В РВИО рассказали, как будут реставрировать Смоленскую крепостную стену

Общество

Попечительский совет смоленского регионального отделения Российского военно-исторического общества по предложению Министра культуры РФ, Председателя РВИО Владимира Мединского возглавил заместитель председателя Государственной Думы Сергей Неверов.

Главная задача – как можно быстрее приступить к реставрации Смоленской крепостной стены. О том, какие шаги для этого предстоит сделать, рассказала "Рабочему пути"  руководитель департамента информационной политики РВИО Надежда Усманова.
- Надежда Николаевна, РВИО передана вся крепостная стена?
- Стена ещё не передана РВИО, за исключением одной башни – Громовой. Передаваться она будет как единый объект культурного наследия. Сейчас Росимущество передает его Агентству по управлению памятниками истории и культуры (АУИПиК), а уже далее – Региональному отделению РВИО по Смоленской области. Передача такого объекта – большая и кропотливая работа, в ходе которой будет решено множество вопросов и уточнены детали. Мы полагаем, что этот процесс будет завершен в феврале - марте 2018 года. Подробную «дорожную карту» по реставрации стены мы представим вместе с концепцией весной этого года.

- Что конкретно планируется сделать в процессе реставрации? Уборка, ремонт, «заселение» башен, или что-то ещё?
- Во время реставрации будет реализован весь комплекс необходимых работ: от проведения обследований и составления проектно-сметной документации до непосредственно самих реставрационных работ.
Но первый этап – это уборка мусора, накопившегося за много лет и приведение в порядок прилегающей территории. Для этого мы планируем привлекать волонтёров. В дальнейшем нужно следить за состоянием объекта, вовремя проводить несложные хозяйственные работы, вывозить мусор. Это также выходит за рамки реставрации, являясь хозяйственной деятельностью. У Российского военно-исторического общества уже есть ряд объектов, в том числе и памятники архитектуры, истории и культуры. И все ремонтные работы проводятся только в соответствии со строгими правилами, которые не допускают нанесения вреда объекту наследия. Ещё есть работы по приспособлению - подготовка объектов к деятельности, согласованной в концепции и проектах.
«Заселение» - это следующий этап, если имеется в виду открытие объектов для посетителей, но не просто как архитектурных сооружений, а как культурных пространств – музеев, выставочных, досуговых или рекреационных. Конечно, мы планируем максимально «оживить» стену. Концепция в целом согласована с Министерством культуры РФ, сейчас идет её доработка и детализация. Серьезную поддержку на федеральном уровне нам оказал заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов, который избран в парламент от Смоленской области. Мы планируем презентацию концепции в Смоленске, её обсуждение и уточнение на основе мнений и предложений смолян, а также экспертов. Скорее всего, это произойдет синхронно с получением Смоленской крепостной стены в пользование Регионального отделения РВИО.
Причем по отдельным сегментам стены эти этапы могут проходить в разное время. Одна из важнейших задач, которая стоит перед нами, – обеспечение скорейшего открытия и ввода в культурный оборот прясел и башен, одного объекта за другим. Если же мы будем ждать окончания полной реставрации всего комплекса, то закрытыми будут стоять уже готовые к приему посетителей постройки. Поэтому у каждого сегмента будет свой независимый план-график проведения работ.

- Каких экспертов планируете привлечь?
- Проект большой, здесь требуется комплексный, но при этом дифференцированный подход. Реставрацию будут выполнять эксперты, привлеченные Министерством культуры РФ. В обсуждении концепции примут участие специалисты из культурных индустрий, ведущие эксперты в музейном деле, ученые историки, урбанисты, общественные деятели. Возможно, мы запустим ряд творческих конкурсов, чтобы собрать самые разные идеи для максимального раскрытия потенциала объекта.

- Кто будет делать проектно-сметную документацию и какие экспертизы предстоит пройти этому пакету документов?
- Проектно-сметная документация на реставрацию аварийных участков уже существует, ее заказывал региональный департамент по культуре. Всё остальное будет проводиться в рамках законодательства – заказчиком будут проведены необходимые конкурентные процедуры и экспертизы.

- Текущий ремонт стены - это теперь тоже возможно? Упал зубец - сделали зубец. Или всё равно нужно пройти всю цепочку согласований?
- Проектно-сметная документация разрабатывается на любой ремонт, даже если он совсем небольшой, например – один зубец. Без проекта невозможно понять, что нужно делать, а без сметы – сколько это стоит. Важнее не допускать обрушений, вовремя предупреждать их. И здесь, конечно, без текущего ремонта не обойтись.

- Будет ли облагорожена территория вокруг стены? И если да, то не помешает ли это отдыху вокруг неё? Например, не секрет, что некоторые смоляне любят выезжать к стене на шашлыки…
- На примере Башни Громовой хорошо видно: территорией вокруг объекта РВИО тоже обязательно занимается. Мы планируем разбить несколько пешеходных маршрутов вдоль стены, облагородить местность, установить урны, лавочки, фонари, навигацию и т.д. Это будет способствовать цивилизованному отдыху около стены. В этом вопросе мы рассчитываем на конструктивное взаимодействие с городскими властями. Что касается приготовления шашлыков - представьте, что их жарят на костре у стен Астраханского кремля. Или Тульского. Все должно быть цивилизованно.

- Что планируется сделать в 2018 году?
- Кроме уже анонсированного волонтёрского проекта «Стена», презентации концепции и проведения серии проектных семинаров, откроем для посещения еще одну башню и часть прясел. Планируем провести реставрацию купола и крыши над прилегающим пряслом в башне Громовой - проект вот-вот будет готов. Цена вопроса 10 млн. рублей, реставрация начнется в ближайшее время. Интересных проектов и акций будет много.

- Как попасть в число волонтёров, сколько их нужно и где они будут жить? И могут ли стать добровольными помощниками люди из других городов?
- Для размещения волонтёров планируем организовать лагерь. Заезды будут сменами, как в оздоровительных летних лагерях. У нас большой опыт такой работы. Только в 2017 году было проведено 16 лагерей, в том числе в регионах. В них приняло участие 7500 человек, а самый большой лагерь – в Бородине – за четыре смены принял 1600 человек. Наши лагеря – военно-исторические, направлены на патриотическое воспитание молодежи. В Смоленске принять участие в проекте смогут только те, кому уже исполнилось 18 лет.
Мы будем приглашать студентов профильных факультетов – будущие историки и реставраторы. Договорённости о сотрудничестве уже есть в рамках проекта Министерства культуры РФ «Школа реставратора». Минкульт организует краткосрочные курсы для студентов, после прохождения которых они смогут стать супервайзерами студенческих реставрационных отрядов. Большую часть выпускников школы направят на практику в проекте «Стена». Рассматривается и возможность организовать один из курсов школы непосредственно на объекте реставрации – Смоленской крепостной стене в рамках лагеря волонтёров.
Но не только студенты смогут стать волонтёрами проекта «Стена». Мы ждем и тех, кто решит провести «отпуск со смыслом» - вместо пляжного отдыха или пустых развлечений захочет принести пользу обществу. Есть и специальные корпоративные программы. Как правило, они реализуются через благотворительные фонды, а средства, которые корпорация тратит на такие мероприятия, распределяются не только на оплату проживания, питания волонтеров, но и непосредственно на благотворительные цели. В нашем случае это будут пожертвования на возрождение Смоленской крепостной стены.
Кроме этого, важно не забыть и о россиянах так называемого «третьего возраста» - молодых пенсионерах, которые ведут активную жизнь и готовы делиться своими знаниями и опытом с молодёжью. Их привлекают для работы на Чемпионате мира-2018, который пройдёт этим летом, к экскурсионной деятельности и участию в культурно-досуговых мероприятиях. Ведь профиль работ в проекте будет очень разный. И по каждому из них разрабатывается пакет требований, в соответствии с которыми и будет проходить распределение.
Для этого будет создан волонтёрский штаб «Стена», в котором можно будет ознакомиться с возможностями по участию в проекте и подать заявку, как индивидуальную, так и групповую.

- Давайте поговорим о финансировании. Сколько денег нужно, чтобы сделать всё необходимое, и где РВИО будет брать эти средства? Планируется ли софинансирование из федерального и областного бюджетов?
- «Чтобы сделать всё необходимое» нужно много и ещё чуть-чуть (улыбается). Общий и точный бюджет на полное восстановление Смоленской крепостной стены может быть определён только после завершения обследований и разработки проекта на основании утвержденной сметы. Конечно, речь идет о сотнях миллионов рублей. Например, на реализацию волонтёрского проекта «Стена» потребуется несколько миллионов рублей. Базовые расходы предусмотрены в бюджете РВИО на 2018 год. Но мы активно работаем и над привлечением денег из внебюджетных источников, ведём переговоры. Имена меценатов и жертвователей будем объявлять, если, конечно, они сами не будут против такой огласки. Мы не собираемся обращаться за финансированием из областного бюджета.
На реставрационные работы будут выделяться средства из федерального бюджета, как это и предусмотрено законодательством, из бюджета РВИО, а также из внебюджетных источников.
- Какие объекты планируется разместить в башнях?
- У нас есть идеи по музеефикации нескольких башен, по организации туристических маршрутов вдоль стены, есть идеи смотровых площадок, многофункциональных общественных пространств. Более подробно мы расскажем об этом на презентации уже весной.

- И все-таки: как будет проходить отбор потенциальных компаний для «заселения» башен?
- Современный культурный комплекс невозможен без объектов туристской инфраструктуры – точек общепита, торговли, досуга. Например, в британских или голландских музейных кластерах обязательно есть и магазины, и кафе, и буфеты, и кинозалы, и мастерские, и т.д. Но всё это строится вокруг главной музейной функции, подчиняется ей. Мне очень импонирует Зюйдерзее («Южное море»), находящееся на севере Нидерландов в небольшом городке Энкхёйзен. Это уникальное сочетание историко-художественного музея, музея современного искусства и большого скансена – этнографического комплекса под открытым небом «Рыбацкая деревня». Там расположены и объекты культуры, бизнеса, инфраструктуры таким образом, что всё работает на общий успех. Очень эффективны там и программа сотрудничества с местным сообществом, различные волонтёрские акции. Как рассказывал мне директор этого музейного комплекса Стефан Варник, после того, как они запустили проект целиком, даже цены на недвижимость в этом небольшом городке существенно выросли – многим захотелось жить рядом и уже никому не хотелось оттуда уезжать.

- Надежда Николаевна, что будет с башнями, в которых уже расположились музеи и другие организации? Например, музей льна. Не придётся ли им переезжать?
- Читала в соцсетях что-то вроде «прощаемся с музеем льна, его уже сносят вместе с башней». Все имеющиеся пользователи сохраняются - музей льна в Никольской башне, гимназия в Днепровских воротах, ресторан в Пятницкой. Но мы готовы подсказать музею льна, как увеличить поток посетителей, если на то будет добрая воля и к нам обратятся.

- Где планируется открыть доступ на прясла?
- Уже весной этого года откроем выход на прясла, которые находятся в удовлетворительном состоянии. В первую очередь, мы рассматриваем участок прясел у Копытенской башни в районе площади Победы.

- Каково отношение РВИО к различным флешмобам по поводу сохранения стены? И к той ситуации, когда выход на стену сначала закрыли кирпичами, а потом еще и покрасили?
- Хороший флешмоб может стать настоящим хитом и прославить объект на всю страну или даже на весь мир. Мы и сами пользуемся этим инструментом довольно часто. Надеемся, что и нас будут приглашать в качестве участников или соорганизаторов флешмобов, помогающих сохранению Смоленской крепостной стены.
То, как был закрыт вход на стену… Как говорится, без комментариев. Лучше было бы отреставрировать, обеспечить безопасность и сохранить тем самым вход для людей на башню, но, к сожалению, Росимущество, которому принадлежит объект, само не может проводить реставрационные работы. Для того, чтобы больше не попадать в столь неприятные «тупики», сейчас и происходит передача Смоленской крепостной стены в пользование сначала АУИПиК, а затем – РВИО.

- Что нужно будет делать для поддержания состояния стены, когда закончится реставрация? Будут ли какие-то обследования?
- Для поддержания стены в хорошем состоянии, для ее сохранения, необходимо не только проводить мониторинги раз в год, но и грамотно эксплуатировать всё время. Сюда входит весь комплекс материально-технического обеспечения. Это объёмная работа, которой мы обязательно занимаемся и на других наших объектах.
Беседовала Елена НЕДБАЙЛОВА








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 16:46
Полная антисанитария и отсутствие сертификатов не мешали дел...
сегодня, 16:12
Безопасность – один из ключевых приоритетов деятельности Госкорпорации...
сегодня, 16:01
Услугами переводов самому себе в разные банки через СБП уже ...
сегодня, 15:31
С 28 апреля начнется обслуживание сезонных пригородных межму...
Новости партнеров