-Знаете, какую хитрость я всегда использую, когда иду на урок? Заранее обдумываю все так, чтобы каждый из присутствующих на нем мог стать соучастником процесса. Только тогда все начинают сопережевать происходящему на занятии, активно включаются в «игру» и получают массу положительных эмоций. Я прямо сейчас могу пойти в любую школу, на любой урок и показать, какое колоссальное значение имеет один лишь способ обучения.
- Но, судя по вашим учебникам, математика в начальных классах по Эльвире Александровой и не урок вовсе, а какой-то кружок «очумелые ручки». В ваших книгах - масса заданий, в которых предлагается что-то разрезать, склеить, а потом измерять... А считать и зубрить когда?
- Одно из основных условий успешной работы по моим учебникам - изменение самого подхода к процессу обучения. Я предлагаю отказаться от традиционной авторитарной подачи материала, когда учитель - царь и бог и автоматически всегда прав, и перейти к живому, исследовательскому изложению. Преподаватель может запросто «ошибаться», играя роль несмышленого ученика или оппонента, тогда детям будет интересно по-настоящему, ведь им самим придется объяснять, почему вот «так хорошо», а по-другому -
«уже плохо». Для своих учебников я подбираю такие варианты заданий, чтобы на уроке можно было организовать увлекательную сюжетно-ролевую игру. Учитель, например, может попросить учеников научить его чему-нибудь, а сам нарочно будет делать все не так (складывать, измерять, совмещать), и детям придется объяснять ему, «бестолковому», снова и снова, пока «как нужно правильно» не станет очевидным абсолютно для всех в классе.
- Эльвира Ивановна, а это правда, что у вас есть какая-то уникальная методика, позволяющая... играючи усвоить таблицу умножения, которая, по большому счету, сегодня уже никому не нужна, ведь практически у каждого ребенка теперь есть сотовый телефон, а в нем - калькулятор?
- Совершенно верно! А хотите, я поиграю и с вами? Запишите в столбик таблицу умножения на девять. Теперь внимательно посмотрите на получившиеся ответы. Может быть, вы обнаружили что-то интересное? (И мы, как дети, автоматически включившись в игру, стали выкрикивать: «В десятках цифры нарастают от одного до девяти, а в единицах - наоборот!», «Сумма цифр в ответах всегда равна девяти!», «Цифра в десятках всегда на один меньше, чем умножаемое число!» - Прим. авт.) Все верно! Поэтому если вы девять умножаете, например, на четыре, то автоматически знаете: первое число в ответе - тройка, а второе получается, если из девяти вычесть три. Итого: 9 х 4 = 36. А теперь представьте, какое наслаждение испытывают дети, когда вдруг делают подобные открытия? Даже видеть это - огромное счастье!
И когда мальчишки и девчонки потом носятся на перемене по коридорам и кричат: «Ура, у нас завтра таблица умножения!» - то другие школьники, которые учатся не по системе Эльконина - Давыдова, их, мягко говоря, не понимают. Таблица умножения у них, бедолаг, кроме тоски, больше ни с чем положительным, как правило, не ассоциируется. Хотя математика в начальной школе практически всегда наилюбимейший предмет, и прежде всего благодаря учителям, которые по-настоящему любят детей. Кстати, самые блестящие идеи мне были подсказаны именно последними!
Ведь школьники, обучающиеся по методике, основанной на психологической школе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, свободно мыслят, дискутируют, стараясь докопаться до самой сути. Им говоришь: делай это, а они в ответ: обоснуйте зачем - сделаем! Поэтому таких любознательных и умненьких детей и побаиваются учителя средней школы: мол, а что мы будем с ними делать?
- А не чувствуют ли себя дети при таком подходе «слишком умными»? Не слишком ли завышается самооценка ребенка?
- При правильной организации обучения этого не происходит. Но вы же понимаете, как много зависит от личности каждого конкретного преподавателя. Нужно менять психологию учителя, он должен быть на «одной ноге» с ребенком, соучастником учебного процесса.
- Судя по всему, математика - ваша главная любовь, а на какие-то другие, более легкомысленные увлечения время остается?
- Да, вы абсолютно правы, математикой я не на шутку увлеклась еще на втором курсе физмата. Хотя могла бы стать и актрисой, поскольку мечтала поступить в театральный, или пойти на филфак, где работала моя мама... Сейчас я с удовольствием путешествую. Побывав в Испании, влюбилась в эту страну и начала изучать испанский. Наконец-таки осуществила еще одну мечту - научилась кататься на горных лыжах, а параллельно написала методичку для начинающих, желающих освоить этот увлекательнейший процесс. А еще я с удовольствием управляю своей красной и очень шустрой иномаркой.
СКАЗАНО
О новых образовательных стандартах
- Главное сегодня не вдалбливать в голову ребенку знания, навыки и умения, что мы всегда делали на «отлично» и по рейтингам развития шли сразу после Гондураса, а заниматься творческим развитием личности ученика. Что происходит в нашей школе? Если, к примеру, сегодня предложить детям к завтрашнему дню выучить какой-нибудь стишок на китайском языке, то они это сделают. Легко! Тут мы впереди планеты всей! А чтобы заниматься формированием личности (главная задача новых образовательных стандартов), нужно понимать, какие именно механизмы нужно задействовать, какой должна быть психика ребенка. Обучение по системе Эльконина - Давыдова специально ориентировано именно на эту цель, а наши классы официально появились еще в далеком 1996 году. Однако одним учебникам уже исполнилось 20 лет, другим - 10, а воз и ныне там. Потому что для реформирования системы образования нужно изменить психологию учителя, а это невероятно трудно, тем более в масштабах всей страны.
- Эльвира Ивановна Александрова - частый и желанный гость в Смоленске. На этот раз она приезжала, чтобы познакомить смоленских учителей с новым курсом математики для традиционного начального образования. У нее очень неординарный подход, при котором ребенок сам познает закономерности математических связей, но, к сожалению,
не все учителя могут самостоятельно овладеть этой методикой, поэтому мы и приглашаем Эльвиру Ивановну, чтобы она поделилась своими «секретами».