Сергей Филиппенков: «Профессиональный клуб Смоленску нужен»

Спорт

Его карьера уникальна для смоленского футболиста: путь от низшего дивизиона до ЦСКА, работа с выдающими тренерами, медали чемпионата России и даже выступление за национальную сборную страны, пусть и всего лишь в одном матче, но зато каком – против лучшей сборной планеты – Бразилии.  В последнем для себя сезоне в качестве игрока 39-летний капитан «Днепра» продолжает оставаться одним из лучших на поле. 
По своему отношению к футболу Сергей Филиппенков скорее обладатель не российского, а западноевропейского менталитета. Настоящий профессионал на поле и за его пределами, он открыт для общения как с прессой, так и с болельщиками. При этом Сергей не отделывается дежурными фразами, а стремится быть объективным и откровенными, что для представителя смоленского футбола в его нынешнем состоянии – явление уж точно уникальное.

По заветам Штирлица

- После сезона-2007, проведенном в брянском «Динамо», Вы говорили, что намерены завершить карьеру игрока, но затем продолжили выступление. Правда, уже в липецком «Металлурге». На сей раз Ваше решение  повесить бутсы на гвоздь является окончательным?

- Да. Этот сезон для меня как для футболиста точно станет последним. В конце 2007 года поступило очень хорошее предложение, и завершать карьеру не имело смысла. Сейчас уже возраст такой, что даже если и будет какой-то интересный вариант, не соглашусь. В декабре я начинаю учебу в ВШТ, это отражено в моем контракте. 

- Сергей, в матче с костромским «Спартаком» Вы впервые после тринадцатилетнего перерыва забили гол на родном стадионе. Какие чувства при этом испытали?

- Конечно, было приятно, но без сумасшедших эмоций. Долгое время я не играл в Смоленске. А последние два года действовал на позиции защитника, поэтому особых установок на нападение не было. А вот против «Спартака» вышел на поле в качестве атакующего полузащитника. К тому же перед матчем наш пресс-атташе Виктор Южанин напомнил мне высказывание Штирлица о том, что прежде всего запоминается последнее, и, значит, пора уже забивать. Я ответил, что сегодня обязательно забью. Так и вышло. 

 

- Вам тяжело быть капитаном?
- Прежде всего это высокая ответственность, которая дает мне лично дополнительную мотивацию на каждую игру. А вот на правах капитана «пробивать» что-то, решать проблемы с руководством непросто. Это сильно отвлекает от самого футбола.
- Как удалось до такого приличного по футбольным меркам возраста поддерживать отличные физические кондиции?
- Спасибо родителям за неплохие данные. Еще, конечно, помогло профессиональное отношение к делу. В возрасте 22-23 лет у меня обнаружились небольшие отклонения в работе сердца, которые были связаны с занятиями спортом. Врачи сказали, что, если хочу играть дальше, нужно строго соблюдать режим. Я выбрал это. С тех пор проблем со здоровьем не было.

 

«Молодой работает на перспективу, а я - на уважение»


- Недавно довелось прочитать интервью Андрея Канчельскиса, в котором экс-полузащитник «Манчестера Юнайтед» рассказал о своем возвращении на родину. По его словам, одна из проблем современного российского футбола - равнодушие молодых игроков, которые, получая большие зарплаты, не стремятся выкладываться на поле. Как, по-вашему, он прав?
- Сколько я в спорте, столько слышу такие разговоры. Есть такие футболисты, которые, будучи молодыми, говорят, что им мешают раскрываться старики, а когда сами становятся ветеранами, твердят, что у нас плохая молодежь. Бывают разные ребята. Для одних главное - зарплата, а у кого-то по-настоящему горят глаза, они  ответственно подходят к работе, не обращают внимания на деньги, а просто хотят играть и расти дальше. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Молодой работает на перспективу, ему не столько важен командный результат, сколько индивидуальное развитие. А куда мне расти дальше? Хочется просто добиваться уважения для команды и города и зарабатывать деньги для семьи.
- У смоленских ребят есть шанс пробиться на серьезный уровень?
- Шанс есть всегда, но нужно, чтобы еще обстоятельства сложились удачно. В нашей жизни не все происходит закономерно: кто-то с хорошими данными и с большим желанием не попадает в большие клубы, кто-то особенно не старается, а оказывается в хороших командах. Сейчас многое зависит и от агентов.
- Благодаря чему вы оказались в ЦСКА?
- Здесь и моя личная работа, и труд педагогов. Кроме того, обладал неплохими физическими данными, в частности, высокой скоростью.
- С кем из партнеров по ЦСКА продолжаете общаться?
- Практически со всеми. Лучшие отношения с Димой Сенниковым, недавно он приезжал в Смоленск. Звонил Сергею Семаку после его перехода в «Зенит». Дружим всей командой, периодически собираемся вместе. У нас был хороший коллектив.
- ЦСКА в то время, когда вы в нем выступали, добился неплохих успехов: дважды завоевал медали чемпионата России. Возможна ли дружба между футболистами, если команда не показывает результата?
- Один друг у тебя почти наверняка будет: тот, с кем ты вместе живешь, проходишь все сборы, тренируешься, играешь. Но такой общности, как была в ЦСКА, не появится. В Туле, например, у нас была неплохая команда, но после первого круга перестали платить деньги, и боеспособный коллектив стал на глазах  разваливаться. Никаких связей с партнерами по «Арсеналу» у меня не осталось. Некая закономерность в этом есть.

 

В мечтах - «Челси», в реалиях - Смоленск


- Где планируете работать после окончания ВШТ?
- В «Челси» (смеется). Планировать можно все что угодно, но главное - совместить желания с возможностями. Естественно, как основной вариант рассматриваю Смоленск. Здесь все знакомо: и структура, и люди. Но в нашем деле нельзя загадывать далеко. Даже когда у тебя подписан многолетний контракт, не факт, что проведешь в этой команде хотя бы год. Конечно, у меня есть планы и надежды, но как сложится, не знаю.
- Но ведь уже на протяжении нескольких лет футбол в Смоленской области находится в плачевном состоянии, а главная команда не радует результатами. Вы надеетесь на перемены к лучшему?
- Как отец двоих детей, как смолянин я считаю, что в нашем городе должна быть профессиональная команда, куда будут стремиться попасть молодые ребята. Наши болельщики привыкли видеть футбол хорошего уровня. Но после того, как исчез клуб «Кристалл», вся система была разрушена. У новой команды, по сути, отсутствует инфраструктура, нет ни учебно-тренировочной базы, ни автобуса. Мы далеко отстали от большинства команд второй лиги. Возможностей для качественной тренировочной работы нет, а результата болельщики ждут, и руководство его требует. Налицо несоответствие возможностей и желаемого. В этом году, впрочем, произошел небольшой сдвиг в лучшую сторону. Во многом благодаря усилиям директора нашего клуба Геннадия Миневича был создан дубль, где могут получать игровую практику одаренные смоленские ребята. Но необходимо и дальнейшее развитие. Учредители должны определиться, какого уровня команда нужна Смоленску, поставить перед ней соответствующие задачи и, что очень важно, подкрепить их необходимым финансированием.

 

«Быть тренером в Премьер-лиге легче, чем во втором дивизионе»


- Вы человек спокойный. Хватит ли нервов для тренерской работы?
- Наслышан о тренерах-психах. Мне, к счастью, с ними не доводилось работать. Вряд ли из неуравновешенного человека получится хороший тренер. Я могу контролировать свои эмоции, и мне кажется, что моя психология подходит для этой работы.
- Многие сравнивают тренерское место с электрическим стулом. Готовы к таким переживаниям?
- В прошлом году я участвовал в работе тренерского штаба, возглавляего Арменом Адамяном, которого считаю сильным специалистом. Мне было интересно. Я принимал участие в рабочем процессе, определении состава, тактики, стратегии. Успел понять, насколько это сложное дело, тем более что в 2009 году  условия для тренировочного процесса оставляли желать лучшего.
- Работая с разными специалистами, выбрали какой-то стиль, который бы вам особенно импонировал?
- Очень запомнился мой институтский тренер Валерий Салымов. Это был специалист высокого уровня. Казалось, что для него нет тайн в футболе. Авторитет Салымова подкреплялся его интеллектуальными способностями, эрудицией и, кроме того, он был сильным психологом. Из смоленских специалистов выделю также Игоря Белановича и Льва Платонова, который является отменным мотиватором.  В дальнейшем довелось поработать с нашими мэтрами. 
И Садырин, и Долматов, и Бышовец - все они замечательные специалисты. У каждого есть свои сильные стороны, и у каждого можно почерпнуть много полезного. 
- Ваши сыновья занимаются футболом?
- Старший перестал. А младший продолжает.
- Вы сами стали бы работать с детьми?
- Такие мысли у меня были. Мне это интересно. Но все-таки прежде всего хочу работать в профессиональной команде.
- Тренер после ВШТ должен пройти все футбольные ступени или может начинать и с Премьер-лиги?
- Все зависит от его знаний и способностей. В больших клубах у него целая команда помощников. Кто-то занимается вратарями, кто-то физической подготовкой, есть научная бригада, есть медицинская группа, от которых он получает полную информацию о футболистах. А главный осуществляет общее руководство. Порой наука бывает бессильна, и многое зависит от его интуиции.
- Выходит, что в Премьер-лиге работать даже проще, чем во втором дивизионе?
- Конечно. Здесь тренеру необходимо быть специалистом во всех областях. Плюс еще «пробивать» что-то для команды. На самом деле эти вопросы должны решать другие люди.

«Наши болельщики разучились радоваться футболу»


- В Смоленске люди часто вас узнают на улице?
- Когда играл в ЦСКА, подходили постоянно и в Москве, и в Смоленске. Сейчас останавливают только знакомые. Спрашивают, где играю. Некоторые удивляются, что в Смоленске есть такая команда - «Днепр». Есть болельщики, которые за последние годы настолько отошли от футбола, что не знают даже таких вещей.
- Болельщик в России с начала вашей карьеры сильно изменился?
- Есть города, где люди всегда настроены по отношению к команде скептически, даже если она идет на первом месте, постоянно недовольны чем-то. В Брянске - вообще идеальные болельщики. В Смоленске они тоже когда-то были такими, но за последние годы люди стали озлобленными. Многие приходят на футбол не ради положительных эмоций, а чтобы выпустить негатив. Их можно понять, команда своими результатами разучила их радоваться. Порой с трибун можно услышать нелицеприятные и необъективные высказывания в адрес команды и отдельных футболистов. Поверьте, играть дома в такой обстановке очень сложно, а на своем стадионе хочется ощущать поддержку трибун. Но у нас город футбольный,и надеюсь, что когда у команды появится результат, болельщик вернется. В «искровские» и «кристалловские» времена он у нас был одним из лучших в России.
- Как вы относитесь к планам перейти на систему «осень - весна»?
- Для этого нужны хорошие стадионы. В большинстве периферийных городов России возможностей для этого нет. В качестве эксперимента можно попробовать. Для болельщиков это, конечно, неудобно. Уже сейчас у нас прохладно, а что будет в ноябре? И кто захочет в такое время приходить на стадион? Ради трех клубов Премьер-лиги перестраивать всю систему как-то глупо.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров