Откормить, научить и отправить из Смоленска в «Спартак»

Спорт

В апреле свое 70-летие отметил заслуженный тренер России, выдающийся советский и российский футболист Георгий Ярцев. Молодому поколению смоленских болельщиков нужно напомнить - несколько лет (1968 - 1870, 1971 - 1972) Георгий Александрович отдал Смоленску. Интересно, что в молодости Ярцев не считался большим талантом и на серьезном уровне заиграл довольно поздно.


Вот что о становлении Ярцева-футболиста вспоминает в своей книге «Итоги подводить рано» легендарный смоленский тренер Лев Платонов: 

«Глубокая осень 1966-го. Я служил тогда в должности заместителя командира спортивной роты в Смоленске, отвечал за физподготовку, с активным футболом и хоккеем уже закончил. Однажды к нам в часть пришло письмо. Откуда-то из-под Омска написал его рядовой Георгий Ярцев. Он служил в ракетных войсках стратегического назначения, что впоследствии ускорило его перевод в нашу ракетную армию, в Смоленск. Письмо было такого содержания, помню почти дословно: «Я, Ярцев Георгий, закончил группу подготовки при команде «Спартак» (Кострома), знаю, что в Смоленске есть футбольная команда «Искра». Очень люблю футбол, мечтаю сыграть в этой команде и прошу вызвать меня в Смоленск».

Таких писем в то время приходило многие-многие десятки, и я бы не обратил на него особого внимания, если бы не одна деталь. Ярцев в письме упомянул, что он окончил фельдшерско-акушерское училище. Просто так, наугад просить руководство ракетной армии о вызове неизвестного нам футболиста выглядело легкомысленным делом, начальство не поощряло этого, поскольку в этом случае оголялись боевые расчеты. Кроме этого, начальство возмущалось, если мы безрезультатно «просеивали» игроков, которые по своей игре нам не подходили. О футболисте Ярцеве никто ничего не знал, даже рекомендаций у нас не было.

Вспоминаю случай, когда нам в команду усиленно «сватали» некоего мастера спорта из города Харькова. Командующий послал за ним самолет, его привезли в Смоленск, а он оказался почти полным «нулем» в футболе, и его отправили обратно. Начальство очень негодовало по этому поводу, ведь это большие государственные расходы, и все - на ветер.

Возвращаюсь к истории с Ярцевым. У нас, тогда еще непрофессиональной команды, не было в штате даже рядового врача. И я вызвал Ярцева в Смоленск исключительно потому, что он имел специальность фельдшера, еще подумал: вдруг пригодятся его хоть какие-то медицинские познания - йодом кому что помазать, или массаж провести, или еще что-нибудь по медчасти сделать.

И вот в начале 1967 года приехал наш новый то ли фельдшер, то ли потенциальный кандидат на просмотр - рядовой Советской Армии Георгий Ярцев. Взглянуть на него без слез было нельзя: прыщавый, худой, только нос торчит, ноги, как спички, в кирзовых сапогах. Я еще, помню, подумал про себя: «Ну, какой из него футболист команды мастеров?!»

В середине 1967 года «Искру» принял новый главный тренер Владимир Ильич Стрешний. Посмотрел он на Ярцева в контрольных играх, ну совсем никакой футболист, собственно говоря, до команды «Искры» он большого футбола, как говорится, «не нюхал». В сезоне-67 Ярцев за «Искру» не играл, но числился в штате команды как фельдшер. Однако по интеллекту он, конечно, уже тогда превосходил всех футболистов «Искры». Это было заметно. С хорошей речью, очень дисциплинированный, исполнительный, солидный, аккуратный, одевается всегда опрятно, можно даже сказать, со вкусом. В таких случаях говорят: порода.

За этот год Ярцев физически окреп, отъелся, самостоятельно потренировался. И Стрешний, уж не знаю как, положил на него глаз, взглянул по-новому, что-то в нем нашел (вот он, взгляд опытного специалиста!). И очень хорошо, что Ярцев попал в руки Стрешнего. Владимир Ильич обнаружил в нем скорость, умение забить, голевое чутье, неплохой удар. В сезоне 1968 года Стрешний стал его регулярно ставить в состав на игры. В паре с Колей Бурцевым Ярцев играл на правом фланге атаки «Искры».

Его посмотрел в деле и на следующий год пригласил к сe6e главный тренер ЦСКА Валентин Николаев. Тогда мы сразу поняли, что значит Ярцев для нашей команды, потеря была большая. И я его уже к концу 1970 года вернул из ЦСКА с помощью Стрешнего, который стал к тому времени главным тренером Вооруженных Сил. В ЦСКА Ярцева не оценили, скорее всего, потому, что там собралась «звездная» команда, которая выиграла чемпионат-70, и Ярцев, видимо, был тогда не нужен.

Все свои замечательные навыки профессионального футболиста Георгий Ярцев приобрел в «Искре». Он сам впоследствии не раз говорил об этом. Дело в том, что он, как и подавляющее большинство форвардов, - игрок, зависимый от партнеров, в первую очередь от конструктивных полузащитников. 

Очень важную роль в становлении его стиля игры, в совершенствовании его коронных качеств сыграло то обстоятельство, что в те годы - и в 1969-м, и позднее, в 1971 году - у нас были подлинные таланты в линии полузащиты. В 1969 году это был Александр Кузнецов, тульский «профессор» футбола, тонко чувствовавший ритм игры, понимающий партнеров, прекрасно мыслящий тактически, с великолепным пасом. Именно с него началась плеяда классных полузащитников атакующего стиля. Ему на достойную смену пришел из Курска Виктор Никифоров, умница, стержень команды. А в середине сезона-71 в «Искре» появился еще один курянин - Виктор Сухоруков.

Конечно, играя с такими даровитыми партнерами, мастерами последнего паса, Ярцев стал тоньше понимать и чувствовать футбол. Позднее, в «Спартаке», таким партнером Ярцева был Юрий Гаврилов. Все они по полной программе использовали главные качества Ярцева, а именно: уникальное умение открыться - вовремя, на свободное место, неожиданно, на высокой скорости и плюс неплохой завершающий удар. Потом Бесков говорил мне, что он обратил внимание на высокую эффективность Ярцева при завершении атак. Жора почти не транжирил голевые моменты, дорожил мячом и усилиями партнеров.

В Смоленске Георгий нашел и любовь своей жизни, девушку Любу, ставшую его женой, работала в обувном магазине на Большой Советской... Свадьба была очень красивая, отмечали мы торжество в ресторане «Днепр», с размахом. К сожалению, все закончилось там дракой с вызовом милиции. 

После окончания сезона-72 Ярцев ушел в «Гомсельмаш», который был богаче «Искры» и предложил лучшие условия. В Гомеле он отыграл два сезона и вернулся в Кострому, на родину. Там он в «Спартаке» отыграл тоже два сезона. Ярцеву было уже 29 лет, казалось бы, не за горами конец футбольной карьеры. И так бы и произошло, никто в большом футболе не услышал бы и не узнал, кто такой Ярцев. Он был не востребован командами Высшей лиги.

А дальше произошел его величество Случай, почти как у Золушки в известной сказке. «Спартак» (Кострома) отправился на традиционный ежегодный турнир «спартаковских» команд. Там Ярцева увидел Константин Иванович Бесков... Дальнейшее знают все болельщики футбола, нет нужды об этом рассказывать. Вот что значит великий тренер!

С Георгием мы стали большими друзьями. Когда его приглашали главным тренером московского «Торпедо», он звал меня на должность начальника команды. Но «Спартак» в тот год, 1996-й, стал чемпионом страны. И Ярцева не отпустили из «Спартака».








Загрузка комментариев...
Читайте также
28 минут назад

Инцидент произошел сегодня, 28 марта, в городе Ярцево.

51 минуту назад

Глава региона встретился со студентами и обсудил новый нацпроект....

сегодня, 10:29
сегодня, 09:53

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта...

Новости партнеров