Среда, 16 августа 2017 года

Погода 24..26 С о

Эльвира Александрова: самые гениальные идеи подсказывают дети!

Общество 11:44, 15 апреля 2010
Математику я не любила, совсем. А когда пришлось летом зубрить таблицу умножения на балконе, в то время как все нормальные дети гуляли во дворе, то вообще возненавидела эту «царицу наук». Уроки посещала без должного рвения, знаниями не блистала и получила свою «законную» итоговую «четверку» в десятом классе благодаря соседке-отличнице, которая прилежно решала за меня все самостоятельные и контрольные работы. Поэтому, когда в редакции появилась Эльвира Ивановна Александрова, автор учебно-методических комплектов по математике, доктор педагогических наук и профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии ПК и ППРО, я, как истинная «математиконенавистница», попросила поднять руки тех «рабочепутейцев», кто любил уроки математики. Таковых набралось человек семь из двадцати пяти... Однако после монолога Эльвиры Ивановны я пожалела о своей маленькой «математической» мести, потому что за полтора часа она смогла растопить мое сердце и доказать: эта скучнейшая точная дисциплина на самом деле очень простая и страшно интересная.
-Знаете, какую хитрость я всегда использую, когда иду на урок? Заранее обдумываю все так, чтобы каждый из присутствующих на нем мог стать соучастником процесса. Только тогда все начинают сопережевать происходящему на занятии, активно включаются в «игру» и получают массу положительных эмоций. Я прямо сейчас могу пойти в любую школу, на любой урок и показать, какое колоссальное значение имеет один лишь способ обучения.
- Но, судя по вашим учебникам, математика в начальных классах по Эльвире Александровой и не урок вовсе, а какой-то кружок «очумелые ручки». В ваших книгах - масса заданий, в которых предлагается что-то разрезать, склеить, а потом измерять... А считать и зубрить когда?
- Одно из основных условий успешной работы по моим учебникам - изменение самого подхода к процессу обучения. Я предлагаю отказаться от традиционной авторитарной подачи материала, когда учитель - царь и бог и автоматически всегда прав, и перейти к живому, исследовательскому изложению. Преподаватель может запросто «ошибаться», играя роль несмышленого ученика или оппонента, тогда детям будет интересно по-настоящему, ведь им самим придется объяснять, почему вот «так хорошо», а по-другому -
«уже плохо». Для своих учебников я подбираю такие варианты заданий, чтобы на уроке можно было организовать увлекательную сюжетно-ролевую игру. Учитель, например, может попросить учеников научить его чему-нибудь, а сам нарочно будет делать все не так (складывать, измерять, совмещать), и детям придется объяснять ему, «бестолковому», снова и снова, пока «как нужно правильно» не станет очевидным абсолютно для всех в классе.
- Эльвира Ивановна, а это правда, что у вас есть какая-то уникальная методика, позволяющая... играючи усвоить таблицу умножения, которая, по большому счету, сегодня уже никому не нужна, ведь практически у каждого ребенка теперь есть сотовый телефон, а в нем - калькулятор?
- Совершенно верно! А хотите, я поиграю и с вами? Запишите в столбик таблицу умножения на девять. Теперь внимательно посмотрите на получившиеся ответы. Может быть, вы обнаружили что-то интересное? (И мы, как дети, автоматически включившись в игру, стали выкрикивать: «В десятках цифры нарастают от одного до девяти, а в единицах - наоборот!», «Сумма цифр в ответах всегда равна девяти!», «Цифра в десятках всегда на один меньше, чем умножаемое число!» - Прим. авт.) Все верно! Поэтому если вы девять умножаете, например, на четыре, то автоматически знаете: первое число в ответе - тройка, а второе получается, если из девяти вычесть три. Итого: 9 х 4 = 36. А теперь представьте, какое наслаждение испытывают дети, когда вдруг делают подобные открытия? Даже видеть это - огромное счастье!
И когда мальчишки и девчонки потом носятся на перемене по коридорам и кричат: «Ура, у нас завтра таблица умножения!» - то другие школьники, которые учатся не по системе Эльконина - Давыдова, их, мягко говоря, не понимают. Таблица умножения у них, бедолаг, кроме тоски, больше ни с чем положительным, как правило, не ассоциируется. Хотя математика в начальной школе практически всегда наилюбимейший предмет, и прежде всего благодаря учителям, которые по-настоящему любят детей. Кстати, самые блестящие идеи мне были подсказаны именно последними!
Ведь школьники, обучающиеся по методике, основанной на психологической школе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, свободно мыслят, дискутируют, стараясь докопаться до самой сути. Им говоришь: делай это, а они в ответ: обоснуйте зачем - сделаем! Поэтому таких любознательных и умненьких детей и побаиваются учителя средней школы: мол, а что мы будем с ними делать?
- А не чувствуют ли себя дети при таком подходе «слишком умными»? Не слишком ли завышается самооценка ребенка?
- При правильной организации обучения этого не происходит. Но вы же понимаете, как много зависит от личности каждого конкретного преподавателя. Нужно менять психологию учителя, он должен быть на «одной ноге» с ребенком, соучастником учебного процесса.
- Судя по всему, математика - ваша главная любовь, а на какие-то другие, более легкомысленные увлечения время остается?
- Да, вы абсолютно правы, математикой я не на шутку увлеклась еще на втором курсе физмата. Хотя могла бы стать и актрисой, поскольку мечтала поступить в театральный, или пойти на филфак, где работала моя мама... Сейчас я с удовольствием путешествую. Побывав в Испании, влюбилась в эту страну и начала изучать испанский. Наконец-таки осуществила еще одну мечту - научилась кататься на горных лыжах, а параллельно написала методичку для начинающих, желающих освоить этот увлекательнейший процесс. А еще я с удовольствием управляю своей красной и очень шустрой иномаркой.
 

СКАЗАНО

О новых образовательных стандартах

- Главное сегодня не вдалбливать в голову ребенку знания, навыки и умения, что мы всегда делали на «отлично» и по рейтингам развития шли сразу после Гондураса, а заниматься творческим развитием личности ученика. Что происходит в нашей школе? Если, к примеру, сегодня предложить детям к завтрашнему дню выучить какой-нибудь стишок на китайском языке, то они это сделают. Легко! Тут мы впереди планеты всей! А чтобы заниматься формированием личности (главная задача новых образовательных стандартов), нужно понимать, какие именно механизмы нужно задействовать, какой должна быть психика ребенка. Обучение по системе Эльконина - Давыдова специально ориентировано именно на эту цель, а наши классы официально появились еще в далеком 1996 году. Однако одним учебникам уже исполнилось 20 лет, другим - 10, а воз и ныне там. Потому что для реформирования системы образования нужно изменить психологию учителя, а это невероятно трудно, тем более в масштабах всей страны.

 

Светлана Алексеевна Болотова, зав. кабинетом начального образования Смоленского областного института усовершенствования учителей:

- Эльвира Ивановна Александрова - частый и желанный гость в Смоленске. На этот раз она приезжала, чтобы познакомить смоленских учителей с новым курсом математики для традиционного начального образования. У нее очень неординарный подход, при котором ребенок сам познает закономерности математических связей, но, к сожалению,
не все учителя могут самостоятельно овладеть этой методикой, поэтому мы и приглашаем Эльвиру Ивановну, чтобы она поделилась своими «секретами».

 

 

Оценить новость
Рейтинг 1 из 5 (1 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Смоленск. Вспоминая Веру Глаголеву
6 минут назад
10

Вера Глаголева умерла сегодня, 16 августа. Кирилл Шубский,...

Журналист "Рабочего пути" раскрыла свой секрет похудения на федеральном канале
51 минуту назад
104

Ольга Марголина (Градова) стала героиней передачи «Естественный...

Подполковник из Смоленска завоевал три медали на Всемирных играх полицейских и пожарных
сегодня, 17:20
145
На соревнованиях в Лос-Анджелесе в составе сборной МВД Росси...
Смоленская область может лишиться грузопотока из Калининграда в Москву
сегодня, 16:35
341
Псковский губернатор Андрей Турчак предложил изменить логист...

Опрос

Молодой специалист сегодня - это...


   Ответили: 452