Спецпроект «Рабочего пути» «Письма Победы» - 4

Спецпроект РП

В редакцию «Рабочего пути» продолжают приходить весточки времен Великой Отечественной войны, которые шлют нам родственники солдат Победы. Сегодня мы публикуем письмо Людмилы Губановой из Смоленска.

«Здравствуй, Шурик!»

Здравствуйте, уважаемая редакция! Мой дедушка Тимофей Дмитриевич Губанов родился в 1906 году. В ранней юности он заведовал избой-читальней, а позже стал журналистом: работал в районках в Лихославле, в Заокском. А последняя запись в его трудовой книжке - заместитель редактора калининской газеты «Пролетарская правда»… В 1929-м они поженились с моей бабушкой Александрой Степановной, их дочь Юлия - моя мама.

В 1941-м Тимофей Дмитриевич заочно поступил в учительский институт при Калининском пединституте. Но учиться ему не пришлось, после окончания курсов политруков он был призван на фронт. Юля с мамой всю войну провели в Тульской области, в родном Пахомове, у бабушки Дарьи. Можно сказать, им повезло: фашисты туда так и не добрались. Но их авиация очень много бомбила с воздуха. Юлия Тимофеевна вспоминает, как страшно гудели самолеты, как жарким летом они, сельская детвора, несмотря на запреты взрослых, купались в авиационных воронках, по весне наполнявшихся водой, помнит, как питались буквально «подножным кормом»... Но главным ее поручением было в соседнее Венюково, через лес, относить другой бабушке, которая болела, хлеб, купленный в автолавке… Большой радостью для нее были письма отца. Мало их у нас сохранилось. Вот на пожелтевшем листочке - витиеватый почерк дедушки с ласковым обращением к жене - он называл ее Шурик.

29 декабря 1941 г.

Здравствуй, Шурик!

Крепко, крепко целую. Желаю всего много, много хорошего! Конечно, трудностей еще будет много в новом году, но не падай духом. За меня не беспокойся. С Гитлером мы обязательно покончим и с победой вернемся домой.

Я по-прежнему живу хорошо. Здоровье отличное и вообще все в порядке. Пиши мне чаще. Передавай привет всем родным и знакомым. Еще раз обнимаю. Твой Тима.

Сохранилась также записка, написанная на клочке бумаги химическим карандашом…

8 декабря 1942г.

(...начало странички оборвано.)

Шурик! Посылаю тебе стихи, написанные нашему полку, на сохранение.

Моя жизнь без перемен. Ноябрь был очень плодотворный. Думаю, не хуже будет и декабрь. Здоровье улучшается.

Целую тебя. Твой Тима.

С войны дедушка не вернулся. Он умер после ранения во фронтовом калужском госпитале 20 марта 1943 г. Бабушка всю войну проработала почтальоном. А из воинской части ее мужа вплоть до Победы продолжали идти письма. Так однополчане поддерживали семью друга: привезли его вещи, награды, помогали с продовольствием, когда Юля заболела...

20 января 1944 г.

Добрый день, Александра Степановна, Юля и Дарья Григорьевна!

Уж вы, наверное, и забыли автора этого письма, а я решил напомнить вам о своем существовании. Живем сейчас в Белоруссии. Был в районе, где похоронен муж Александры Степановны. Мы с Андреем Ярошевичем были на его могиле. Это было, правда, давно, еще в августе. Я все собирался вам написать, но я не любитель писать письма. Сейчас я в другой части, Андрей Ярошевич от меня далеко.

Я был ранен, сейчас на продовольственной работе. Соскучился за всеми вами. Особенно за бабушкой. Помню, как мы копали огород. Выросло там что? Как хрен? Как ваше здоровье? Какие новости? Пишите мне по адресу на обороте.

С приветом Александр Черченко.

14 февраля 1944 г.

Добрый день, Шура! Вчера получил ваше письмо. Спасибо, что не забываете нас. Я постараюсь сегодня коротко рассказывать вам о том, что вас интересует. С Коломны мы выехали на фронт в июле 1943 года. Все время на Западном фронте. Жил я вместе с Андреем Ярошевичем дружно, хорошо, научил его даже купаться и менять белье.

15 августа я был в одной деревне, куда ездил делать доклад. Налетело девять бомбардировщиков, и одна бомба попала в наш блиндаж, где мы были. Правда, бомба маленькая, но я получил 11 ранений - все мелкие: в ногу, в руку и левый бок. Лечился в Калуге. Через два месяца все зажило и, как видите, я опять жив и здоров.

С Андреем Ярошевичем не переписываюсь - не знаю адреса. Нашел маму, она жива и здорова, посылаю ей деньги. Могилку вашего мужа видел возле деревни Малая Жиздра при грунтовой дороге. Там стоит деревянный постамент.

Я думаю, что мое описание вас не расстроит. Ведь всем там быть, а нам, фронтовикам, и подавно. На то и война.

Как там Юлечка? Она хорошая девочка, я соскучился по ней, пусть напишет о себе. Я живу сейчас хорошо. Работаю, снабжаю славян. Пока все есть, даже насчет выпивки не обижен. Сейчас находимся на отдыхе, отдыхаем, готовимся к боям. Очень жаль, что у меня сейчас нет таких деликатесов - хрена, например, капусты... Очень хочется острого. Как на вашем жизненном фронте? Мама, наверное, уже не маскирует свет? К вам фрицы перестали летать?

Соскучился по вашей семье. Вспоминаю проведенные вечера за картами, разговорами, смех... У нас жуткая скука. Живем в лесу. Лес сырой, земля мокрая, некуда пойти, повеселиться.

Привет Юле и маме, жду письма от Юли. Как там грибы? Возможно, заеду - попробую. Целую вас всех. Александр Щекутьев.

Если в ваших семьях хранится фронтовая корреспонденция, присылайте копии писем вместе с рассказом о своих близких и дорогих людях. Вспомним историю Великой Отечественной войны вместе! Присылать свою корреспонденцию можно по почте по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Дзержинского, 17, редакция газеты «Рабочий путь»; или же по электронной почте: postbox@rabochy-put.ru. И желательно сопровождать свои послания фотографиями героев рассказа.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров