Валерия тысячу раз: «Все знают, - писало центральное издание, - что нужно сделать, чтобы остановить «Кристалл». Надо нейтрализовать Соляника. Многие даже представляют, за счет чего они могли бы этот план реализовать. Вот только на практике ни у кого ничего не получается».
Почему-то в памяти не отпечатались его голы. Зато сохранился эпизод 20-летней давности. Соляник получил травму и к домашнему матчу против «Торпедо» (Павлово-на-Оке) окончательно не восстановился. Его неучастие в игре расстраивало настолько, что даже 2:0 к 85-й минуте не могли доставлять истинного наслаждения. И Соляник упросил своего тогдашнего тренера Игоря Белоновича выпустить его, пообещав забить. За оставшееся время он поразил цель дважды! Чем гарантировал полноценность заработанным «Кристаллом» двум очкам. И мы говорим: Соляник, а подразумеваем: «Кристалл». Что добавить, если даже день рождения они праздновали (и еще отпразднуют!) в один день - 1 декабря...








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 12:22
Водитель микроавтобуса был вынужден применить экстренное тор...
29 минут назад
Программа развития для участников специальной военной операц...
сегодня, 11:36
Жительница Смоленской области подозревается в заведомо ложно...
Новости партнеров