Если групповым занятиям с будущими спортсменами в детско-юношеских школах не будет положен конец и тренеры не перейдут на индивидуальные формы работы, победы отечественных атлетов на крупных международных соревнованиях станут большой редкостью. Ну а школьные уроки физкультуры в такой форме, в которой они проводятся сейчас, специалисты в области спорта советуют вовсе вычеркнуть из академического расписания.
Таланты уходят из спорта пачками
К таким выводам пришла состоявшая в Смоленске научная конференция, посвященная проблемам индивидуализации в спорте. К сожалению, из действующих смоленских тренеров участие в ней принял лишь Александр Селезнев. На конференции как раз и говорилось о том, что отечественные ученые от спорта работают для… других ученых. В адрес практикующих же специалистов прозвучало немало критики, в том числе и по поводу отсутствия у них рабочей культуры, когда потребность в накоплении знаний по большому счету отсутствует. В то же время некий китайский институт выписывает всего один экземпляр издающегося в России журнала «Теория и практика физической культуры». В Поднебесной его переводят на свой «мяукающий» язык и рассылают по провинциям. На местах он становится настольной книгой для тренеров. И результат их работы будет очень хорошо представлен на грядущей Олимпиаде в Пекине, где хозяева наверняка выиграют общекомандное первенство.
Как следует из выступлений светил методологии спорта, из-за небольшого стремления к получению каких-то новых знаний действующие тренеры и работают неправильно. Индивидуально с будущими чемпионами они занимаются очень нечасто. В итоге Россия теряет талантливых спортсменов пачками, потому как работают они в группе, где одинаковые упражнения предлагаются и скоростному, и медлительному.
Физкультуру надо запретить?
Досталось за групповые занятия и урокам физкультуры. Персонально с детьми на них, конечно, никто не занимается. В итоге девяносто семь процентов (!) взрослых людей, бегающих трусцой якобы для здоровья, просто-напросто не умеют корректно ставить стопу. В итоге от инфаркта они бегут к болезням позвоночника, на который из-за неправильного шага выпадает запредельная нагрузка. Физрук-то не научил! Кроме того, известно ведь, что на полных детей на занятиях физкультурой учителя, как правило, никакого внимания не обращают. Меж тем при правильной персональной работе из полных получаются отличные пловцы.
И вообще, уроки физкультуры придуманы для того, чтобы сохранять здоровье. Но такая проблема в России сейчас не стоит. Лишь 15 процентов учащихся школ не имеют ограничений по показателям физического развития, а значит, здоровье надо не сохранять, а пока только формировать. Увы, по изложенным выше причинам групповые методы работы делают решение такой задачи невозможным. Другое дело, и это признали сами методисты, что работать индивидуально по целому ряду причин возможно далеко не всегда.